Итоги самоизоляции: не растерять накопленное

0

Пандемия коронавируса заставила многие страны вести меры по предотвращению распространения вируса. В России чрезвычайное положение не вводили, но жителей страны заставили сидеть на самоизоляции. Как справляются с длительным домашним заточением петербуржцы, пишет журналистка из Санкт-Петербурга Татьяна Любина.

Двадцать два. Столько плюсов от вынужденной двухмесячной изоляции я насчитала. Возможно, вы обнаружите для себя что-то важное из списка и вместе со мной порадуетесь открытию, что от длительного пребывания дома есть польза.

  1. Правильные привычки. Одних только вновь приобретенных наклонностей хватит, чтобы считать домоседство удачно состоявшимся:

— Утренние пробежки. Пять-шесть раз в неделю. Мне потребовалось ровно два месяца, чтобы, не испытывая дискомфорт, получать удовольствие от разминки вне стен тренажерного зала. Уже даже дополнительный подбадривающий стимул в виде музыки и наушников не требуется.

— Велопрогулки. Старое забытое хобби. Благодаря велосипеду вспомнила, насколько в шаговой доступности находятся петербургские достопримечательности: Петропавловская крепость, Эрмитаж, мосты, Нева, Аврора, набережные.

— Жизнь по режиму. Это когда ты изо дня в день в одно и то же время встаешь, ложишься, работаешь и обедаешь. В неделю допустимы два дня лентяйничества. Но в остальные пять дней реализуются все планы. И сей подход в условиях изоляции оказался спасением: времени на то, чтобы волноваться, переживать и расстраиваться, не остается. Да и вид неглаженного белья раздражает, а непросмотренный вебинар по искусству создает ощущение прогулянной лекции в институте.

— Ритуалы. Пусть это лишь обязательная чашечка ароматного кофе рано утром, сваренного в турке, с добавлением корицы, гвоздики и имбиря. Или прогулка перед сном. Или серия любимого сериала. Или ванна с пеной. Сперва я начала обращать на мелочи внимание, потом начала их фиксировать и повторять из раза в раз. Их наличие в жизни успокаивает и создает ощущение стабильности.

— Лучше меньше, да лучше. Это о еде. Особо не ограничивая себя в количестве подходов к холодильнику, заметила, что по мере увеличения физических нагрузок аппетит резко пошел на убыль. Так появилось моральное оправдание лакомиться блюдами, не относящимся к диетическим. Ну, заодно получать удовольствие от приготовления, раз рестораны закрыты.

  • Спокойствие, только спокойствие! Мы же помним, какому сказочному персонажу принадлежит эта волшебная фраза? Конечно, Карлсону, который живет на крыше. Вот только побывав в Юнибакене, узнаешь, что в России Карлосончик – любимец и детей, и взрослых, в отличие от родной Швеции [Юнибакен — музей Астрид Линдгрен в Стокгольме, шведской писательницы, автора ряда всемирно известных книг для детей, в том числе трилогии о Малыше и Карлсоне – прим.автора].

Поняв уже с первых дней массового безумия, что повлиять на шквал информации я не могу, переживать не хватит ни сил, ни нервов, я попросту начала игнорировать сводки с полей борьбы и лихорадочный подсчет количества пострадавших. Были недели, когда в соцсети выходила 15 минут в неделю, да и то вынужденно. И ни разу не пожалела.

3. Carpe diem. Дословный перевод — лови мгновение, наслаждайся моментом. Чтобы осознать глубинный смысл этого утверждения, пришлось замедлиться, оглядеться и обнаружить, что даже в пределах разрешенной шаговой доступности есть много заслуживающего внимание. Благоустроенные набережные в полутора километрах для прогулок. Переходные уличные балконы, подходящие для разминки на время, пока закрыты фитнес-залы…

4. Чистота и порядок в доме. Наследственность – штука серьезная, но в эти месяцы желание пребывать в стерильных условиях усилилось в разы. Хотя на пылесос я уже смотрю искоса, швабра — мой недруг, но без них никак.

5. Не выбрасывать продукты. Причина не в фудшеринге. Видимо, повлияли участившиеся приготовления еды. Благодаря этому появилось чувство меры и сфокусировался глазомер, который до этого наотрез отказывался работать. Какие ухищрения я только не предпринимала, чтобы минимизировать покупки. И выписывала граммы из кулинарных рецептов, и делила предполагаемую потребность на два, и не ходила по магазинам на голодный желудок. А тут продукты начали расходоваться без остатка. Чудеса, да и только.

6. Домашний театр. Нет, я не начала ставить домашние спектакли с собой в главной роли. Мы всего лишь возвели домашний видеопросмотр на уровень значимого события: с облачением в вечерние наряды, цветами, сувенирами, бокалом шампанского, бутербродиками с икрой и прочими атрибутами театральной жизни. Разве что без программки и бинокля. Признаюсь, своеобразные ощущения. К слову сказать, последние лет пять я постоянно сетовала, что не успеваю переодеться перед спектаклем. А тут предоставлены все возможности, чтобы не торопясь принарядиться и настроиться на встречу с Мельпоменой.

7. Классическая музыка. Понятно, что классика достойна звучания в домашних условиях только при наличии высококачественных стереосистем. Но если есть потребность в том, чтобы вспомнить звучание знакомых произведений, узнать историю их создания, нужно свободное время и соответствующий настрой. Для этого лучше домашней обстановки не придумать.

8. День непослушания. Чтобы его установить, пришлось преодолеть два препятствия. Искоренить привычку, что работать надо с понедельника по пятницу, а отдыхать – в субботу и воскресенье. И не испытывать в этот день угрызения совести, лентяйничая. Но героиней я себя почувствовала тогда, когда впервые за много лет отважилась на сутки отключить мобильный телефон. Один этот факт успокаивает получше многих других способов.

9. Не зависать в соцсетях. Помните совет профессора Преображенского? «И боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет». На это доктор Борменталь ответил, что кроме них других нет. На что профессор ему возразил: «Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе. […] Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа». Чтобы иметь не угнетенное, а бодрое состояние духа и цветущий цвет лица, я и перестала смотреть и слушать новости. Под мой персональный запрет попали новостные каналы, социальные сети и обсуждение с подружками и коллегами. Спать я стала спокойнее, да и времени высвободилось предостаточно.

10. Ценность человеческого общения. Без поддержки родных, друзей и близких я бы так комфортно и с удовольствием эти два месяца не высидела. Каждый раз, когда становилось не по себе, было кому позвонить и с кем пообщаться. О дурном настроении, планах на день, новом блюде. Что любопытно: за это время из поля зрения часть людей исчезла. Не могу сказать, чтобы я сильно по этому поводу расстроилась. Их место тут же заняли другие. Кого-то из них я знала и ранее, с кем-то познакомилась во время карантина.

11. Научиться слушать. Это то, что я стараюсь освоить годами. При искреннем и благожелательном отношении к людям, моя манера вести диалог весьма специфична: «Язык мой борется за независимость от мозгов». Имея высокую скорость мышления, зачастую я понимаю ту мысль, которую хочет донести собеседник, еще задолго до того, как он закончит фразу. Поэтому, перебиваю, не дослушав. Такая манера разговора многих раздражает, что весьма справедливо. За эти два месяца я сильно притормозила, поэтому комфортность взаимного общения возросла. Хотя работать над собой еще и работать!

12. Круговорот добра в природе. В условиях, когда негативные новости витают в воздухе, даже капля бескорыстного добра способна сотворить чудо. Главное, не ждать от человека, которому ты помогаешь, взаимности. И стараться сделать что-то доброе, когда помогли тебе. Вчера я больно упала с велосипеда, не удержав руль во время прыжка на высокий поребрик. С криком: «Девушка, Вы как себя чувствуете?!» – ко мне подбежала молодая пара. Судя по нарядному виду, ребята направлялись по делам. Тем не менее, не побоявшись перепачкаться, помогли натянуть слетевшую цепь и убедились, что я могу идти самостоятельно. Честно? Я была тронута.

