Исследование о выселениях и проблемах судебной практики

0

Общественные организации «Хукукшиносон» и «Независимый центр по защите прав человека» совместно с Верховным судом Таджикистана провели исследование судебной практики о выселении, проблемах исполнения законодательства и решении этих проблем.

Авторы исследования приводят, что, несмотря на увеличение в последние годы количества сносов домов для государственных и общественных нужд, количество рассмотренных судебных дел из года в год уменьшается. Обзор судебных дел о выселении даст ясную картину, кто обращался в суды, из каких регионов страны, какое решение было принято по восстановлению нарушенных прав на жилище, выявит проблемы при рассмотрении судами дел и пробелы в законодательстве.

«Статистика показывает, что количество дел о выселении больше в городских судах, а в некоторых судах эти дела вообще не рассматривались. Например, если количество дел, рассмотренных в стране в 2020 году, составило 437, из них 121 — в судах Душанбе, 123 — в Согдийской области, 106 — в городах и районах республиканского подчинения, 83 — в Хатлоне и только 4 — в ГБАО. За этот период количество удовлетворенных исков составляет менее половины из них.

В результате были изучены гражданские дела по данным видам споров, которые рассматривались в судах городов и районов страны в период 2020-2021 годов.

В исследовании также приводятся нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в жилищной сфере.

«Согласно статье 22 Конституции Республики Таджикистан жилище неприкосновенно. Не допускаются вторжение в жилище и лишение человека его жилища за исключением случаев, предусмотренных законом, а статья 36 Конституции гласит, что каждый имеет право на жилище. Это право обеспечивается путем осуществления государственного, общественного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства.

Закон запрещает любые действия, препятствующие осуществлению прав граждан на жилище.

В соответствии с требованиями статьи 4 ГПК Республики Таджикистан, каждое заинтересованное лицо имеет право в порядке, установленном гражданским судебно-процессуальным законодательством, на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с требованиями статьи 70 Жилищного кодекса Республики Таджикистан, переселение граждан без предоставления иного жилища допускается только в следующих случаях:

-если наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными;

-если они используют жилое помещение не по назначению, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными;

-если они систематическим нарушением правил общежития делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными;

-если лица решены родительских прав и их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным;

-если лица самоуправно заняли жилое помещение;

 -предусмотренном ч.3 ст.54 Жилищного кодекса РТ;

  -предусмотренном ч.1 ст.71 Жилищного кодекса РТ;

 -предусмотренном ч.3 ст.76 Жилищного кодекса РТ;

 — предусмотренном ч.2 и 3 ст. 77 Жилищного кодекса РТ.

Лица, подлежащие выселению без предоставления другого жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой ст. 70 Жилищного кодекса РТ, могут быть обязаны судом взамен выселения произвести обмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанное заинтересованной в обмене стороной.

В соответствии с положениями части 1 статьи 71 настоящего Кодекса, в случаях признания ордера на жилое помещение недействительным вследствие неправомерных действий получивших ордер лиц, они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Если граждане, указанные в ордере, ранее пользовались помещением в доме государственного или общественного жилого фонда, им должно быть предоставлено жилое помещение, которое они занимали, или другое жилое помещение.

Согласно положениям части 3 статьи 76 Жилищного кодекса РТ, «договор поднайма, заключенный без указания срока, может быть прекращен нанимателем в любое время без объяснения причин. О прекращении договора поднайма наниматель обязан предупредить поднанимателя не более чем за три месяца. В случае отказа освобождения жилого помещения поднаниматель по иску нанимателя или членов его семьи подлежит выселению в судебном порядке без предоставления ему другого жилого помещения.

В соответствии с положениями статьи 77 Жилищного кодекса РТ: «Временные жильцы по требованию нанимателя обязаны освободить помещение в двухнедельный срок. В случае отказа освободить помещение они подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. В таком же порядке временные жильцы подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения и при прекращении договора найма жилого помещения».

«Изучение гражданских и семейных дел, связанных с защитой жилищных прав, показывает, что в принципе суды рассматривали эти дела в соответствии с требованиями материального и процессуального права и принимали соответствующие судебные акты. Однако в некоторых случаях в реализации законодательства есть недостатки», — приводят авторы работы.

Далее в исследовании приводятся примеры из конкретных дел, которые рассматривались судами в регионах Таджикистана.

Авторы исследования указывают, что согласно приведенным примерам из судебной практики, основания для переезда различны.

«Одна из причин — получение банковского кредита. Граждане закладывают в качестве залога квартиру в банке, а затем не имеют возможности погасить кредит. Есть случаи, когда члены семей не имеют возможности совместного проживания с владельцем дома или другого жилища. Возникают ситуации с выселением лиц проживающих в унаследованном доме и т. д.», — приводится в исследовании.

Авторы указывают, что вопрос о владении и аренде дома членами семьи с последующим выселением из дома вызывает в судебной практике ряд вопросов, которые не находят своего решения в действующем законодательстве.

В судебной практике при рассмотрении дел о членах семьи нанимателя жилья, собственника (собственников) и вселении других граждан, как правило, применяются статья 21 Гражданского кодекса и статьи 45-46 и 121-122 Жилищного кодекса Республика Таджикистан. Однако требования этих статей не соответствуют требованиям новых правоотношений и обычаев и традиций людей, верховенства закона, и применение этих законов в судебной практике приводит к правовым коллизиям.

Понятие «проживание граждан» дано в статье 21 Гражданского кодекса Республики Таджикистан.

«В соответствии с требованиями закона (статья 45 ЖК РТ) право пользования государственным жилищным фондом возникает, если лицо проживало с нанимателем не менее шести месяцев, ведет с ним домашнее хозяйство и является членом семьи нанимателя.  Это требование не распространяется на государственный жилищный фонд, здания и жилые помещения в зданиях, принадлежащих колхозам, кооперативам, союзам, профсоюзам и другим общественным организациям, жилищно-строительным кооперативам и частным домам. В случае переезда возникают проблемы.

В отношении индивидуального жилищного фонда — жилых домов (квартир), находящихся в собственности граждан, а также приватизированных жилых домов, находящихся в государственном и кооперативном жилищном фонде, законодательный орган предусматривает шестимесячный срок, на который не распространяется право пользования жильем.

В сельской местности у большинства домов нет правоустанавливающих документов, но там проживают люди и считаются пользователями жилья.

В большинстве случаев дома даже не имеют технического паспорта. Потому что, как правило, в книгах учета домохозяйств джамоатов отец или мать регистрируются в качестве главы семьи, а после их смерти один из их детей регистрируется в качестве главы семьи, и в соответствии с законом, это дома произвольной конструкции. Действующее законодательство в данном случае не регулирует вопрос о членах семей пользователей жилья, их правах и обязанностях.

При этом порядок признания лица собственником жилья, переселение, лишение права на жилище, срок давности по таким спорам, если у истца есть несовершеннолетние дети, выселение, а также вопрос частного, государственного, служебного, расселения лиц, проживающих в общежитиях и иных формах жилья, судьба несовершеннолетних в этом случае, лишение права на жилище, в том числе несовершеннолетних, порядок постановки на учет и снятие с учета, регистрации жилья и др., возникающие на практике, вопросы действующим Жилищным кодексом не урегулированы», — приводится в исследовании.

По мнению авторов исследования, в связи с возникновением новых экономических, жилищных, социальных и иных отношений, требующих правового решения, есть необходимость правового регулирования этих вопросов. Так, в Жилищном кодексе должны быть указаны обстоятельства и основания, при которых лицо приобретает право пользования жильем, а также конкретные основания для переселения, независимо от формы собственности, для их регулирования в судебной практике.

«Изучение судебной практики по этой категории дел показывает, что Жилищный кодекс, который в основном регулирует выселение из жилья, находящегося в государственном жилищном фонде, но специальное положение о выселении из частного жилья практически отсутствует. В этой связи следует отметить, что проблемы в судебной практике и возникающие жизненные ситуации, связанные с использованием жилья и выселением граждан, должны быть включены в Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Закон Республики Таджикистан «Об ипотеке» и другие законодательные и нормативно-правовые акты. В связи с этим есть необходимость изучения опыта других стран, чтобы действующее законодательство было более полным для регулирования жилищных отношений в РТ», — подчеркивают авторы исследования.

Автор: ОО «Независимый центр по защите прав человека»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь