В новую библиотеку без спецпропуска не пускают, а пропусков у охраны нет. Но мы всё же пробрались внутрь и побродили по её бесконечным лабиринтам.
Давненько я не была в храме науки и культуры. Стыдно признаться, но последний раз я была в библиотеке в студенческие годы, тогда мы всей группой ходили в библиотеку им. Фирдоуси, на дворе была зима, в огромных залах библиотеки было холоднее, чем на улице. Необходимую литературу нам не нашли, но за то время, пока мы ждали, так промёрзли, что без простуды не обошлось. Может быть, именно этот поход отбил желание ходить за знаниями в библиотеку. Сейчас проще, под боком компьютер и Интернет — бесконечный источник любой информации со всего мира, который можно получить, не выходя из дома или офиса. Интересно, а кто же ходит в новую, девятиэтажную библиотеку? Насколько изменились условия в храме науки, захочется ли приходить сюда вновь?
У входа в здание стоят иномарки, здесь в этот день проходило два больших мероприятия: открытие Немецкого центра и 3-й съезд специалистов народной медицины и целителей Таджикистана.
Парадная лестница, холл, охрана
По парадной лестнице поднимаемся наверх. У входа сидит человек в милицейском мундире – охранник, с ним кто-то из сотрудников библиотеки.
— Здравствуйте! Хочу записаться, это возможно?
— Идите на первый этаж, там предъявите паспорт, заплатите 10 сомони, вам выдадут пластиковую карточку. Оттуда и подниметесь, — говорят у входа.
Жаль, не удалось попасть в здание по парадной лестнице, придётся спуститься вниз. У входа огромная лужа (вроде бы дождя не было…). Уборщики пытаются смести её в разные стороны, по островкам проходим в здание.
— Как оставить сумки? Это же не дорожные чемоданы, а дамские сумочки! – возмущаются идущие мне на встречу две женщины. Охрана попросила их сдать сумки в камеру хранения, чтобы предотвратить вынос ценных экземпляров книг.
— Мы что, на грабителей похожи? Мы – гости, пришли на открытие центра и сумки свои сдавать не будем! – всё так же возмущенно говорят они.
Охрана сдаётся, и женщины идут к лифту.
У меня с охраной тоже произошёл неприятный диалог. Так как записываться сюда у меня намерения не было, то я попросила просто проводить меня к руководству.
— Вам нужен пропуск, — сказала женщина на охране.
— Так дайте мне его, могу показать паспорт или удостоверение.
— А у нас нет, — в один голос завили охранники.
Что же делать? Всем, у кого нет пластиковой карточки, вход запрещён? Оказывается, нет. Охранники просто предложили подняться на пятый этаж в приёмную руководства. Воспользуемся лифтом, раз парадной лестницей не получилось.
В холле четыре лифта. У двух из них огромная очередь. Кто-то пришёл на открытие центра, кто-то — на съезд целителей, много студентов, в том числе и иностранных, я — просто прогуляться. Оказалось, работают только два лифта. Ждать пришлось долго, минут 20. Лифт наполнялся и уходил, приезжал и снова заполнялся. Наконец дождались и поднимаемся на пятый этаж. Огромный холл, бесконечные коридоры, двери… и ни души. Ищем надпись «Кабулгох». А вот и она, приёмная директора. Но секретарь говорит, что директора нет, есть его заместитель, но и у зама дверь заперта. «Он где-то на одном из многочисленных местных мероприятий», — отмечает секретарь и предлагает подождать, но не говорит, сколько, возможно, долго. Но ждать мне некогда, и я иду бродить по галереям библиотеки самостоятельно.
Льёт
— А у вас здесь душно, — пытаюсь разговорить одну из местных смотрительниц. Оказалось, что она на редкость разговорчивая и приветливая женщина.
— Вы к нам в подвал спуститесь, там вам жарко, точно, не покажется. Там холодно и сыро, я хожу там в джемпере, сюда поднимаемся — жара.
— Обещали же систему вентиляции, что, нет?
— Есть, но не помогает, здесь жара, там холодильник, — пожимая плечами, ответила она и побежала дальше по своим делам.
Спускаемся на четвёртый этаж, здесь, как мне сказали, размещается несколько больших и малых читальных залов. Двери, двери, но практически все закрыты. Надписи только на государственном языке, поэтому иностранцам или русскоязычным посетителям библиотеки не понять назначения кабинетов за закрытыми дверями.
Открытые двери — и мы попадаем в небольшой читальный зал, здесь два посетителя: мужчина и молодая женщина. Судя по ассортименту, зал предназначен для газет и журналов. Здесь подшивка практически всех печатных изданий за многие годы.
— А кто ваши посетители, чем интересуются? – спрашиваем у смотрительницы.
— Люди разные, студенты, пожилые люди. Берут газеты, студенты — для написания научных трудов, пенсионеры приходят просто газеты почитать. Ведь они покупают пластиковую карточку за 10 сомони и могут пользоваться любым изданием бесплатно в течение трёх лет. Для многих это удобно, и деньги на газеты тратить не надо, — поясняет она.
Напротив расположен зал исключительно иранской литературы. Половина стеллажей пока пустует, смотрители только раскладывают книги в определённом порядке, их много, и работа движется медленно.
Набредаем на большой читальный зал, по сравнению с предыдущими, он действительно громадный. Посреди зала урна, с потолка в неё капает вода. Интересно, может, протекает противопожарная система?
— Нет, это текут кондиционеры, китайцы же делали, — с сожалением и усмешкой говорит местная смотрительница.
Она же нам и рассказала о ценности этого зала. Оказывается, здесь хранится литература на 43-х языках мира, пользуется особым спросом у иностранных студентов.
— Они получают у нас второе, третье высшее образование, пополняют свои знания, и мы даём им такую возможность практически бесплатно, а у себя на родине они устраиваются на престижную работу и деньги лопатой гребут. — Здесь это рассказывают, не стесняясь.
— А мы тут за 500 сомони в месяц работаем с 8 утра до 8 вечера, — говорят библиотекари.
Во всех залах чисто, тихо. За окном шумит фонтан и гонит прохладу в здание. Но не повезло тем, кто работает или учится с другой стороны, здесь жарко и душно. Всё же система вентиляции работает не совсем исправно не только в подвале. Но персонал удивительно вежлив и услужлив, несмотря на мизерные оклады и тяжёлую работу. В какой бы зал мы не заходили, к нам кто-то подходил и предлагал свои услуги, звали заходить ещё.
А в подвале холодно
Спускаясь вниз этаж за этажом, наконец, добираемся до подвала. Внизу и правда очень холодно, пахнет старыми книгами и сыростью. Думается, все, кого перевели наверх, несказанно рады своему счастью. Может, книги и должны храниться при низких температурах, но людей жалко, женщины жалуются на частые простуды и другого рода болезни. Побродив по коридорам подвала, хранилище, как таковое, я так и не нашла, двери закрыты, а на более низкие уровни без сопровождения спускаться страшно, заблудишься и замёрзнешь. И только в одном помещении мы обнаружили гору книг, их ещё не успели разобрать.
Спустя полтора часа путешествия по новой библиотеке, уже продвигаясь к выходу, не могу определиться с чувством – нравится, не нравится. Это, наверное, каждый должен решить для себя сам.
Екатерина ПАСТОРОВА