От Мургаба через Сарез до Бартанга: как российские водники покоряли реки Памира

0

Команда российских спортсменов-водников преодолела 303 км в труднодоступном регионе Горно-Бадахшанской области на Памире. Из них 29 км пешком, а 274 км по воде.

Уникальный сплав 5 высшей категории сложности (выше только последняя категория, шестая), был посвящен 25-летию договора о дружбе между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

5 октября этого года в РЦНК г. Душанбе спортсмены рассказали таджикским журналистам о своем путешествии.

В команду, под руководством мастера спорта и неоднократного чемпиона России Юрия Бабинцева, вошли действующие и бывшие инструкторы всероссийского детского лагеря «Большое Приключение» (Республика Карелия): Владимир Низрюхин, Владимир Родионов, Наталья Попова, Надежда Багрова, Дмитрий Малыгин, Павел Кочаков, Дмитрий Валиуллин.

Маршрут пролегал по рекам Мургаб и Бартанг, Сарезское озеро, а также реки Танымас и Кудара.

Путешествие поддержали:

  • Министерство иностранных дел РТ;
  • Комитет по развитию туризма при Правительстве РТ;
  • Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве РТ;
  • Посольство РФ в РТ.

Партнерами проекта выступили:

  • Авиакомпания «Сомон Эйр» (авиаперевозки);
  • Оператор «Мегафон-Таджикистан» (спутниковая связь).

Как рассказал Юрий Бабинцев, идея маршрута у него появилась давно. Когда-то эти реки он проходил по отдельности. А все эти маршруты вместе еще никто не проходил. Последний раз по отдельности эти реки официально проходили другие российские группы: в 2006 Танымас и Кудару, а в 2007 году Мургаб и Сарез.

Из Москвы группа вылетела 16 сентября. А собственно само путешествие началось 20 сентября в 30 км. от поселка Мургаб, на притоке Мургаба – Илису. Высота над уровнем моря в тех местах около 3,5 тыс. метров. Спортсменам понадобилось пару дней для акклиматизации к высокогорью. А потом ребята потратили еще два дня на пеший переход через Джелдинский непроход, чтобы выйти к той части реки, где можно было совершить первый сплав. Большая сложность прохождения в этих местах объяснялась тем, что селевые потоки практически снесли пешеходную тропу. Идти по осыпающемуся склону спортсменам пришлось с грузом под 40 кг у каждого, плюс катамараны.

Юрий Бабинцев назвал Джелдинский непроход воротами на Памир: кто сумеет его пройти, тот сможет идти дальше. Немногим туристическим группам это удавалось. А у ребят-водников это получилось, и после прохода им, собственно, и открылся Памир.

У команды было 3 катамарана: 2 двухместных и 1 четырехместный.

По реке Мургаб водники дошли за один день до Сарезского озера.  На озере путешественники применили свою опробованную технику – связали катамараны в связку для дрейфа. Мореходность у такой связки повышается в полтора раза. Если обычно группа проходит озеро за 3-4 дня, то российские водники прошли его за две ночи. Ночью пришлось идти из-за сильного встречного ветра днем. На удачу путешественникам, в эти ночи стояло полнолуние, и красота ночного Сареза, по словам ребят, просто неописуемая.

Путь по озеру, которое в народе зовут Спящим драконом, прошел спокойно. Единственный неприятный момент случился в Моржонайском заливе, где обычно стоит высокая волна. Один из катамаранов разболтало ночью в пути и пришлось его крепить прямо в воде.

Далее команда провела день на посту МЧС на озере и готовилась к переходу через Усойский завал. Причем, местные жители и сотрудники МЧС очень удивились, что путешественники отказались от вьючного транспорта. Ребята объяснили, что спортсмен должен нести свою поклажу самостоятельно. Еще один день понадобился на переход по завалу.

Ю. Бабинцев: «Было очень тяжело в тот момент. Даже иногда жалели, что отказались от осликов. Коленные суставы трещали при каждом спуске и подъеме. Но красота озера очень впечатляет. Мне кажется каждому таджикистанцу нужно хотя бы раз на нем побывать. Там даже энергетика какая-то особенная.

Когда спустились к поселку Барчадив, мы все-таки наняли осликов. Вторую часть пути вокруг Сареза прошли уже с помощью вьючного транспорта.

В Барчадиве нас встретила известная далеко за пределами Таджикистана семья Маскаевых. Их прапрапрадеда еще во времена царской России назначили смотрящим за завалом, и они помнят, ценят и с удовольствием рассказывают об этом.  Волей случая, там мы даже попали в сюжет документального фильма «Смотрители за Спящим драконом», который снимала о семье Маскаевых российская съемочная группа».

Выйдя из Барчадива, ребята заехали на реку Танымас, выше поселка Кудара, и дальше сплавлялись по Танымасу, Кударе и Бартангу. Реки эти, по словам Юрия, очень разные по характеру. Танымас забит камнями, что очень нравится водникам: на таких реках приходится использовать всю технику сплава, крутиться, быть очень внимательным.

А Кудара или Бартанг мощные реки, где очень большие пороги, словно турбины гидроэлектростанций, и на них нужно тщательно выбирать место, куда потом заплыть после сплава.

Путешествие российской команды закончилось 3 октября, буквально в пятистах метрах от афганской границы, вблизи моста в Рушанском районе.

На вопрос о каких-либо опасных ситуациях во время путешествия, экшне, как сейчас модно говорить, журналистам рассказала молодая участница похода, Надежда Багрова и Дмитрий Малыгин.

Надежда: «По Усойскому завалу мы шли примерно 8 км пешком, с рюкзаками, катамаранами. Мы шли, мечтая выйти к воде и уже появились шутки, типа: «Пороги и вода вообще будут или так и будем ходить пешком?» Увидели с высоты речку, обрадовались и решили, что наконец-то завтра оденем гидрокостюмы и поплывем. А у Юрия Михайловича Бабинцева есть привычка: прежде, чем положить рюкзак и переодеваться, он уходит и изучает, что дальше лежит по маршруту. Так вот, он возвращается и говорит: «Ребята, характер реки сильно изменился (от того, что есть в технических описаниях маршрутов), и сейчас мы по этой реке сплавляться не можем» И нас снова ожидало «увлекательное путешествие» пешком порядка 15 км. Для нас в тот момент это был настоящий экшн».

Дмитрий: «Вообще жизнь прекрасна, пока безопасна. К любому походу ты всегда готовишься. На любой риск идешь тогда, когда  на 99% ты к нему готов. И вот при прохождении одного из порогов оке-что пошло немного не так, как нужно. Сплавляемся значит, впереди большая «бочка» (порог) и вдруг высокой волной меня вымывает из катамарана. Не до конца, я остался в стременах (ноги у нас закреплены). Все гребут, а я в воде с головой. Мне все говорят: «Димон, ты куда? Баланс катамарана нарушаешь». Я им отвечаю: «Не волнуйтесь, возвращаюсь». Ребята пошутили, что, наверное, я утром не умылся и решил сделать это прямо во время сплава. А так особо опасных ситуаций, слава Богу, не случилось.

Вообще то, что Вы называете экшеном – это переворот катамарана. Подобное случается и мы готовимся к такому: тренируемся, прорабатываем действия. Но в этом путешествии переворачивания не случилось. Ко всему прочему, все участники во время сплава имеют спасательные жилеты и каски. И нужно учитывать, что все пороги, перед спуском, сначала изучаются, выставляется страховка по берегам, то есть осуществляются все мероприятия, которые, в первую очередь, должны помочь спасти всех участников в случаях ЧП».

В конце встречи, российские путешественники поделились впечатлениями о людях в Таджикистане. Юрий Бабинцев был на Памире 30 лет назад. С того времени сменились государства, но люди в горах Памира остались такими же открытыми и доброжелательными.

Команда российских водников участвует в этом году в Кубке России, и поход по горным памирским рекам заявлен ими как претендент на победу. Ребята очень надеятся не просто занять призовое место, а выиграть.

Юрий Бабинцев удивляется, почему российские спортсмены не часто посещают Таджикистан. Даже одну из посещаемых рек – Бартанг. Туристы пообещали рассказать и показать красоты нашего края, чтобы россияне начали приезжать сюда чаще.

Ребята поделились видео, сделанным во время прохождения пути, а мы делимся им с вами.

Зульфия Голубева

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь