Дельфо Меникуччи – новый глава творческого коллектива театра оперы и балета

0

Главной новостью культурной жизни столицы последнего месяца стало назначение профессора Миланской консерватории им. Дж. Верди, известного дирижёра и вокалиста Дельфо Меникуччи на должность исполняющего обязанности художественного руководителя Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни.

Однако вернее было бы говорить об этом событии в масштабе, определённо, не только Душанбе – центральная артерия академического искусства страны получила новый мощный импульс развития, а, значит, сердце театра забилось в новом ритме – в унисон с современными реалиями. А они сегодня не ограниченны по своему идейному масштабу и созидательным ресурсам – благодаря ряду мер, планомерно принимаемых правительством страны. Успешное ведение Президентом страны политики «открытых дверей», открывает нам возможность расширять горизонты международного сотрудничества во имя развития ключевой позиции – «Культура – основа существования нации».

Отечественной публике имя Меникуччи знакомо – его путешествие в нашу страну началось ещё в мае прошлого 21-го года, когда по личному приглашению директора театра оперы и балета им. С. Айни — Камолиддина Сайфиддинзода, итальянский маэстро с полными аншлагами дал два гала-концерта, посвящённых объявлению Душанбе «Культурной столицей стран СНГ – 2021». Затем последовала оглушительно успешная постановка «Травиаты» Джузеппе Верди на языке оригинала – впервые за последние десятилетия независимого Таджикистана.

Удачные проекты стали закономерной точкой отсчёта принципиально иного формата сотрудничества – когда встал вопрос о концептуальном преобразовании и реформировании механизма работы театра, одобренный Министерством культуры, вынесшим соответствующее решение о вступлении профессора на важный пост.

О том, что сулит театру кадровая перестановка, какие перспективы международного сотрудничества открываются перед нами и, главное, как будет строиться работа с коллективами театра, рассказали ведущие эксперты области.

На новом посту прославленный маэстро свою программу комплексного преобразования театральной работы представит коллегам и общественности уже 28 апреля.

Дельфо Меникуччи не скупится на слова и эмоции, и готов немного приоткрыть завесу своих планов до намеченного срока:

— Профессор, почему вы решились на такую географическую перемену?

— Перемена, конечно, не только географическая, а комплексная, охватившая все сферы моей жизни: другая работа, другой коллектив, другая страна, обычаи и традиции. Но это только поначалу, а сегодня у меня ощущение, что я живу здесь никак не меньше десяти лет. Душанбе стал настолько родным для меня. А связующим звеном моего сотрудничества с театром им. Айни стал выпускник нашей Миланской консерватории, мой ученик Шохрух Юнусов, благодаря которому мы начали вести переговоры с дирекцией театра, и удалось осуществить мой прилёт сюда. Здесь прекрасный город, замечательный театр с талантливым художественным и административным составом, ярким бэкграундом и не менее вдохновенными перспективами на ближайшее будущее. С первых дней, я был впечатлён идеями, предложенными директором театра Камолиддином Сайфиддинзода, его готовностью воплотить самые, казалось бы, невероятные, своего рода, дерзкие замыслы и ещё тем, как энергично он берётся за поставленные задачи. То есть, они не остаются где-то в отчётах, которые, как это часто бывает, пылятся на полках, а обретают конкретные очертания, оформляются в последовательный план действий. Для меня контрактное заграничное сотрудничество – не ново, я работал в разных странах мира, но, чтобы принять приглашение стать худруком меня заставили другие причины. Можно сказать, ощущение того, что меня понимают, что руководство театра открыто смотрит в будущее, не боится говорить о проблемах и решать их, и стало для меня мотивацией. Я понял, что перемены будут налицо в геометрической прогрессии.

Два ключевых слова «проблемы» и «перемены»,  в чём они выражаются на сегодняшний день? Ведь чтобы досконально знать это, необходимо владеть ситуацией. Насколько хорошо вами изучен внутренний распорядок театральной жизни, чтобы делать те или иные выводы, или же это пока общий набросок, а уже сейчас, в должности и. о. художественного руководителя вы будете «препарировать» положение?

— Нет, это не набросок, ситуация, что называется, изнутри, мне хорошо известна. Тут необходимо прояснить один важный момент. Кандидатура художественного руководителя театра выдвигается и одобряется не на основании почётных регалий и званий, а в соответствии с реальными запросами театра. А музыкальный академический театр – это невероятной мощи механизм, целостная структура, интегрирующая в себя разные коллективы (оркестр, опера, балет, хор) и целый спектр задач, исходящих из их потребностей, которые в состоянии решить человек, имеющий за плечами немалый опыт и чувствующий все тончайшие нюансы этой деятельности, понимающий, что нужно ставить в приоритет.

— Возвращаясь всё же к проблемам?

— Наша основная проблема сейчас – это нехватка кадров, особенно в оркестре. Если раньше аналогичная ситуация была и в балете, то сегодня усилиями директора театра этот вопрос уже не столь остро стоит на повестке дня. Труппа пополнилась японскими артистами, — уже восемь выпускников хореографических колледжей прибыли в Душанбе, и это далеко не все из числа приглашённых, а возглавил балетную труппу Фарух Рузиматов – личность с большой буквы, известный, пожалуй, везде, где есть вообще балет. У него, как человека с огромным багажом мастерства, опыта и международных связей, есть своя программа развития балета в театре, можно не сомневаться, что планы – далеко идущие.  А вот с оркестром ситуация сложнее, намного. Понимаете, сердце музыкального театра – это оркестр. Нет оркестра – нет театра.

— Кадровый дефицит – тема не новая для нас, но каким вы представляете себе решение? Театр успешно практикует в последнее время приглашение иностранных специалистов – на этом и будет основываться ваша концепция вывода театра на новый уровень?

— И да, и нет. Я знаю, что процесс подготовки и привлечения артистов в Таджикистане был на протяжении достаточно длительного времени осложнён последствиями гражданской войны, которую пережила ваша страна. Однако сегодня Таджикистан – это суверенное, перспективное государство с развитой инфраструктурой и ярким человеческим потенциалом. Важно понимать ключевые позиции, которые становятся путеводными координатами на нашем, без преувеличения, нелёгком пути, – в первую очередь, наращивать отечественный потенциал. Мы не отрицаем, более того, приветствуем привлечение зарубежных специалистов. Но моя задача на посту художественного руководителя будет заключаться, в первую очередь, в работе с национальными кадрами, — к слову говоря, очень талантливыми и трудолюбивыми. Работать с коллективом театра для меня большое удовольствие, ваши солисты, например, — настоящая кладезь, они артистичны, музыкальны, жаль только, что репертуарный диапазон не достаточно широк, чтобы они могли продемонстрировать всю мощь своего дарования. А скудость репертуара объясняется нехваткой оркестрантов. Конечно, хотелось бы решить эту проблему исключительно «своими», «национальными» силами, но прямо сейчас это невозможно. Мы не раз говорили об этом с таджикскими коллегами, с директором театра и пришли к очевидному выводу – чтобы вырастить хотя бы одного настоящего музыканта, нужен далеко не один год кропотливой работы. Потому сейчас единственно правильное решение – это интегрировать в имеющийся состав иностранных коллег.

Руководство театра сегодня выступает в иной, не совсем характерной для себя роли – берёт на себя вопрос подготовки будущих артистов. Это говорит о том, что театр им. Айни сегодня представляет собой не только общепринятый образ «храма искусства», как и любой театр мира, но и целостную идейную базу академического творчества комплексно: в его образовательном, кадровом и множестве других аспектах.

— Если балетная студия пока на стадии запуска, то объявление об открытии Студии оперы выдалось резонансным – что вы можете рассказать о её деятельности?

— Это необычный для Таджикистана, но имеющий аналоги в мировом пространстве проект. О чём он? Само собой, о музыке – этом вдохновенном ключе, к которому может прикоснуться каждый, независимо от возраста.

Студия оперы имеет две основные цели. Конечно, во-первых, это поднятие квалификационного уровня профессиональных певцов, служащих в театре, — я могу предложить им методику, практикуемую в учреждениях Италии, ведь я являюсь представителем европейской школы вокала. Это будет полезно молодым исполнителям, поможет развить имеющиеся навыки, подготовит их к иному уровню работы. Во-вторых, речь идёт о массовой популяризации академического пения и это важно не только для Таджикистана, но и для любой страны. Студия имеет огромный потенциал стать образовательным средоточием для всех желающих с Центральной Азии. Я лично занимаюсь с каждым, индивидуально, также наша программа предусматривает мастер-классы от оперных исполнителей из Италии, которые будут приглашаться на контрактной основе.

Что думают о своём итальянском коллеге сами артисты театра?

— Нам очень приятно, что такая личность как Дельфо Меникуччи, профессор Миланской консерватории, вокалист, имеющий огромную практику в исполнении классических оперных произведений, будет курировать творческий процесс нашего театра, как художественный руководитель, потому что, естественно, человек с родины оперы всегда может привнести в наш театр что-нибудь новое. Как личность он очень энергичный, у него большие планы. Кстати говоря, он хочет вплотную заняться нашими молодыми солистами, помочь им в развитии их вокала. Многим из них он уже преподаёт, объясняет, как правильно использовать свои данные. В Италии самый передовой вид искусства – бельканто. У нас в планах много значимых мероприятий, в скором времени у нас будут концерты с непосредственным участием Дельфо Меникуччи, например, в честь 30-летия дипломатических отношений с Евросоюзом. Также ряд других организаций с приходом Меникуччи, горят желанием организовывать совместные мероприятия. Это большая личность в оперном искусстве. Он очень тонко чувствует музыку, как я сказал, он большой профессионал в области вокала, также он прекрасно знаком с хоровым дирижированием, — говорит главный дирижёр театра, маэстро Анвар Шоймуродов.

— Вступление профессора Миланской консерватории в должность исполняющего обязанности художественного руководителя, конечно, даст определённый толчок долгожданному развитию мировой классики в нашем театре, будет повышаться профессиональный уровень. Конечно, ждём и открытия новых горизонтов международного сотрудничества, — нам бы хотелось, чтобы кто-то из наших артистов с визитом посетил родину маэстро, — считает главный хормейстер театра, Заслуженная артистка Таджикистана Елена Тиллоева.

— С ним мне приятно работать, перед тем, как уехать в Италию маэстро мне дал партию из оперы Пуччини. Он, как настоящий профессионал, знает, что с каким певцом можно сделать. Пока он был в отъезде, я уже эту арию выучил, Знаете, все в восторге. Это, конечно, честь и хвала руководству театра, потому что нашли, пригласили такого человека, — высокообразованного, высокопрофессионального, немаловажно, очень коммуникабельного. Он быстро со всеми нашёл общий язык. Маэстро пел больше сорока лет во многих странах планеты, у него огромнейший опыт. Он, мало того, что, как дирижёр, ещё и как певец, и не просто, – а как педагог и доктор по вокалу, – нам всё показывает. Более того, он итальянец, — он вырос на этой музыке, он представитель самой знаменитой и лучшей вокальной школы в мире. И мы всё это схватываем. Знаете, я 35 лет проработал в театре, да, как вы и сказали, со многими, но, чтобы до такой степени было комфортно и результативно – со всей ответственностью могу сказать, это редкость, — рассказывает заслуженный артист Таджикистана, ведущий солист оперы Содик Нуруллоев.

— Меникуччи дирижёр и вокалист, но у него есть универсальное понимание музыки и недюжинный опыт работы в разных театрах мира. То есть, для него не составит труда вникнуть в репертуарный план балетных постановок, причём верно разместить нужные акценты и дать свои полезные рекомендации. Мы знаем не понаслышке, — работали вместе над «Травиатой», наши артисты там участвовали. Приятно поражает его доброжелательность, такой приветливый человек, готовый всегда поддержать, — словно привёз с собою внутри солнце из Италии, — делится своим мнением исполнительный директор коллектива Малика Каримова.

Ректор Национальной консерватории Таджикистана имени Талабхуджи Сатторова, Народный артист республики Мирали Достизода, за плечами которого бесценный опыт творческой и руководящей работы, уверен – в культурной жизни академического искусства страны настали новые времена:

— Если раньше вся музыкальная деятельность базировалась на русской школе вокала, то сегодня, с привлечением зарубежных специалистов, в том числе, и профессора Меникуччи, у нас появилась возможность осваивать новые горизонты, новые подходы и стили, соприкасаясь непосредственно с оригиналом. Это ни в коем случае не подрывает значимость русской музыкальной школы, сыгравшей грандиозную роль для нас, однако теперь мы можем обогатить, так сказать, творческую палитру. Это важный аспект той новой программы развития, которую сегодня активно презентует театр, и которая не может не радовать. Знаете, когда мы посетили недавнюю премьеру «Травиаты» — мы не узнали наш оркестр! Несмотря на то, что недостаёт многих артистов и, кажется, качество звучания должно было ухудшиться, но – нет! – возникало чувство, что хорошо знакомый музыкальный коллектив преображён, явственно ощущалась рука мастера, на славу поработавшего и с вокалистами, и с оркестром.

Доктор искусствоведческих наук, заведующий отделом искусствознания Национальной Академии наук Таджикистана, знаменитый музыкальный деятель Аслиддин Низоми вспоминает об уже имеющейся практике работы во главе коллектива зарубежного специалиста – и, надо признать, достаточно успешной:

— Деятельность итальянского дирижёра Жерардо Колелла с 2009 по 2012 гг., приглашённого по инициативе экс-директора театра Народного артиста РТ Холахмада Маджидова, показала, насколько результативным может быть политика привлечения зарубежных коллег, которую активно развивает нынешнее руководство театра. Это обычная процедура для всех театров мира, даже самых маститых. Опера и балет – искусство международного плана, в профильном музыкальном театре, к тому же имеющем статус «академического» иные критерии, не базирующиеся на национальных параметрах. Да и к тому же, воспитание кадров – не головная боль театра, для этого есть ряд других учреждений: музыкальные школы, колледжи, училища и пр. А сейчас перед нами открывается потрясающий шанс поработать с человеком, у которого музыкальная культура просто в крови, — нет ни малейших сомнений, что он, как профессионал с большой буквы, вытянет весь коллектив на новый уровень. Его назначение очень своевременно и целесообразно, многообещающе. Уверен, через год-два результат будет налицо. Эту идею обязательно следует всесторонне поддержать, более того, учитывая острую нехватку высококвалифицированных кадров почти во всех подразделениях – оркестр, оперная, балетная труппы, — следует и дальше приглашать людей извне, способных заполнить имеющийся пробел и снять с повестки дня этот вопрос.

Народный артист Таджикистана, председатель Союза композиторов страны маэстро Амирбек Мусо, с энтузиазмом воспринял новость в жизни главного театра страны:

— Ещё в первый приезд Дельфо Меникуччи, когда мне довелось быть на гала-концерте, я почувствовал, насколько оркестр чувствует его, да и потом, разговаривая в кулуарах с артистами театра, убедился, насколько это взаимно. Все мы были свидетелями того, как приняли почитатели и знатоки оперного искусства «Травиату» — два дня беспрерывных оваций. После этого я узнал о решении худсовета назначить профессора Меникуччи и.о. худрука – и я, как человек, мягко говоря, не первый год в сфере музыкального творчества, очень рад. Нет сомнений, что он справится с этим. Я лично очень хочу с ним поработать, у нас впереди множество концертов и спектаклей, посвящённых 35-летию государственной независимости, так что планов немало. Сейчас готовится либретто, конечно, впереди утверждение его на худсоветах различных уровней, но, надеюсь, наше великое героическое прошлое мы совместно с маэстро Меникуччи сможем отобразить в музыке.

Дельфо Меникуччи.

Багодаря природному дарованию и развитым музыкальным навыкам, ещё в студенчестве Меникуччипокоряет одну за другой конкурсные комиссии: Opera barga, Lanciano, Carlo Felice di Genova, Busoni di Empoli, AS.LI.CO. di Milano. Ведущая в мире – Миланская консерватория имени Джузеппе Верди – начинает сотрудничество с Меникуччи (где он по сей день занимает должность профессора “titolare” – «штатного»), после его беспрецедентной и безоговорочной победы на конкурсе из 900 участников.

Колосс музыкального творчества, получивший широкое признание в родной Италии и далеко за рубежом. Его гастрольная биография насчитывает десятки стран различных континентов, где маэстро восторженно принимают, в том числе, и в качестве спикера специализированных мастер-классов, – в частности, инициированные им курсы Tecnica di Affondo проводят активную работу в университетах Мичигана, Луизианы, Иллинойса США, в городах Южной Кореи, Японии, Китая, России, Литвы, Хорватии, Сингапура… Ведущие конкурсные площадки мира не обходятся без участия в жюри итальянского мэтра: Rinaldo Pelizzoni di Parma (Парма, Италия), Международный конкурс имени Штоколова (Санкт-Петербург, Россия), «NingBo» (Китай) – это лишь некоторые из известного нам списка. Творческий багаж насчитывает более 200 концертных программ на 8 языках.

Дельфо Меникуччи не ограничивается исключительно творческой – дирижёрской или вокальной – деятельностью. Он автор многочисленных научных трактатов по теории музыки, так особый резонанс вызвали выход в свет его труды «Школа пения» и «46 вокализов с аккомпанементом для техники TdA®» (издательство LiberFaber в Монте-Карло, Королевство Монако).

Ярчайший голос мировой оперы Андреа Боччелли характеризует Меникуччи как «автора важных текстов по вокальной технике, тонкого знатока лирического мира – как в чисто художественном, так и в управленческом плане» («Autore di testi importanti sulla tecnica vocale, acuto conoscitore del mondo lirico — sia in termini squisitamente artistici, sia in termini gestionali…»), — одно из самых красивых и, в то же время, точных определений нашего нового художественного руководителя.

Мастура Гулямова, Мадины Хадзиевой, пресс-служба театра

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь