Современная городская культура складывается на протяжении многих веков. Основной тенденцией развития Душанбе в последнее время стало увеличение удельного веса городского населения за счёт внутренних мигрантов–сельчан. Ныне Душанбе представляет собой специфическое образование не только в системе расселения, но и в системе общественных отношений.
Отток большого количества городских жителей в 90-х годах прошлого века привёл к замещению их сельским населением, не готовым воспринимать чуждую для них городскую культуру, и они привнесли в город собственные поведенческие модели, игнорируя городскую культуру.
Сложилась городская культура, которая претерпевает особые трудности в восприятии её мигрантами-сельчанами. Им непонятны правила проживания в больших густонаселённых кварталах, домах, и не только. Новичкам, по заверению их соседей, чужды правила санитарии. Они не могут разговаривать тихо, так утверждают потомственные жители города. Более того, отмечают с удивлением старцы, некоторые заезжие граждане не приучены переходить дороги в положенных местах, а также подобающе пользоваться общественным транспортом. По наблюдению некоторых статистов, прогулки по улицам, проспектам и садам города, как то свойственно коренным жителям города, не вполне ещё адаптированным к жизни столицы сельчанам не всегда по нраву. Им куда приятнее бывает устраивать посиделки на не предназначенных для этого городских газонах.
В своём поведении наши сельские соотечественники проявляют коллективное мышление. Одним словом, сельско-городские жители пристраивают город к своим условиям жизни. Поэтому, желаем мы того, или нет, процесс этот является вполне объективным. Однако этим процессом необходимо управлять.
В последние годы в городах и районах страны ведётся широкое строительство и обновление городской инфраструктуры, пришедшей в упадок за годы независимости. Строятся многоэтажные дома с парковками и современными коммуникациями. Возводятся грандиозные культурные объекты. Однако проявляющееся преобладание воздействия сельской культуры над городской может послужить снижению общей культуры жителей, проживающих в городе. До сих пор попытки городских властей изменить поведенческие модели сельчан не приносят особого успеха. Для того чтобы это произошло, необходимы более активные усилия.
Трещина городской культуры становится всё больше
Состояние проспектов и улиц столицы наглядно обнаруживают как всё совершенство, так и изъяны столицы. Печально видеть, как некогда восхитительный Душанбе именно по причине низкой культуры отдельных жителей в восприятии превращается в некий город «барачного» типа.
Мы становимся невольными свидетелями того, как отдельные «предприимчивые» граждане по своему усмотрению, без соблюдения норм градостроительства строят дома, торговые точки, центры обслуживания.
Вышеуказанная проблема имеет место быть. Но по причине бездействия некоторых соответствующих столичных органов существующие проблемы с каждым днём набирают новые обороты.
Грязное состояние площадок, дворов, дорог, улиц и проспектов, наличие нервирующих «автостоянок» на первых полосах автомобильной дороги, беспорядочная уличная торговля, ограждённые дворы возле домов – всё это сегодня стало более нормой, нежели исключением из правил.
Не от того ли с такими проблемами часто приходится сталкиваться что горожане перестали ценить чистоту, аккуратность, опрятность?
По последним официальным статистическим данным, население Таджикистана составляло 8 млн. 161 тыс. человек, 2 млн. 170,9 тыс. из которых составляют городские жители, 5 млн. 990,2 тыс. — сельское население.
На протяжении последних лет доля сельского населения стабильно остаётся на уровне 73,6 %, городского — 26,4%.
Между тем, село сохранило традиционную систему выживания через приверженность к хозяйственно-культурному типу осёдлых земледельцев, через обрядовую традицию, через поддержание семейно-родственной структуры. Такие взаимоотношения продолжают доминировать в таджикском обществе и сейчас.
Фируз КАСЫМОВ