Президент Международной федерации футбола Йозеф Блаттер, однажды побывав в Таджикистане, прозвал нашу страну «Футболистаном». Высокого спортивного чиновника тогда поразило то, до какой степени таджикские дети, у которых порой нет даже самого простого кожаного мяча, всё же повсеместно увлекаются футболом. На днях нечто похожее ошеломило и корреспондента «Вечёрки».
На сей раз мальчишки увлекались игрой миллионов прямо посреди трассы с интенсивным двухсторонним движением. Если ехать от моста со стороны развилки «Авул» — «Автовокзал» в направлении глазной больницы, то напротив фабрики «Ширин» и ниже, почти до УГАИ МВД РТ можно увидеть, что на свободной средней полосе установлены высоковольтные линии электропередач. Тамошний зелёный газон, просторный по своим размерам, что вширь, что в длину, и становится импровизированной детской площадкой для подвижных игр. Мальчишек нисколько не пугает опасное соседство. Между тем трасса с двухсторонним движением является потенциальной опасностью для каждого, так как вылетевший на дорогу футбольный мяч может утянуть под колёса рьяного игрока, который выбегает на трассу, выхватывая спортивный снаряд непосредственно из-под колёс несущихся по трассе машин. О том, что это опасное и рискованное занятие, и что в любой момент подросток может оказаться под колёсами авто, а затем, в лучшем случае, с увечьем будет доставить в медучреждение на лечение, подростки знают, но продолжают испытывать свою судьбу, а заодно и упражнять свою «волю». Одного из игроков, Дильшод, решил разоткровенничаться:
— Мы знаем, что здесь опасно играть, вокруг нас в разном направлении пролетают на скоростях машины, водители иногда показывают нам кулаки из кабин. Но это нас не пугает, мы любим простор, и, конечно, понимаем, что нужна осторожная игра, чтобы не стать жертвой дорожного движения. Родители знают, что мы играем в футбол, но где мы играем, им не рассказываем. Почему мы не играем на спортивной площадке за общеобразовательной школой №37? Так это не наше поле. Иногда приходим к площадке — дверь закрыта на замок, а мы и не расстраиваемся, у нас есть запасной вариант, где всегда всё открыто — заходи и играй.
Оборудованный футбольный комплекс за общеобразовательной школой №37.
Куратор данного комплекса столичного района Сино решил остаться инкогнито, но поведал о том, как молодые ребята, проживающие в окрестных домах, на площадке проводят своё свободное время.
— Оборудованный спортивный комплекс, — отметил он, — открывается в 8.00 и работает до 12 часов дня. Затем мы открываем спортивный комплекс в 13.00 и работаем до 9 вечера. Здесь подростки занимаются подвижными спортивными играми. Проводим соревнования по баскетболу, футболу, бегу и т.д. Нами организованны футбольные команды. Территория эта небольшая, игроки собираются по 7 человек в каждой команде, которые и соревнуются между собой, играя в минифутбол. Все довольны: и игроки, и болельщики. Только к посетителям спортивной площадки есть наши претензии. Хотелось бы поговорить о культуре воспитания подрастающего поколения. Подростки, проживающие в окрестных домах, собираются на спортивной площадке, проводят своё свободное время с пользой для себя и своего здоровья. Это понятно, по целевому назначению данный объект отвечает запросам подростков, но с другой стороны — культура поведения отдельных из них не отвечает элементарным нормам. Они ломают сиденья, где сидят болельщики, стараются повредить покрытие стадиона, уничтожают футбольные мячи, которые, простите, стоят почти 80 сомони. Одним словом, стараются причинить урон спортивному инвентарю, который обходится в копеечку государственной казне. Как воспитывают своих отпрысков родители, педагоги общеобразовательных учреждений, непонятно, но положительного сдвига в этом деле мы не наблюдаем. Я лично провожу воспитательные беседы, но «аборигены невоспитуемые», не поддаются воздействию.
Про ребят, которые играют в футбол на газоне между трассами, могу сказать одно: они сильно рискуют своим здоровьем, показывая экстремальный футбол любопытным зевакам.
От редакции: Проходя вдоль трассы импровизированных футбольных полей, смельчаков футбольного экстрима больше не пришлось увидеть. Все свободные площадки, где прежде подростки играли в футбол, теперь оборудованы под стоянки грузового автотранспорта. Возможно, воспитательные беседы с бесстрашными игроками также не прошли даром, что, конечно, радует.
То, что таджикские мальчишки умеючи играют в футбол, заметил и наш коллега Зафар Абдуллаев. Вот что он по этому поводу пишет в общедоступной группе Facebook «Я — душанбинец!»:
— Вчера поздно вечером с отцом проходил через мост около рынка «Султони Кабир», там внизу в махалле есть земляная футбольная площадка, где играли подростки лет 14-16. Пыль стояла столбом! Посмотрел всего пару минут и знаете что, они так профессионально играли — дриблинг, цеплялись за мяч, чтобы не ушёл в аут, отлично подавали угловой и боролись на верхнем этаже… Им бы современное футбольное мини-поле как на стадионе Фрунзе с современным искусственным газоном, форму, бутсы…
В 500-х метрах дальше в стороне пос. Южный есть футбольная площадка, правда, похуже покрытием. Мне кажется, в каждой махалле, в каждом микрорайоне нужны такие поля и ещё бы такие же качественные баскетбольные площадки.
Ну а подытожить свои мысли о футболе хочется словами другого участника группы — Олжеса Сулеймана, с которым невозможно не согласиться:
— Сегодня каждый двор должен быть оборудован детскими игровыми и спортивными площадками. В каждом микрорайоне должны функционировать мини-спортивные клубы, где дети могли бы заниматься шахматами, шашками, настольным теннисом, футболом, волейболом и т.д. Где работали бы тематические кружки по различным направлениям, например, фотография или вышивание. Затем проводились бы конкурсы, спортивные мероприятия между такими клубами. Тогда бы и дети не тратили времени впустую и развивались. И »самородки» бы точно нашлись…
Нелли ДЕЙНАРОВИЧ