Женщина с инвалидностью о барьерах, препятствиях и любви
Женщины с инвалидностью в Таджикистане сталкиваются с двойной дискриминацией: со стороны общества — и своих же семей. Их исключают из жизни, прячут, отказывают в праве на любовь, брак и материнство. Как стереотипы и страхи окружающих лишают человека самого важного: быть собой и быть принятой в нашем материале.
Сильная и самостоятельная
31-летняя Саида каждый день просыпается с раннего утра и варит кофе в своей любимой турке. Девушка передвигается по дому на инвалидной коляске, у нее врожденное генетическое заболевание, из-за которого нарушен рост костей.
Саида полностью сама себя обслуживает и обустроила вокруг себя быт таким образом, чтобы лишний раз никого не просить о помощи.
“Я сама по себе с очень сильным характером и мне всегда интересно что-то узнавать, с детства интересовалась кулинарией, постоянно наблюдала как на кухне готовят старшие сестры. Думала, вот вырасту, буду готовить себе сама все, что захочу”, — рассказывает девушка.

Саида готовит завтрак на всю семью, каждый день её блюда разнообразные и необычные. Идеи она находит в интернете и мечтает начать вести свой блог о кулинарии. Она хорошо снимает видео и самостоятельно научилась монтировать и работать с кадрами.
“Я давно прошу купить мне телефон получше, там и качество, и разрешение картинок хорошее. Пока то, что я зарабатываю не хватает для такого гаджета. Семья моя не одобряет. Говорят, что это всё не серьезно и не даст дохода. А я верю, что получится, почему бы и нет? Чем я хуже других?”, — делится наша героиня.
Саида получила высшее образование в сфере менеджмента в одном из столичных ВУЗов, на работу найти не смогла. По словам девушки, это было исключительно её желание, которое в буквальном смысле было наперекор семье. Саида рассказывает, что родные всегда старались её спрятать и не показывать никому, даже соседям. Потому что думали о старших дочерях, которым предстояло выйти замуж.

Жизнь под давлением родных и традиций
Для многих женщин с инвалидностью одной из самых болезненных тем становится не только отношение общества, но и позиция собственных родственников. На пути этой девушки к выходу из собственной квартиры стоит не только лестница, лифт, что часто не предназначены для инвалидной коляски, но и семья, которая боится осуждения за то, что родился больной ребенок.
“Когда моя старшая сестра выходила замуж, я не участвовала на сватовстве и всех мероприятиях. Моя мама попросила меня не выезжать из своей комнаты, чтобы не навредить сестре. Ведь её будущая семья может подумать, что у нас плохая наследственность и отменит свадьбу. А в ресторане меня представили гостям, как дальнюю племянницу, которая живет на иждивении добрых родственников. В тот момент я поняла, что я у себя одна. И себя саму никогда не предам. Поставила себе цель начать учиться и зарабатывать, а еще я всегда очень хотела замуж”, — делится своими переживаниями наша собеседница.
По данным Министерства Социальной Защиты Таджикистане, в стране проживает более 167 000 людей с инвалидностью. Из них более 40% — женщины и девочки. При этом, по данным опубликованным в Азии Плюс за последнее время, женщины с инвалидностью подвергаются физическому, сексуализированному насилию в 1,5 раза чаще чем мужчины. И при этом, существуют стереотипы о невидимом образе жизни для женщины с инвалидностью.
Невидимая и «нежеланная»: двойная дискриминация
“Общество также редко воспринимает женщин с инвалидностью как людей, имеющих право на отношения, любовь и сексуальность. Их либо считают «бесполыми» и «не имеющими потребностей», либо — «обузой». Распространённо мнение, что такие женщины «не достойны» любви и близких отношений. В то же время мужчинам с инвалидностью в этом плане дают больше шансов: считается, что им «нужна поддержка». Ещё один стереотип: мужчина с инвалидностью может жениться на женщине без инвалидности, а вот женщина с инвалидностью будто бы «обязана» искать себе пару только среди мужчин с инвалидностью.” — рассказывает эксперт по работе с лицами с инвалидностью, Ниссо Шамсиева.

По словам специалистки, в Таджикистане, женщины с инвалидностью сталкиваются с двойной дискриминацией — по признаку пола и инвалидности. Патриархальные нормы диктуют, что женщина должна соответствовать определённым стереотипам: быть внешне «нормальной», рожать детей и соответствовать представлениям о «полноценности». Если она не вписывается в эти ожидания — её лишают права на личную жизнь. Одним словом, девушка с инвалидностью не может быть хорошей «келинкой».
«Ты не мужчина — тебя никто не возьмёт»
Саида признается, что уже с 25 лет занимается поиском партнера, однако, кроме университетских подруг и коллег-женщин, понимания у других она не находит.
“Моя семья, когда я сказала, что хочу выйти замуж, пришла в ужас. Им кажется, что на инвалидной коляске моя жизнь должна закончиться, и я не имею права хотеть семью, детей, мужа, полноценную сексуальную жизнь. Каждый раз, когда я завожу этот разговор с мамой или сестрами, они всегда говорят: «Ты же не мужчина. Мужчина наденет галстук и в любом состоянии — жених. А кто возьмет тебя? Жена нужна здоровая. Ни в коем случае, ни в кого не влюбляйся».

Медицина или мораль. Право на материнство
По словам врачей, женщины с инвалидностью могут если хотят рожать и воспитывать детей. Это их законные права, которые ни семья, ни опекуны, ни родственники не должны отнимать.
“Женщинам с инвалидностью можно рожать, если они этого хотят и нет серьёзных медицинских противопоказаний. Инвалидность — это не запрет на материнство. Отговаривать нельзя. Задача врача не давить и не решать за женщину, а объяснить риски и поддержать. Репродуктивный выбор — это право, а не «разрешение от врача». Медик должен не отговаривать, а объяснять риски, говорить открыто, уважительно, без давления. Даже в сложной ситуации у женщины должно быть информированное право выбора.
Когда медики говорят «вам не стоит рожать», не объясняя ничего или навязывая своё мнение — это грубое нарушение прав и профессиональной этики. Такие фразы унижают и дискриминируют.

Женщина с инвалидностью — такая же женщина, и у неё есть право на здоровье, материнство и уважение”, — говорит Тахмина Саидова, врач, акушер-гинеколог и директор Общественного Фонда “Общественное здоровье и права человека”.
Жалость вместо равенства: мужчина — герой, женщина — жертва
Социальные стереотипы усугубляют гендерное неравенство. Мужчине с инвалидностью могут посочувствовать, но при этом сказать: «молодец, что борется». Женщину — жалеют и не представляют в роли партнёрши.
«Мужчина с инвалидностью может быть героем, женщина —только жертвой. И эта стигма очень живая», — говорит социолог Фаррух Шарифов, автор исследований по дискриминации в Центральной Азии.
Он отмечает, что в 2023 году в рамках мониторинга по Таджикистану более 68% женщин с инвалидностью в возрасте от 25 до 40 лет никогда не состояли в официальных отношениях или браке, в то время как среди мужчин с инвалидностью эта цифра — около 38%. Цифры говорят сами за себя.
Саида признается, что ей не нужна ничья жалость. Ей просто хочется, чтобы ей не мешали. Как человеку, как женщине.
“Почему любить — не мое право. Я хочу любить, хочу открыть свое сердце, создать семью, которой у меня никогда не было. Я не хочу, чтобы моя мама боялась, что меня увидят с мужчиной, я хочу, чтобы она порадовалась за меня.”, — мечтает девушка.

Саида подчеркивает, что любовь — не поощрение за инвалидную коляску, а естественное право. И пока семья, общество и даже законодательство не начнут воспринимать женщин с инвалидностью как полноправных личностей — будут страдать судьбы многих.
Подготовила Ниссо Расулова