Насилие по-таджикски: что говорят эксперты

0

Женщины терпят, мужчины считают нормой, общество закрывает глаза: почему от насилия в отношении женщин в Таджикистане так сложно избавиться?

Эта проблема признана в Таджикистане на самом высоком правительственном уровне, но по-прежнему вызывает много споров и разногласий в таджикском обществе.

Газета «Вечёрка» запустила большую медиакампанию «Вместе против насилия в отношении женщин», в рамках Международной акции «16 дней против насилия в отношении женщин», проводимой ежегодно с 25 ноября по 10 декабря.

Кто виноват?

Фото Нозима Каландарова

Насилие в отношении женщин в Таджикистане чаще всего проявляется после замужества, в семье мужа. Согласно Закона РТ «О предупреждении насилия в семье» термин «Насилие в семье» — это умышленное противоправное деяние физического, психического, сексуального и экономического характера, совершенного в рамках семейных отношений одним членом семьи по отношению к другому члену семьи.

С чем сталкиваются девушки и женщины в семьях? С психологическим насилием, которое проявляется в многочисленных запретах, оскорблениях и унижениях. С экономическим насилием, когда им запрещают работать или иметь собственные средства. С физическим насилием, когда родственники или муж применяют силу в их отношении.

Эксперты называют несколько причин возросшего в последние десятилетия насилия в отношении женщин:

низкий уровень образования женщин. Зачастую они имеют лишь начальное или неполное среднее образование.

ранние браки. Родители считают своим наипервейшим долгом выдать дочерей поскорее замуж, как им кажется, они счастливо устраивают их судьбу. Но в итоге получается, что девушки, не имеющие достаточного количества знаний и навыков, попадают в новую для себя обстановку, в которой отношение к ним, зачастую, лишь как к бесплатной рабочей силе и производительнице продолжателей рода.

стереотипное мышление в основной массе населения страны в отношении роли женщины в семье и обществе, в котором ей отводится место намного ниже мужчины, и согласно которого, она не может жаловаться, иметь свое мнение и всегда должна соглашаться с мнением мужа и его родственников.

Многие эксперты отмечают, что общественное мнение в отношении роли, поведения и положения женщины в обществе состоит в основном из большого списка требований к женщинам – того, какими обязанностями её наделило общество. А список того, на что она имеет право, слишком мал.

По мнению Гульджахон Бобосадыковой, наряду с работой государственных органов и кризисных центров, обществу нужно перестать проявлять безразличие к проблемам в семьях, связанных с насилием. Ближайшее окружение должно выступать посредником между супругами и помогать им находить компромиссы. Нежелание слышать и понимать друг друга в последнее время – главная причина скоропалительных разводов.

О том, как проводится работа на международном уровне по выполнению Конвенции ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин вы можете узнать подробно из этого интервью.

Замужество – как лекарство от всех бед?

фото Нозима Каландарова

Рассматривая случаи насилия в семьях, можно отметить, что многие женщины долго терпят издевательства и побои. Во многом, от заявления в соответствующие органы, их удерживает страх перед будущим, и, чем менее образована женщина, тем этот страх выше. Жизнь без мужа в таджикском обществе, в лучшем случае, вызывает жалость, а в худшем — осуждение. Быть замужем для многих таджикских девушек означает определенный и очень желанный статус в обществе, своего рода показатель успешности в жизни. Заключение брака становится чуть ли не главной целью в жизни.

Отсюда вытекают многие проблемы: женщина готова вытерпеть почти все ради того, чтобы оставаться замужем, в браке она полностью перекладывает ответственность за себя и свое будущее на плечи супруга и почти полностью теряет самостоятельность. И вследствие этих причин становится более уязвимой к любым изменениям в жизни. Это может быть развод, смерть супруга, длительное нахождение его в миграции, чрезмерное давление со стороны родственников мужа, экономические потрясения, рождение детей.

Стоит отметить, что на психологическое насилие со стороны женщин жалуются и мужчины, но это происходит редко. Мужчинам общественным мнением как бы запрещено жаловаться, а тем более на женщин. И это загоняет их в сложные условия, из которых каждый мужчина выбирается по-своему. Чрезмерные ожидания, возлагаемые на мужей и сыновей, становятся причинами ухода ими от ответственности, даже самой минимальной. Стереотипы, по которым мужчина просто обязан много зарабатывать и обеспечивать не только свою семью, но и семью родителей, приводят их к озлоблению и агрессивности, как реакции на экономические трудности, отсутствие работы и т. д. И хотя во многих таджикских семьях уже давно работают оба супруга, для многих мужчин отпустить свою жену на работу, чтобы выровнять экономическое положение семьи, это словно признаться в собственном бессилии и несостоятельности, как главы семьи. И общество очень часто это мнение разделяет.

Профессия «домохозяйка»: без больничных и выходных

Фото Нозима Каландарова

По мнению руководителя общественной организации  ОО «Мадина», г. Хорога, работающей с проблемами домашнего насилия, Набот Додхудоевой, один из видов насилия — экономическое, в обществе практически не признается и даже считается нормой:

С одной стороны, женщине не разрешают работать, а с другой — не дают денег на ее личные нужды (не на нужды детей и хозяйства), совершенно не учитывая тот факт, что находясь дома, женщина выполняет всю работу по хозяйству без больничных и выходных. А когда в конце месяца работающие члены семьи получают зарплату, никто не додумывается заплатить ей за этот труд.

Подробнее об опыте работы кризисного центра в Хороге можно прочесть здесь.

Интересной историей из работы проекта по предотвращению домашнего насилия (PDV) в Таджикистане поделился Алишер Мирзоев, специалист по разработке политики, защите интересов и наращивания потенциала. В ходе тренинга, сотрудников МВД попросили ответить на два вопроса: «Что Вы сделали для того, чтобы у Вашей жены родился здоровый ребенок?» и «Расскажите какую работу по дому выполняет Ваша беременная жена?». После выполнения второго задания, напротив каждого пункта в списке необходимо было указать его примерную стоимость. Если по первому вопросу большая часть опрошенных ничего не смогли написать, то по второму вопросу список был внушительным. Итоговая стоимость выполняемых беременной женщиной домашних работ превысила зарплаты мужей в 2-3 раза.

По словам Хайруллоева Фарруха, эксперта по вопросам предупреждения насилия в семье, кандидата юридических наук и специалиста по исламскому праву:

Несмотря на то, что в Законе Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье» есть определение экономического насилия, однако до сих пор на практике специалисты (компетентные правоприменительные органы) не могут правильно квалифицировать данный вид насилия. Иногда неуплату алиментов квалифицируют, как насилие в семье. Однако это неверно.

Экономическое насилие в семье, как и другие виды насилия, имеет место тогда, когда в действиях насильника есть цель и мотив, а точнее, желание сделать зависимыми других членов семьи и подчинить их своей воле, посредством лишения их имущественных благ и привилегий, утвердить свою абсолютную власть, точнее, сделать их рабами. Доказать указанную цель и мотив не простое дело, так как это находится в голове насильника (субъективная сторона насилия в семье). Здесь может помочь только высококвалифицированный психолог.

Подробное интервью с Фаррухом Хайруллоевым о роли и обязанностях женщины в Исламе подробно можно прочесть тут.

Вторая жена: реальности имущественных споров

Одними из наиболее уязвимых женщин в Таджикистане, по мнению Ларисы Александровой, независимого эксперта по правовым и гендерным вопросам

являются женщины, имеющие статус второй или третьей жены. В подавляющем большинстве, в случае насилия над ними со стороны родственников мужа или мужа самого, они не подпадают под действие Закона «О предотвращении насилия в семье.

Фото Нозима Каландарова

Неформальный институт вторых жен в республике стал стремительно развиваться во времена гражданской войны в стране. Огромное количество женщин остались без мужей, погибло много молодых мужчин, которые еще не были женаты. В то время считалось, что женщин почти вдвое больше чем мужчин и для того, чтобы «осчастливить» как можно больше одиноких женщин, мужчины стали заключать вторые, третьи и даже четвертые неофициальные религиозные браки. В настоящее время это явление по-прежнему имеет место быть, хотя по данным исследования, проведенного Агентством США по международному развитию в Таджикистане (USAID), суммарное число женщин и мужчин на конец 2017 года распределилось следующим образом (по статистике Агентства по статистике РТ):

мужчины 4528,6 млн. человек — 50,7%;

женщины 4402,6 млн. человек — 49,3%.

По словам Александровой Ларисы, женщинам, решающимся на брак с женатым мужчиной, необходимо знать, что они, в случае расставания, не могут претендовать на имущество своего супруга. Закон не предусматривает подобное.

Единственное, что они могут потребовать – это выплату алиментов в тех случаях, когда дети рожденные в таком браке официально признаны их отцом. Они также могут подать заявление в суд о вселении в квартиру или дом бывшего (пусть и неофициального) мужа. Но перед этим женщину и детей необходимо  признать членами семьи собственника жилья и установить факт того, что они проживали на территории собственности собственника жилья более 6 месяцев, — говорит она.

Вообще, имущественные споры – еще один краеугольный камень в проблеме домашнего насилия. Зачастую имущество, которое наживают супруги во время совместной жизни, по документам принадлежит кому-то из родственников мужа. Так поступают во многих семьях, чтобы мужчина смог обезопасить себя от дележа имущества в случае развода, потому что при разводе каждый супруг имеет право на свою долю в совместно нажитом имуществе. Мужчины при этом совершенно забывают о том, что лишая свою жену крыши над головой, лишают этого и своих детей, и подобное деяние имеет все признаки экономического насилия.

Вернуться женщине с детьми в дом родителей тоже часто невозможно. Там уже может жениться брат или несколько братьев. И со своей проблемой женщины остаются один на один.

Ты сама виновата!

фото Нозима Каландарова

Рассматривая проблему насилия в отношении женщин, нельзя не сказать о психологическом насилии и о его неизменной составляющей во всех других видах насилия. В таджикском обществе крайне высока степень виктимизации жертв насилия.

Различают два вида виктимизации: первичную и вторичную.

Говоря простым языком, виктимизация – это мнение жертвы о том, что она сама виновата в насилии над ней, что насилие в отношении женщины – это нормальное явление, с которым сталкиваются все женщины. Эта установка, по мнению многих экспертов, происходит родом из детства, когда девочке внушают, что она должна быть покорной и терпеливой, что родственников нельзя раздражать, иначе последует наказание, которое считается оправданным, потому что жертва сама в нем виновата.

Вторичная виктимизация наиболее опасна, так как она не только усугубляет мнение жертвы о собственной виновности, но и создает у нее впечатление, что всё против неё и поддержки ждать неоткуда. Также закрепляется мнение, что наказать насильника невозможно. В таких случаях жертва насилия либо оставляет все попытки добиться правосудия и продолжает жить в прежних условиях или просто уходит из семьи, становясь еще более уязвимой. В самых тяжелых случаях может решиться на самоубийство, как средство протеста против мира или способ навсегда убежать от боли и страданий.

О каком психологическом насилии может идти речь в случаях с женщинами?

— оскорбления, угрозы, шантаж;

— многочисленные запреты;

— запугивание;

— выбор за жертву: супруга, ВУЗа, времени замужества или учебы в школе, одежды и др.

Все эти виды психологического насилия в таджикском обществе считаются национальными традициями, которые, по мнению большинства населения, воспитывают девушек для того, чтобы они стали хорошими женами, а если расшифровать, то  покорными и бесконечно терпеливыми. Считается, что только соответствуя определенным стереотипам, женщина менее всего сможет столкнуться с насилием в свою сторону. А если же насилие в отношении ее произошло, то, в первую очередь, нужно искать причины в ней самой. Скорее всего она не была покорной, терпеливой, не так посмотрела или ответила, не так оделась, накрасилась и т.д.

А самое печальное, что психологическое насилие встречается не только со стороны мужчин, но и женщин: со стороны свекровей, родных матерей, родственников мужа, преподавателей или руководителей и др. С этим видами насилия девушки и женщины сталкиваются в семье, на работе, в учебных заведениях, на улице, в государственных организациях, куда приходят решить какие-то вопросы.

По словам многих родителей, в школах в последнее время участились оскорбления учителями девочек по разным причинам: за подкрашенные ресницы или глаза, растрепанные волосы, длину юбки или степень прозрачности рубашки. Директор или завуч школы может на линейке, перед всеми учениками школы, вытереть влажной салфеткой подкрашенные глаза или дергать за волосы, которые по мнению учителя, не соответствуют школьным порядкам. Такими действиями эти педагоги нарушают свои должностные инструкции, а также права ребенка. Девочки в таких случаях редко жалуются родителям, потому что родители либо сделают виноватой свою дочь, либо попросят терпеть. И тут начинается процесс вторичной виктимизации, который накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь девочки.

Согласно онлайн опроса для женщин, проведенного газетой «Вечерка» с 16 октября по 15 ноября этого года, среди 149 респондентов, которые подверглись когда-либо насилию, случаи психологического насилия составили 77,9% (см. графику 1).

Более подробно о результатах опроса можно узнать вот по этой ссылке.

Виртуальное пространство – благодатная почва для травли

В результате этого онлайн-опроса, насилие в Сети Интернет (как вид психологического насилия) вышло на третье место. Это сравнительно молодой вид насилия, но который за последнее время стремительно набирает обороты (см. графику 2).

По мнению Фирузы Мирзоевой, консультанта по кибербуллингу  и цифровым коммуникационным рискам:

Люди сейчас живут в очень плотном графике – работа — дом, стали меньше выходить из дома. И времени на то, чтобы знакомиться в реальной жизни не хватает. Единственным инструментом для общения с противоположным полом становится Интернет: сайты знакомств, соцсети. Онлайн общение на сегодняшний день является неотъемлемой частью нашей динамичной жизни. Если мы говорим о сексуальном преследовании в виртуальной среде, то, как правило, ему подвержены молодые, социально активные женщины, а также девушки, которые проводят большую часть своей жизни в Интернете.

Что касается насилия в отношении личности в виртуальной сети без сексуального контекста – это кибербуллинг, или проще говоря, кибер травля. Здесь пол вообще не имеет значения, также, как и возраст. В кибербуллинге вообще нет никаких критериев, по которым можно сказать, что, соответствуя им, человек избежит травли.  Травле в интернете может подвергнуться абсолютно любой человек.  Женщины, возможно, просто более эмоциональны и воспринимают многие вещи намного болезненнее, чем мужчины, — отметила она.

Фото из Интернет

Мирзоева Ф. говорит, что чаще всего женщины боятся жаловаться на насилие в Сети. Причиной этому является большая зависимость женщин в Таджикистане от общественного мнения: женщины преимущественно бояться публичной огласки. Страх быть осужденной мнением окружающих заставляет многих терпеть любое насилие и идти на поводу своих преследователей. В совокупности к страху добавляется высокий уровень виктимности (жертвенности), то есть устойчивого мнения самой жертвы — «Я сама виновата».

К насилию в Сети Интернет (иначе говоря коммуникационные риски) относят такие категории:

флейминг – когда человек агрессивно и грубо реагирует на ваши сообщения в Сети. Ему в Интернете подвержены буквально все, кто общается в соцсетях. Многие люди не умеют уважать чужое мнение и не стесняются в выражениях, когда с чем-то не согласны;

троллинг – флейминг нередко перетекает в троллинг, когда грубый спор превращается в издевательство над собеседником: саркастические шутки, издевательское комментирование любых высказываний, стёб и высмеивание оппонента;

остракизм – больше присутствует в юношеской среде. Это когда кого-то начинают выталкивать из какого-то сообщества, объявлять бойкоты, делать изгоем;

кибербуллинг – травля кого-либо по определенному признаку, за какие-то действия или из личной неприязни. В эту же категорию можно включить кибер-преследование и кибер-унижение;

киберсталкинг – это использование Интернета для преследования или домогательств человека, группы людей или организации (навязчивые сообщения в чатах, мессенджерах, комментирование фотографий и публикаций и т.д., публикация личных материалов и данных или угрозы их публикации). Под него могут попасть ложные обвинения, сплетни и клевета. Очень часто такое вид насилия происходит в случаях разрыва отношений, когда одна из сторон использует имеющуюся интимную информацию о другой стороне (фото, видео) для шантажа в корыстных целях, личной мести, манипулирования. Такое понятие, как секстинг – пересылка интимных фото и видео, для молодежи в настоящее время уже не является чем-то особо запретным. Многие с помощью подобного пытаются самоутвердиться или доказать свои чувства.

Доноры уходят, финансирование теперь за государством

В Таджикистане акцент в основном сделан  на работу с домашним насилием. Работа с женщинами, жертвами насилия, проводится различными неправительственными организациями при финансовой поддержке международных организаций и содействии государственных структур. Были открыты кризисные центры по оказанию социальной, юридической, психологической поддержки пострадавшим от домашнего насилия, как женщинам, так и мужчинам.

Так как многие проекты в данном направлении, финансируемые международными организациями, завершили (или завершают) свою деятельность, государство должно взять на себя данную работу. Для наращивания потенциала государственных структур, в данный момент, с октября 2016 по сентябрь 2019 года, осуществляется девятая фаза Проекта по предотвращению домашнего насилия (PDV) в Таджикистане.

Задачей девятой фазы проекта является объединение усилий всех государственных структур, вовлеченных в работу по этой программе. Одна госструктура, без тесного взаимодействия с другими, ничего не сможет сделать по снижению уровня домашнего насилия.

Нередко можно услышать мнение, что проблема насилия в отношении женщин надумана или навязана со стороны западных стран. Что работы в этом направлении приведут к развалу института семьи и уничтожению традиций. Но разве жестокое отношение к женщинам может быть хорошей традицией?

По мнению экспертов, мероприятия, которые ведутся в этом направлении, не являются слепым подражанием западному стилю жизни. В Таджикистане, в борьбе с домашним насилием, стараются применить мировой опыт с учетом наших культурных и национальных традиций.

Работа по проблеме проводится серьезная, жаль только, что освещение всех мероприятий для широкого круга таджикистанцев оставляет желать лучшего. Демонстрация реальных достижений лучше всего бы могла поспособствовать постепенному изменению общественного мнения о насилии в отношении женщин.

Главное фото: Фируза, таджикская женщина, работающая в поле по 16 часов. Автор Mashid Mohadjerin, фотохудожница иранского происхождения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

Зульфия Голубева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь