В Таджикистане преследование журналистов законом запрещено. Однако они должны сами беречь себя

0

В Таджикистане созданы все нормативно-правовые базы и предпосылки для журналистской деятельности, и это позволяет им вести свою профессиональную деятельность в рамках существующих законов, не опасаясь вероятной мести или преследований.

В статье 30 Конституции Республики Таджикистан подчёркивается: «Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации… Государственная цензура и преследование за критику запрещается». Согласно статье 162 Уголовного Кодекса Республики Таджикистан, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста в любой форме запрещается, и за это законодательством предусмотрены административные и дисциплинарные наказания.

Однако в журналистской деятельности многое зависит от конкретных обстоятельств, посредством которых жизнь и здоровье журналиста по субъективным и объективным причинам подвергается опасности.

Шестого февраля 2016 года киргизскими пограничниками на воротах жителей село Овчи-калъача Бободжонгафуровского района Северного Таджикистана Абдугаффором Джалоловым и Мухаммадали

Абдувалиевым был вывешен флаг Республики Кыргызстан. В целях уточнения причин и освещения данного события на место отправился корреспондент таджикской службы радио «Озоди» МаъсумМухаммадраджаб. Когда журналист вёл беседу с местными жителями, он был задержан киргизскими пограничниками и далее был доставлен в здание местного отделения Службы национальной безопасности Кыргызстана, находящийся недалеко от центра Лейлекского района Баткенской области. Допрашивали его в течение восьми часов. Составляли протокол онезаконном пересечении госграницы со стороны иностранных граждан в неустановленной местности.  Журналист попытался доказать, что в том месте, где он находился, в течение десятков лет жили и живут граждане Таджикистана, и оно никогда не было предметом спора двух соседних республик. Более того, в этих местах пока не завершены процессы по демаркации и делимитации линий госграниц. Нигде пока  не установлены опознавательные знаки, обозначающие линию границ. Поэтому, даже в случае спорности этих земель, они не имеют права задерживать и допрашивать его. Однако его доводы соседними пограничниками и службой безопасности не были услышаны и учтены. Журналисту в течение этих восьми часов не давали возможности есть, отправлять физические потребности. Лишь после погашения штрафа в размере, эквивалентном $50, его освободили и привезли к линии государственной границы.

По мнению экспертов, своевременное сообщение местными гражданами Таджикистана о его задержании кыргызскими пограничниками дало положительный эффект. Они сообщили о факте задержания журналиста местным органам власти Таджикистана, и таким образом информация пошла вертикально, до вышестоящих уполномоченных инстанций. Они, в свою очередь, просили своих киргизских коллег незамедлительно освободить  таджикского журналиста. В случае несообщения журналистом о задержании ход событий могли приобрести драматический характер и даже иметь негативные последствия.

Бывают случаи, когда журналист направляется в места события и невольно становится участником инцидента. Так было с корреспондентом Центра журналистских расследований Таджикистана, 20-летним Доро Сухроби. 18 сентября 2016 года с целью освещения хода строительства дорог и уличной торговли он отправился на рынок «Гипрозем» города Душанбе. Он невольно вмешался в спор между продавщицей и сотрудником милиции, в итоге  подвергся избиению со стороны стража порядка. На следующий день он в интервью с корреспондентом «Озодагон» рассказал о случившем инциденте:- Женщина примерно 55-лет, которая продавала напитки, имела конфликт с человеком в гражданской форме и жаловалась: «Вчера я дала 100 сомони, откуда каждый день найду деньги, чтобы давать вам? У вас, что нет матери, все же торгуют на улице? Почему не смотришь на других, а только на меня?» Когда журналист хотел понять суть конфликта, мужчина в гражданской форме заявил журналисту: «Откуда ты взялся, законник, почему нас фотографируешь?» Сотрудник орган правопорядка отобрал камеру журналиста, сломал флешку.

— После этого, — продолжал свой рассказ журналист,- он приказал человеку в форме, и тот меня привёз в отделение внутренних дел микрорайона «Гипрозем». Человек в гражданской форме избивал меня до тех пор, пока я не потерял сознание. Другие, кто были с ним, не препятствовали ему. Позже из разговора я понял, что он их начальник». Судя по рассказам ДороСухроби, «он около 40 минут был в здании милиции и за это время получил травмы рук, лица и головы». Потом он позвонил по телефону доверия министру внутренних дел и сообщил об этом инциденте. Далее пресс-служба МВД Республики Таджикистана сообщила, что расследование данного инцидента находилось под личным контролем министра внутренних дел РамазонаРахимзода.

-В ходе проверки факт избиения был подтверждён,- сообщила тогда пресс-служба. — Для установления личности подозреваемого в избиении журналиста и для опознания были представлены все сотрудники участка №19 ОМВД-1 района Сино, однако среди них журналист не узнал человека, который его избил.

Стало известно, что за допущение данного инцидента начальник административного участка Ислом Ходжаев был освобождён от должности. Материалы, собранные по данному факту, направлены в прокуратуру района Сино города Душанбе для принятия законного решения. Позже ДороСухроби отказался от своего иска.

20-го декабря 2016 года на частном ТВ «Танин» была показана программа «Оила», которая вызвала широкий резонанс у зрителей и лиц, личности которых были задеты в программе. Гражданка Гулнора Алимова, бывшая супруга героя программы, обратилась в суд города Худжанда с исковым заявлением об унижении её личного достоинства и распространении заведомо ложной информации в отношении администрации, творческой группы данной телепередачи. Она потребовала взыскать с организаторов передачи крупную сумму в качестве морального ущерба. Судом, по требованию обеих сторон, была два раза назначена лингвистическая экспертиза. Оба раза эксперты показали отсутствие на данной передаче признаков оскорбления и унижения личности.Но после рассмотрения дела суд принял решение: ТВ «Танин» должна организовать передачу и сообщить зрителям о допущенных ими определённых ошибках в телепередаче «Оила», показанной вечером 20-го декабря 2016 года. Взыскать в качестве морального ущерба  у генерального директора ТВ «Танин» и творческой группы, а также героя передачи  в пользу пострадавшей денежный штраф в сумме 23 тысяч сомони. По словам юриста, защищающего интересы ТВ «Танин»,МухаббатДжураевой, в настоящее время они подали кассационную жалобу в Согдийский областной суд и намерены оспаривать вынесенное городским судом решение о возмещении морального ущерба.

По мнению независимых медиаэкспертов, если бы в вышеназванной программе соблюдали баланс и пригласили на передачу другую сторону конфликта, тогда не было бы столь длительного судебного разбирательства.

Пятого декабря 2017 года в здании Согдийской областной прокуратуры был задержан журналист и квнщик Хайрулло Мирсаидов. По словам старшего помощника прокурора области ГульчехрыГаибназаровой, дело было возбуждено на основании имеющихся материалов в Интернете, которые писал сам Мирсаидов, а также на основании заявления начальника Управления по делам молодёжи и спорта Согдийской области ОлимаЗохидзода. Вотношении Мирсаидова применена мера пресечения в виде заключения под стражу, и он содержится в СИЗО-2 города Худжанда. Как написала газета «Азия плюс» со ссылкой на Гульчехру Гаибназарову, в настоящее время проводится ревизия отчётов Мирсаидова за последние три года. По предварительной версии следствия, ХайруллоМирсаидов в ходе своей деятельности в качестве главы КВН Таджикистана присвоил  более 300 тыс. сомони.

«Однако точная цифра будет известна по окончании проверки», — говорила она корреспонденту «АП».

26 января текущего года прокурор Согдийской области ХабибуллоВохидов в ходе пресс-конференции заявил перед журналистами, что уголовное дело в отношении журналиста и лидера таджикской команды КВН ХайруллоМирсаидова не расследуется под грифом «секретно». Он обещал журналистам представлять СМИ все подробности дела по завершению следствия.

Интересы ХайруллоМирсаидова защищает адвокат Аскар Турсунов, представленный ОО «Независимый центр по защите прав человека».  Он заявил журналистам, что его подзащитный не жалуется на условия содержания, и у него хорошее самочувствие. Адвокат воздержался от других комментариев и подробностей, ссылаясь на то, что подписал акт о неразглашении тайны следствия. Напомним, что в настоящее время в отношении ХайруллоМирсаидова возбуждено уголовное дело по четырём статьям УК РТ: 245, ч.4, п.»б» (присвоение или растрата), 189, ч. 2, п. «г» (возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды), 340, ч.1 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), 346, ч. 2, п.»а» (заведомо ложный донос) УК РТ.

Вызывает изумление у многих членов общественности факт подозрения журналиста в совершении преступления, предусмотренного статьёй 189 УК РТ. Прокуратура пока не объясняет, всвязи с чем выдвинуты обвинения в отношении Мирсаидова по данной статье. Некоторые СМИ, ссылаясь на слова отца журналиста, сообщили, что, согласно материалам дела, с которыми ему удалось ознакомиться, команду КВН, которую возглавлял его сын- ХайруллоМирсаидов, обвиняют в «оскорблении чести и достоинства таджикского народа» в некоторых их скетчах. 5-го апреля истекает очередной двухмесячный срок задержания журналиста. В защиту журналиста с заявлениями выступали международные правозащитные организации, такие как AmnestyInternational, HumanRightsWatch (HRW) и Норвежский Хельсинкский комитет по правам человека и Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане.

Напомним, что до момента задержания, то есть ещё в ноябре 2017 года ХайруллоМирсаидов написал открытое письмо Президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмону, Генеральному прокурору Юсуфу Рахмону  и экс-председателю Согдийской области АбдурахмонуКодири, в котором просил их обратить внимание на проблемы, с которыми столкнулась сборная КВН из-за «коррумпированности чиновников Согдийской области». ХайруллоМирсаидов обвинял Управление по делам молодёжи и спорта Согдийской области во лжи.

Следует отметить, что одной из щепетильных тем, освещающихся журналистами,  является радикализм, экстремизми терроризм. Экстремистам и радикалам не по душе, когда в СМИ освещают их деятельность. Они в социальных сетях часто грозят журналистам физической расправой. 8–го января 2015 года по телефону в адрес главного редактора региональной независимой газеты «Пайк»АхмадиИброхима поступил звонок от Нусратулло Назарова, более известного по своим видеообращениям в социальных сетях как Абу ХолидКулоби, воюющего в составе армии ИГИЛпротив правительственных войск в Сирии и Ираке. Журналист сообщил СМИ, что разгневанный Абу Холид требовал прекратить публикацию материалов, очерняющих «джихадистов». В противном случае с журналистом расправятся. Он обещал «вернуться и сжечь офис газеты вместе со всеми сотрудниками». Журналист обратился в органы безопасности и там ему обещали предпринять соответствующие меры. Тогда в своём заявлении журналист отметил, что это не первый случай, когда некоторые сторонники Абу ХолидаКулоби угрожают журналистам расправой.

-Мы сотрудничаем с правоохранительными органами. Работаем с теми молодыми людьми, которые поддерживают его идеи»,- сообщил тогда журналист представителям средств массовой информации.

В местах лишения свободы отбывают длительные сроки наказания журналисты Абдукаххор Давлат и ХикматуллоСайфуллозода- активные члены запрещённой в Таджикистане Партии Исламского возрождения Таджикистана(ПИВТ). Они были задержаны, а потом осуждены после сентябрьских событий 2015 года в Таджикистане.

Необходимо отметить, что угрозы и предупреждения со стороны боевиков так называемого Исламского государства Ирака и Леванты (ИГИЛ), побои и задержания журналистов служат уроком для журналистского сообщества. Журналисты стали более осторожными, бдительными и сдержанными. Среди большинства из них процветает самоцензура.Они редко рискуют своей жизнью и не ездят в приграничные районы освещать проблемы местных граждан с переходом границ, торговли, обеспечении водой, земли, инфраструктур.Реже стали затрагивать злободневные проблемы: коррупция, кумовство, протекционизм, непотизм, злоупотребление служебными полномочиями должностных лиц. В ходе возникших конфликтов в приграничных селах Исфаринского и Бободжонгафуровского районов на места событий, в основном, ездили представители независимых СМИ. В Таджикистане по Указу Президента от 15 сентября 2011 года ежегодно два раза  проводятся пресс-конференции государственных структур. В ходе этих пресс-конференций руководство правоохранительных структур призывает журналистов к конструктивному сотрудничеству.

По словам юриста-правозащитника Садриддина Саидова, в настоящее время безопасность журналиста во многом зависит от самого журналиста. Для того чтобы обезопасить себя, журналист должен быть нейтральным, беспристрастным, правдивым, честным, финансово независимым, соблюдать профессиональную этику, работать по требованиям стандартов современной журналистики.

«Прежде всего, они должны соблюдать правила сбалансированности»,- говорит Садриддин Саидов. — Причём, как в печатных, так и электронных СМИ, независимо от их форм собственности. В таком случае не возникает личных обид, серьёзных претензий. Современный журналист не должен быть судьёй, выражать симпатию одной, а антипатию другой стороне. Тогда он приобретает иммунитет доверия граждан, а также госструктур, и всякая угроза в его адрес будет снижена до минимума».

Фарход ШАРИПОВ

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь