В сентябре текущего года, Общественная организация «СПИН ПЛЮС» обратилась в офис главы представительства ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в Республике Таджикистан с запросом дать экспертное заключение/мнение о возможности/невозможности передачи ВИЧ при половом контакте в случае, когда один из партнеров принимает АРВ терапию и имеет неопределяемую вирусную нагрузку.
Запрос был направлен в связи, с вошедшей в обычную практику правоохранительных органов, преследования и осуждения людей, живущих с ВИЧ как «угрозу» в передаче вируса партнеру.
Автором данного запроса является Пулод Джамолов, руководитель ОО «СПИН Плюс». В конце октября был получен официальный ответ от представительства офиса ВОЗ в Таджикистане. «Мы надеемся, что данный ответ сможет помочь в ходе следствий и судебных решений по ст. 125 УК РТ по отношение к людям, живущих с ВИЧ» — сказал Джамолов.
НИЖЕ ОТВЕТ ВОЗа
Почему ОО «СПИН Плюс» направил письмо в ВОЗ и почему организации, работающие с людьми живущие с ВИЧ, хотят Декриминилизации ВИЧ/СПИД в РТ (изменений в Уголовный кодекс РТ в статье 125 часть 1), давайте разберёмся вместе.
По мнению экспертов, часть 1 Статьи 125, Уголовный Кодекс РТ каждого ВИЧ-позитивного гражданина потенциально рассматривает как преступника, а не человека, нуждающегося в поддержке государства. По информации Минздрава РТ в стране проживает более 14 тыс. людей с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
9 ноября 2018 года, комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDOW) опубликовал рекомендации в адрес Таджикистана, отметив наличие ряда барьеров в доступе к здравоохранению, которые приводят к стремительному распространению ВИЧ.
Так, в пункте 40 содержится рекомендация по декриминализации ВИЧ – полной отмене статьи 125 Уголовного кодекса РТ. В том же 2018 году было возбуждено 33 уголовных дела в отношении 26 ВИЧ-позитивных людей, а в 2019 году к этому числу прибавилось еще, как минимум, 6 дел. Эти данные озвучил прокурор Худжанда Хабибулло Вохидов на координационном совете правоохранительных органов, 2 мая прошлого года.
По неофициальным данным, с 2019 года к уголовной ответственности привлечено более 300 человек.
С 2021 по 2022 год правозащитники “Таджикистанской сети женщин, живущих с ВИЧ» уже защищали 10 женщин, которые имеют такие кейсы.
По словам Тахмины Хайдаровой, директора “Таджикистанской сети женщин, живущих с ВИЧ”, когда они начали работать в этой сфере, увидели, что из всех женщин, которые обращаются к ним за помощью, не было случая заражения своего партнёра. «У женщин, которых мы сопровождали, были связи, половые контакты с людьми, которые не знали о диагнозе своих партнерш. Но никто из партнеров этих женщин не был инфицирован», — говорит Хайдарова.
— В социальном значении женщины из уязвимых групп – это женщины, которые экономически зависимы от других членов семьи, это женщины, которые во многом нуждаются, не владеют достаточным уровнем знаний, не имеют образования и постоянную работу. В отношении таких женщин открываются уголовные дела по статье 125 части первой, — считает она.
Тахмина говорит: “если посмотреть на закон с точки зрения международных норм, тут обозначаются дискриминационные действия в отношении людей, живущих с ВИЧ. Во время судебных процессов не учитывается использование презерватива, устное согласие половых партнеров, нулевая вирусная нагрузка, приверженность к АРВ-терапии. Такие моменты не учитываются. Если ты ВИЧ-позитивная, ты не поставила в известность своего партнера и вступила с ним в половой контакт, тогда отвечай по законодательным нормам. Тебя будут судить. Вот, к чему это приводит, — объясняет экспертка.
Эксперты говорят, что люди, у которых есть вероятность инфицироваться ВИЧ, не будут обращаться в медицинские службы, из-за страха, что об этом узнают третьи лица, органы. Они боятся попасть под статью 125. Люди останутся в тени, и риски для них и окружающих становятся выше. Сажая людей в тюрьму, создается высокий барьер в отношении получения услуг и обращения за помощью, снижает интерес к профилактике и лечению ВИЧ.
— Всем женщинам, которых мы поддерживали, нанимали адвокатов, только одна женщина, которая имела несовершеннолетнего ребенка (4 года её младшему ребенку), получила приговор сроком 6 месяцев лишения свободы. Остальные были осуждены на сроки больше года. Год, год и два месяца, полтора года, два года. Это несмотря на то, что половые партнеры остались ВИЧ-отрицательными, то есть передача ВИЧ не произошла, — рассказала Тахмина Хайдарова.
«Мы должны учитывать экономические возможности женщин, потому что когда их арестовывают, после освобождения они даже не могут работать уборщицами. Сначала от нее отворачиваются все родственники, потом говорят, что у нее судимость, и никто ее не берет на работу», — отмечает экспертка.
Как рассказала Тахмина, кейс, по которому сейчас идет проверка, девушка, которая, когда развелась с мужем в 2019 году, суд требует документ освидетельствования врача. Она идет к врачу, и узнает, что у нее ВИЧ. По решению суда она получила развод и алименты для ребенка. В 2021 году она знакомится с молодым человеком, который был в России, по телефону. Девушка сообщает ему, что у нее СПИД, он ее принимает. После этого поженились и оба уехали в Россию.
«У меня была хорошая жизнь только первый месяц, после этого муж бил меня каждый день, я забеременела, и у меня был выкидыш из-за избиений мужа. Я сбежала из России и приехала в Таджикистан. Через какое-то время пришел муж и сильно избил меня в отцовском доме, и в конце концов я получила травму. Я пошла в суд и подала жалобу на мужа, а муж жаловался на меня, что у меня ВИЧ, но он об этом не знал» — рассказала Тахмина от имени этой девушки.
Тахмина говорит, открыли уголовное дело мужчине не известно, но по отношение девушки, лежащую в больнице, возбудили уголовное дела по стати 125, част 1..
Почему часто обвиняют женщин?
В 2021 году было выявлено 722 случая заражения половым путем, из них — 463 мужчин, которые могут заразить своих жен. Но мы видим в новостях, что к уголовной ответственности привлекается больше женщин.
По данным Минздрав РТ всего по Таджикистану зарегистрировано 540 случаев заражения СПИД, то есть 64% от общего числа ВИЧ положительных составляют мужчины. Также женщины из-за анатомических особенностей детородных органов и высокой концентрации вируса в сперме чем во влагалищной секреции более восприимчивы к инфицированию ВИЧ.
Юристы говорят, в Таджикистане по 125-й статье Уголовного кодекса РТ в основном привлекаются женщины.
Эксперт по правам человека в аспекте доступа к профилактике и лечению ВИЧ ОО «Центра по правам человека» Лариса Александрова, говорит о стереотипе, присущем таджикскому обществу – о том, что заражают ВИЧ-инфекцией в основном секс-работницы. Как она подчеркнула, на самом деле, по данным Национальной программы по противодействию эпидемии ВИЧ на 2017-2020 гг. распространенность ВИЧ среди секс-работниц – 3,5%. Гетеросексуальные половые контакты – основной путь передачи ВИЧ в Таджикистане. В ряде регионов доля таких случаев достигает 70%.
В Таджикистане, на данный момент, ситуация немного поменялась, в сравнении с 2010-2012 годами. Если, например, в 2002- 2011 годах инъекционный путь был на первом месте, то за последние 10 лет доля заражения инъекционным путем снижается.
Эксперты сообщают, что вирус не передается при неопределяемой вирусной нагрузке. И часть первая статьи 125 УК РТ может помешать многим получить лечение. «Например, когда женщину ставят на учет по беременности, ее тестируют на ВИЧ и на диспансерный учет по беременности и если она уже имеет ВИЧ-положительный статус, начинают проверять её партнёра. В случае, если партнер встал на учет позже, чем женщина, либо, если у партнера выявляют ВИЧ уже после женщины, то автоматически начинается расследование.
То есть сам процесс расследования для беременной женщины – это большой стресс. Её начинают проверять, домой приходят, ее дети, соседи всё это видят. Дети не понимают, что с их мамой происходит. Женщине необходимо заниматься своим здоровьем, вынашиванием своего ребенка, его сохранением, а она занимается тем, что находится под прессом расследования и оправданием себя.
Не приведет ли отмена части 1 статьи 25 УК к росту заболеваемости?
«Если они пройдут тест на ВИЧ, они боятся, что их обвинят в уголовном преступлении. Имеющие вирус входят под определение части 1 статьи 125 УК РТ. Но сотрудники правоохранительных органов не думают, что эти люди женаты или замужем. Именно поэтому люди боятся обращаться за лечением и это может увеличить количество заболеваний”, – сказал Пулод Джамолов.
Даже бывают случаи, когда муж и жена живут в семье хорошо, но из-за непонимания в семье свекровь пошла и пожаловалась на невестку, мол, “она подвергает опасности моего сына”. Невестку едва не арестовали, несмотря на то что она имела грудного ребенка, ее отпустили по закону об амнистии.
Также есть случаи, когда друг или родственник человека с ВИЧ шантажирует его. Его шантажируют деньгами, что если он/она, имеющий СПИД не даст ему определенную сумму денег, то будет жаловаться на нее/него.
По поводу ст. 125 УК РТ, эксперт по правам человека Лариса Александрова подчеркнула, что международные рекомендации указывают, что в уголовном законодательстве и/или законодательстве в области общественного здравоохранения следует не предусматривать специальные составы преступления для случаев умышленной и намеренной передачи ВИЧ, а использовать в этих исключительных случаях состав общеуголовных преступлений. Это должно обеспечить четкое и законное определение таких элементов, как предвидение последствий, умысел, причинно-следственная связь и согласие, для обоснования обвинительного приговора и/или более суровых мер наказания.
В УК РТ предусматривается уголовная ответственность ст. 125. Заражение вирусом иммунодефицита человека:
1) Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет.
2) Заражение другого лица вирусом иммунодефицита человека, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3) Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
«Необходимо обратить внимание на диспозицию ч.1 ст. 125 УК РТ. В ней предусматривается состав не только за намеренную передачу ВИЧ, но и проставление в опасность заражения ВИЧ. А как указывают специалисты Центров СПИД, даже презерватив не дает 100% гарантию не передачи ВИЧ. Под данную диспозицию попадают практически все ЛЖВ, которые вступают в половой контакт, и тем самым данная норма лишает ЛЖВ права на сексуальное здоровье, как права на физическое и психическое здоровье. Причем данная диспозиция не учитывает информированное согласие другого партнера. Также законодательство не учитывает такие моменты как использование презервативов в качестве средства безопасности при половых контактах или неопределяемую вирусную нагрузку, при которой ВИЧ не передается согласно последним научным исследованиям, период «окна» в течение которого выявляется ВИЧ (от 3-хдо 6-ти месяцев). В законодательстве не определены пути передачи ВИЧ. При возбуждении уголовного дела по данной статье единовременно открывается статус как подозреваемого, так и потерпевшего (диспозиция статьи говорит сама за себя)» — сказала Лариса Александрова.