Предотвратить легче, чем лечить: зачем нужна концепция снижения вреда?

0

До пандемии коронавируса неинфекционные заболевания (НИЗ) являлись основной причиной смертности в мире. При этом у развития этих заболеваний немало предотвратимых факторов, которые хорошо известны – это злоупотребление алкоголем, курение, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. То есть, изменив свой образ жизни и отказавшись от вредных привычек, можно снизить риск развития многих серьёзных заболеваний. Проблема в том, что не все готовы сделать это сразу и решительно, и тут на помощь приходит концепция снижения вреда. Сегодня программы концепции снижения вреда (КСВ) продвигаются в 86 странах мира. А о том, как обстоит дело с КСВ в Таджикистане наш корреспондент побеседовал с Саидой Умарзода, специалистом в области снижения вреда, профессором кафедры онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии ТГМУ.

Саида Гайрат, расскажите, пожалуйста, какая сейчас у нас в стране ситуация с неинфекционными заболеваниями?

— В Таджикистане, как и во все мире, наблюдается рост уровня заболеваемости и смертности населения от неинфекционных заболеваний.  По данным Центра медицинской статистики и информации МЗСЗН РТ в 2020 году среди причин смертности населения сердечно-сосудистые заболевания занимали лидирующую позицию (16 220 случаев смерти), на втором месте — онкологические заболевания (3 221 случай смерти), на третьем – сахарный диабет (2 029 смертей), а на четвёртом — хронические обструктивные респираторные заболевания (1 934 случая смерти). Если рассматривать уровень заболеваемости населения республики НИЗ, то следует отметить, что после пандемии короновирусной инфекции, наблюдется их рост.

Всю свою профессиональную карьеру вы специализировались на онкологии, скажите, можно ли снизить риск развития онкологических заболеваний и как?

— Снизить риск развития онкологических заболеваний можно путем постоянного повышения информированности населения о факторах риска.  Сегодня научно доказано, что состояние здоровья человека и развитие НИЗ, в том числе и онкологических заболеваний, на 50% связаны с поведенческими факторами, то есть образом жизни человека, на 20% – с генетическими факторами, ещё на 20% – с экологией и на 10% – с медицинскими факторами.  Если мы не можем оказать непосредственное воздействие на эндогенные факторы риска, то на экзогенные факторы (экология, поведенческие факторы) можем.

Например, употребление табака связано с развитием более 15 форм рака, а также сердечно-сосудистых заболеваний.  Жевательный табак (насвай) связан с развитием рака полости рта, горла, желудочно-кишечного тракта. Многочисленные научные исследования доказали, что отказ от курения положительно сказывается на состоянии здоровья человека, снижает риск развития рака и других НИЗ, а также повышает качество жизни онкологических больных после лечения и увеличивает безрецидивную и общую выживаемость. Поэтому отказ от табака или решение прекратить его употребление – это важный способ профилактики рака.

Однако в своей практической деятельности мне часто приходится сталкиваться с пациентами, которые не могут отказаться от курения и им необходима реальная помощь в преодолении этой зависимости, вредной привычки. К сожалению, сегодня мы должны считаться с такими фактами. Как мы можем им помочь? Необходимо рекомендовать уменьшение количества выкуриваемых сигарет в день и постепенный переход на альтернативные источники доставки никотина, которые менее опасны для здоровья – электронные системы доставки никотина (ЭСДН).

Следующий фактор риска – это нездоровое и несбалансированное питание, что характерно для населения нашей республики.  Мы можем рекомендовать употреблять больше фруктов и овощей, основу рациона также могут составлять продукты из растительных источников – бобовые, цельное зерно, орехи, оливковое масло, сливочное масло. Нужно также ограничить употребление соли, рафинированного сахара и животных жиров. Кроме того, необходимо ограничить употребление обработанного мяса и алкоголя, которые также повышают риск развития некоторых видов рака (молочной железы, толстой кишки, почек и печени). 

Ещё один важный момент в снижении риска развития НИЗ – необходимо поддерживать здоровый вес и быть физически активными. К сожалению, более 70% нашего населения предпочитают пассивный отдых. Между тем, любая физическая активность полезна для здоровья. А для наибольшей пользы рекомендуется уделять не менее 150 минут в неделю умеренной аэробной активности или включить в свой распорядок дня не менее 30 минут физической активности.

Словом, снизить риск развития НИЗ, в том числе онкологических, можно, повлияв на образ жизни человека, путем коррекции его поведения через предложение менее вредных альтернатив. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать методы снижения воздействия факторов, способствующих развитию НИЗ среди населения.

Расскажите, чем примечательна концепция снижения вреда и как она могла бы помочь развитию общественного здравоохранения в Таджикистане?

— Концепция снижения вреда – это одна из стратегий общественного здравоохранения, которая направлена на уменьшение негативных социальных и физических последствий, связанных с различными небезопасными поведениями человека. В отношении профилактики НИЗ внедрение в практику концепции снижения вреда станет эффективным дополняющим инструментом и может оказать положительный экономический эффект, снизить как финансовую, так и административную нагрузку на систему здравоохранения. А также, в целом сэкономить государственные расходы, повысить благосостояние народа и заложить крепкий фундамент для будущего поколения.

При выработке мер политики и определении приоритетов важное значение имеет мониторинг прогресса и тенденций в области НИЗ. Для снижения негативного влияния НИЗ на отдельных лиц и общество в целом требуется комплексный подход. Тесное взаимодействие всех структур, научного сообщества и представителей гражданского общества в работе над сокращением рисков, связанных с НИЗ, имеют важнейшее значение.

В некоторых развитых странах мира КСВ помогает поднимать уровень общественного здравоохранения и снижать затраты на него. Рассматривается ли КСВ в Таджикистане с этого ракурса?

—  Да, это так. А за последние 5 лет КСВ также внедряется в ряде стран СНГ — России, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Есть и исследования, показывающие положительный экономический эффект от внедрения КСВ. Так, недавно в Казахстане было опубликовано исследование, которое показало, что только формирование культуры правильного питания и переключения на более здоровые продукты или менее вредную альтернативу может помочь стране сэкономить около 218,7млрд. тенге в течение десяти лет. Я считаю, что Таджикистан может рассматривать КСВ с этого ракурса с учетом наиболее распространенных факторов риска НИЗ – малоподвижного образа жизни, нездорового питания, ожирения, курения и злоупотребления алкоголем, а также с учётом роста уровня заболеваемости и смертности населения от НИЗ.

— Алкоголь, курение, отсутствие подвижного образа жизни и неправильное питание, как известно, являются факторами риска развития многих НИЗ. Но некоторые люди не готовы сразу и кардинально менять свой образ жизни. Что вы можете им посоветовать?

— Если человеку не безразлично его здоровье, но при этом он не готов бросить курить, перестать употреблять алкоголь, есть высококалорийную пищу, вести малоподвижный образ жизни, это не говорит о его обреченности на вечную борьбу с заболеваниями. Напротив, это тот момент, когда нужно помочь человеку снизить вред, учитывая его физиологическую и психологическую зависимость от этого поведения. Мы предлагаем бороться с НИЗ не через призму запретов вредных привычек, а через инструменты снижения вреда, заменяя вредные продукты менее вредной альтернативой, если нельзя полностью отказаться от них. Но важно, чтобы меньший вред любой альтернативной продукции был научно обоснован. Для этого необходимо всесторонне изучать, инвестировать в науку государственные и частные средства, поощрять производителей к производству менее вредной продукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь