5 лет назад, 30 января 2018 года трагический случай произошел в Душанбе с одним из лучших таджикских журналистов Галимом Фасхутдиновым. На переходе его сбила «маршрутка» и врачи не смогли спасти. Но эта статья не только о нем, но и о моем последнем разговоре с ним — о человеческих ценностях Востока и Запада.
Менталитет и ценностные ориентации
В конце лета 2017 года я в очередной раз прилетел в Таджикистан и договорился встретиться с Галимом в самой большой чайхане в мире «Кохи Навруз» — так ее сначала объявили. Но нас не пустили, возможно, потому что ждали высоких гостей, а мы могли нацарапать на стене «Здесь были Андрей и Галим». Недолго печалясь, мы решили пообедать у Комсомольского озера (ныне озеро и парк Джавонон).
На лодочной станции оказался вкусный лагман, и со столика открывался вид на пустынный пляж Комсомольского озера, за которым возвышались купола «Кохи Навруз». В памяти всплывали картины советских лет, когда в 80-е годы пляжи озера были заполнены отдыхающими. После гражданской войны 90-х годов, когда Таджикистан покинуло более 1 миллиона человек, пляжи опустели. Не удивительно, что за обедом и чаем разговор зашел именно об этом.
«Ты удивляешься этому? – спросил меня Галим. – Наверняка у тебя при твоей жизни в Таджикистане, можно вспомнить подобные примеры, когда менталитет и ценностные ориентации меняются прямо на глазах».
Я, конечно, вспомнил фото 50-60-х годов XX века, когда на озеро приезжали всей семьей. И слушал Галима, пожалев потом, что не включил диктофон.
Дальше – следовал рассказ профессионального историка, из которого я старался не пропустить ни слова:
— Ты, конечно, в курсе, что в XXI веке пустовало здание Зеленого театра. Дело в том, что после начала массового выезда горожан из столицы, начиная с 1990 года, здание театра вот уже более 25 лет зарастало травой. Этого раньше не было, хотя здание театра было построено в 30-х годах.
Душанбинцы знали – с середины апреля по октябрь театр использовали как кинотеатр, а, начиная с 1941 года, в Сталинабад (старое название Душанбе) были эвакуированы несколько центральных театров. А в 1943 году в Зеленом театре прошли репетиции актуальной до настоящего времени пьесы «Дракон» Евгения Шварца — автора «Снежной королевы», «Доктора Айболита» и «Обыкновенного чуда».
Конечно же, я помнил, как летом в 80-е годы люди приезжали из окраин в «свой театр», где выступали «Песняры», Лили Иванова, Лайло Шарипова, Клавдия Шульженко, «Ялла», Радмила Караклаич и многие другие актеры всесоюзного и мирового уровня. Встречаясь в театре с такими же нарядными знакомыми, люди не чувствовали себя забитыми провинциалами.
Тем более, что зимой в Доме Офицеров душанбинцев ждали встречи по абонементам с известными киноактерами, с которыми виделись лишь немногие москвичи. Актеры Светлана Тома – из фильма «Табор уходит в небо», Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, Светлана Светличная, режиссер Родион Нахапетов… На встречи с ними собиралась вся столичная элита.
И вот потом театр пошел под снос… А ведь в 40-х годах на улице Пушкина и в одной из школ Сталинабада можно было увидеть красивую девочку с французской фамилией – Майю Менглет, которую потом назовут российской Софи Лорен.
Ее отец, известный актер Георгий Менглет, служил в Таджикистане в Русском драматическом театре имени Маяковского. Мало кто в нынешнем Душанбе знает об этой актрисе, ушедшей из жизни 19 января 2023 года в Австралии, но так и оставшейся гражданкой России.
Повидавший за свой век многих известных артистов, душанбинский Зеленый театр после 90-х годов никакого развития не получил. Но отправленный в небытие гражданской войной и задавленный интернетом и телевидением, театр не был забыт, даже с наступлением мирных лет и после двукратного роста населения столицы. Исчезнувший с лица земли «Зеленый» так и будет напоминать о десятилетиях советского периода и о высокой культуре душанбинцев. Вспоминать об этом, конечно, — можно, но жалеть о смене менталитета населения города и культуры, когда Восточная культура начинает доминировать – вряд ли рационально. Восточная культура никогда и никуда не вытеснялась, она всегда была у себя дома, она жила и живет по своим законам. И примеров тому достаточно.
В современных исследованиях, посвященных сравнительному анализу культур Востока и Запада, уже предпринимались попытки доказать, что слияние этих культур возможно уже в XXI веке. По всей вероятности, это далеко не так, и вот почему.
По мнению авторов статьи «Сравнительный анализ культур Востока и Запада» Надежды Гутаревой и Николая Виноградова, культура Востока отличается устойчивостью, традиционностью, незыблемостью. Анализируя содержание статьи авторов, можно заметить, что, по их убеждению, в Восточной культуре главенствует идея небытия и приоритет в общественной жизни — в религиозно-нравственных традициях и установках, консерватизм. Основа различия культур в науке для Востока — жизненный опыт, интуиция, наблюдение, большое внимание — развитию и приложению практических знаний. И, наконец, отличие культуры Востока в поведении — строгое следование поведенческим нормам, церемониальность, пассивность, созерцательность, уважение к традициям и обычаям, аскетизм.
Культура Запада — воплощает динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере. Культура Запада – это опора на экономику в решении общественных задач, динамизм, отношение к природе — потребительское, а человек противопоставляется природе, он повелевает ей. В основе наук Запада — эксперимент, математические методы, выдвижение фундаментальных теорий. Культура Запада фиксирует разнообразие норм поведения в социуме, активность, ускоренный ритм жизни, расшатывание традиций, стремление к «благам цивилизации», индивидуализм, автономность, уникальность личности.
Подводя итог этому анализу, со многими наблюдениями Гутаревой и Виноградова можно согласиться, кроме одного — ни в XXI веке, ни в последующие годы слияния культур Востока и Запада не увидит не только ныне живущее поколение, но и будущее. Сближения и слияния культур – да, они могут произойти. Но, скорее всего, редко.
Андрей Захватов