13. Принаряжаться для себя, даже дома. Удивительно, но менять ежедневно наряды в зависимости от того, чем занимаюсь, посоветовал друг. Бегаю по утрам я в одной одежде, работаю – в другой, смотрю фильмы и принимаю друзей – в третьей. Одна из маленьких хитростей, благодаря которой удалось избежать «день сурка». Вот и получилось, что стратегический запас пижамок, покупка которых была приурочена к предстоящему домоседству, оказалась невостребованной.

14. Записывать мысли, наблюдения, любопытные факты. В этот период обострились чувства, эмоции и восприятие. Но через пару недель оседлости выяснилось, что события и впечатления наслаиваются друг на друга. И если их не фиксировать, теряется много существенного. Так я начала по-старомодному ходить с блокнотиком. Зато надежно, и не пропадет, ибо: «Рукописи не горят».

15. Дело на потом. Должно появиться что-то, что можно реализовать только после того, как жизнь станет похожей на ту, прежнюю. Посещение музея, поездка в гости к подруге в другую страну, реальная вместо онлайн, покупка нового сервиза. Посещение фитнес-зала, откладываемое до карантина до лучших времен, пока это стало невозможным. А лучше, когда таких желаний множество. Их наличие – гарант того, что выход из состояния домоседства и адаптация к прежней жизни пройдут безболезненно.

16. Новый проект, хобби, увлечение. Логическое продолжение пункта об отложенных делах, только глобальнее и протяженнее во времени. В конце концов, кризис на то и кризис, чтобы после него выйти обогащенным, если не деньгами, то новыми знаниями и умениями.

17. Прислушиваться к себе, своим мыслям, желаниям и настроению. Так понимаешь, чего в действительности хочется или не хватает. Благо не надо нестись по кругу, как хомяк в колесе. Потребность в калорийной еде при желании сохранить вес привели к активной готовке и экспериментам с продуктами. Дефицит общения заставил по-другому взглянуть на мою манеру общения. Стремление к домашнему уюту выявили любовь к ваннам с душистой пеной.

18. Перестать себе потакать и перебороть себя. Хотя бы в чем-то. В условиях, когда никто не стоит над душой, легко облениться, начать себя жалеть. Или постоянно делать то, что хочется, вместо полезно. Вот и начала я вставать в шесть утра и бегать. Слушать музыку, лекции, читать книги.

19. Баловать себя. Такая тонкая грань – между сумасбродными хотелками, потаканием желаниям, работой над собой и маленькими радостями в виде купленной безделушки или лишним часом, проведенным за просмотром любимого сериала.

20. Научиться расставлять приоритеты и отличать важное от срочного. Матрица Эйзенхауэра – метод проверенный: «срочно — важно» (это когда срочно надо проснуться или спасаться от надвигающегося цунами); «не срочно — важно» (ключевой фрагмент — с результатом, развитием и успехом); «срочно — не важно» (суета сует); «не срочно — не важно» (погибель для времени и ресурсов). Но одно дело работать в условиях постоянного цейтнота, и кардинально иное, когда количество дел с пометкой «срочно» сократилось почти до нуля. Вот тут и начинается высший пилотаж – приоритизация задач с пометкой «важно», плюс избавление от балласта.

21. Нежелание лишних покупок. Весну я проходила в двух спортивных костюмах. Когда потеплело, в ход пошла одежда для тренировок, которую я одевала раза два. Подсчитала, что если во второй половине года выходить из дому каждый раз в другом наряде, то даже по разу не надену все, что уже куплено. Так и зачем что-то еще? Чтобы создать эффект селедки в бочке в идеально сконструированной гардеробной?..

22. Быть благодарной за то, что есть. Пожалуй, это главное. Я счастлива, что наша семья жива и здорова. Что получается творить, готовить, наслаждаться обществом любимого человека и слышать в трубке оживленный голос подруги. Гулять под дождем, наслаждаться величием и красотой любимого города, греться на солнышке…

А чему научились за время самоизоляции вы?

Татьяна Любина, Санкт-Петербург

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь