В минувшем году исполнилось 50 лет с исторического визита в Таджикистан Шахини Ирана Фарах Пехлеви. Свидетелем поездки Императрицы в таджикский колхоз был наш журналист.
Последний Шах и его Шахиня
Известно, что последний Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви происходил из династии Пехлеви и управлял страной с 1941 по 1979 год. В 1967 году Шах Мохаммед Реза Пехлеви получил титул Шахиншах (Царь царей) и так же, как современные таджики, считал себя принадлежащим к арийской расе. Еще в I веке до нашей эры ариями называли себя иранцы и древние индийцы, и это сохранилось в священной книге «Авеста» и в древнем названии страны – Ариана.
До женитьбы на Фарах Пехлеви Шах был дважды женат. Первая жена – принцесса Фавзия была дочерью короля Египта, вторая жена Сорайя, принадлежавшей к элите племени бахтиаров, впоследствии — посла Ирана в Германии. Третьей женой Шаха стала одна из красивейших девушек и женщин мира, студентка университета в Париже азербайджанка Фарах – дочь офицера и внучка Посла Ирана по отцовской линии при дворе Романовых в XIX веке.
В 1972 году, когда Шахиня прибыла с визитом в Таджикистан, мне, второкурснику душанбинского института, удалость попасть на эту встречу и посмотреть на настоящую Королеву.
Дело в том, что «не настоящую», но тоже красивую я уже видел во 2 классе в спектакле «Снежная Королева» в театре имени Маяковского, а настоящую видеть не приходилось. С разрешения отца, входившего в число принимающей стороны, мне было позволено приехать в последней машине ГАЗ-24 в колхоз «Коммунизм» Орджоникидзеабадского района с условием не фотографировать вообще и держаться подальше.
Председатель колхоза, Герой социалистического труда Базарбай Бурунов, увидев меня, приглашал подойти поближе, но я честно выполнил установку, и видел и Королеву, и все происходящее издалека. Базарбай Бурунов, кстати, тоже был человеком известным. Уже после отъезда Шахбону Базарбай Бурунов рассказывал мне, что родился он в Бухарском эмирате, а специальность, известность и награды он получил в СССР, который защищал в 40-х годах. Рассказал он и о том, что встреча с Шахбону была одним из самых запоминающихся событий в его жизни. Надо сказать, что никакой охраны Королевы я не видел, за исключением знаменитого усатого капитана ГАИ Мулло Нурова. Хотя, может быть, КГБ-шники замаскировались под трактористов и продавцов.
Во время осмотра техники, на которой хлопководы обрабатывали поля, настал черед удивляться хозяевам. Фарах Пехлеви проявила знания сельскохозяйственной техники и интересовалась – за что у председателя колхоза так много наград и для чего предназначено то или иное навесное оборудование. Когда ей рассказали, что это хозяйство одно из лучших в стране и хлопкоробы собирают до 40 и более центнеров с гектара, Шахиня быстро сравнила урожайность с иранской. И заметила, что иногда хлопок выгоднее покупать и изготовлять ткани, а не выращивать, и это, в свою очередь, удивило принимающую сторону. Спорить о том, что выгоднее выращивать, не стали, но согласились в том, что урожайность в Таджикистане действительно высокая.
В школе и в магазине
После осмотра техники все направились в школу, — там Шахине показали школу, в которой она очень удивилась – в классах совместно учились девочки и мальчики. Особенно ее, владеющую несколькими европейскими языками, удивило то, что советские дети изучают кроме родного таджикского языка, русский и английский.
Как и любая женщина, Шахиня с интересом посмотрела товары в сельском магазине. Возможно, она читала, что товары в Советском Союзе являются дефицитом. Но, вероятнее всего, в магазин заранее завезли ткани и яркие ценники, и бывшей студентке университета это очень понравилось — сейчас об этом сложно говорить, но ткани действительно были советскими. Шахиня интересовалась ценой на ткани и сравнивала цены с европейскими. Было видно, что она хорошо разбирается не только в этом, но и в моделях одежды – все видели, что на фоне советских женщин Шахиня была одета по-европейски. За разговором о тканях пришла мысль показать Ее высочеству швейные производства, которые недавно были созданы в столице Таджикистана. А показать Шахине было что. В Душанбе уже были построены и работали текстильный комбинат, шелкокомбинат, чулочно-носочная фабрика. Кроме того, можно было показать городскую школу, где детей учили по той же программе, что и в колхозе, могли показать и высшие учебные заведения. С лица Шахини не сходила улыбка, и было видно, что она не представляла, как далеко продвинулся народ Таджикистана.
Как проходил дальнейший визит
О деталях визита супруги Шаха в Таджикистан в столице республики история умалчивает, но известно, что она была в республике два дня. Естественно, первыми сопровождающими ее были высокопоставленные партийные лица Таджикистана во главе с Первым секретарем ЦК Джабаром Расуловым. Иранская делегация успела посетить театр имени Лахути, где Шахиня смотрела спектакль по поэме Фирдоуси «Рустам и Сухраб». В столице республики Шахбону показали также советскую школу, но не простую, а ту, где детей учат балету – школу имени Малики Собировой, где Шахиня Ирана посетила урок танца.
Почти для всех советских людей, никогда не выезжавших за границу, встреча с Императрицей была большим событием, — особенно для женщин. Дело в том, что в короне Шахине Ирана и в ее колье на фотографиях в прессе сверкали бриллианты, рубины и изумруды, а рядом с собой они видели скромную умную иностранку, одетую, правда, как в Европе и с минимумом украшений, которые есть почти у каждой светской женщины. Во время визита Шахини многие узнали, что в 1967 году Шах решил не просто короновать Шахиню, а назвать ее, как императрицу – Шахбону, после чего Фарах стала единственной женщиной, получившей этот титул.
Сегодня Таджикистан – совсем другая страна. И Иран после династии Пехлеви – тоже другой, живущий под санкциями. Шах Ирана умер в изгнании в Египте в 1980 году. Вдовствующая Императрица Ирана Фарах Пехлеви живет сегодня в США, где приобрела скромный дом в Потомаке, штат Мэриленд, недалеко от Вашингтона. И можно быть уверенными – в своей памяти она сохранила доброе отношение и любовь к таджикскому народу.
Автор: Андрей Захватов