После падения режима в Сирии по всему миру началась «глобальная охота» за миллиардами долларов наличных и активами, накопленными семьей Башара Асада за 50 лет у власти, пишет The Wall Street Journal.
Точный размер богатства семьи Асадов неизвестен. Госдепартамент США в 2022 году отмечал, что сумму определить сложно, и оценивал активы, связанные с Асадами, в пределах от одного до 12 миллиардов долларов.
В числе покупок, сделанных близкими родственниками Башара Асада, WSJ, который ссылается на бывших американских чиновников и исследователей, перечисляет элитную недвижимость в Москве, бутик-отели в Вене и частный самолет в Дубае.
«Охота за активами режима будет открыта на международном уровне. У них было много времени до революции, чтобы отмыть свои деньги. У них всегда был план „Б“, и сейчас они хорошо подготовлены к изгнанию», — говорит Эндрю Таблер, бывший чиновник Белого дома, искавший активы членов семьи Асада в ходе работы по исполнению санкций США.
Семья Асадов начала захватывать активы при отце Башара Хафезе Асаде, который пришел к власти в 1970 году. Он, по словам университетского друга Башара Асада Аймана Абделя Нура, сделал своего зятя Мохаммеда Махлуфа главой монополии, занимавшейся импортом табака. Кроме того, Махлуф получал большие комиссионные в бурно развивавшемся строительном секторе. Когда Хафеза Асада на посту президента в 2000 году сменил его сын Башар, Мохаммед Махлуф, в свою очередь, передал бизнес-империю своему сыну Рами.
По словам парижского адвоката Уильяма Бурдона, который исследовал активы Асада, ожидалось, что семья Махлуфов будет зарабатывать деньги от имени президента и финансировать режим и его правящую семью, когда это необходимо. В итоге Рами Махлуф приобрел активы в банковском секторе, СМИ, магазинах беспошлинной торговли, авиакомпаниях и телекоммуникационной отрасли — на сумму около 10 миллиардов долларов, по оценке Госдепартамента США.
Новые возможности обогащения открыла для Асадов гражданская война в Сирии, начавшаяся в 2011 году. Младший брат президента Махер Асад командовал элитной 4-й бронетанковой дивизией армии, которая занималась контрабандой каптагона (психотропное вещество, которое также иногда называют «наркотиком джихада»), поставляя его в другие регионы Ближнего Востока.
«Члены правящей семьи были экспертами как в области насилия, так и в области финансовых преступлений», — говорит лондонский адвокат Тоби Кэдман из Guernica 37 International Justice Chambers, расследовавший бизнес Асада.Семья Реми Махлуфа активно вкладывала деньги за рубежом.
По данным расследователей, в Дубае была куплена недвижимость на сумму около 3,9 миллиона долларов, в Вене — бутик-отели и франшиза, связанная с рестораном Buddha Bar, в России — апартаменты стоимостью около 40 миллионов долларов в Москва-Сити. О том, что семья Асада купила там не менее 19 апартаментов, еще в 2019 году писала газета Financial Times.