Они тянут здесь ежедневно из карманов и сумок душанбинцев сотни и тысячи сомони
Сегодня, 7 декабря, ранним Уром еду на рынок Корвон, чтобы сделать необходимые в домашнем хозяйстве покупки. При себе дамская сумка, в которой лежит большой, привлекательный для воришек кошелек. Поэтому сумку держу под мышкой, не отвлекаясь ни на минуту.
Делаю покупки, расплачиваюсь и интуитивно чувствую, что за мной следят, вернее за моим кошельком. Иду по ряду с вещами и тут чувствую, как в сумку залезла чья-то коварна рука. Оборачиваюсь, никого нет, идут люди, что-то покупают, никого подозрительного. Смотрю, сумка наполовину открыта. Застегиваю замок, прижимаю сумку еще плотнее и иду дальше. Опять чувствую, руку в своей сумке, поворачиваюсь та же картина, только кошелек торчит из сумки уже на половину. И тут я запаниковала, забыла про покупки и прямиком направилась к выходу.
Мне по плечу постучали.
— Девушка, вам на куртку плюнули, — вежливо произнес какой-то парень растворился в толпе.
«Щипачи», решили прибегнуть к одной из своих уловок, чтобы в конце концов выдернуть мой кошелек, ведь две попытки у них прошли не удачно. Но я не обращая внимания на плевок быстро двигаюсь к выходу. Чувствую за мной идут. Останавливаюсь у прилавка, прошу женщину продавца мне помочь, сумку ставлю перед собой.
— А они это вам специально сделали, чтобы вы отвлеклись на очистку куртки, а они украли у вас кошелек, — тут же дала свою оценку ситуации продавщица.
Паника взяла верх и я ускоряю шаг. У входа на рынок стоят два милиционера.
— Ребята, да у вас средь бела дня людей грабят, а вы тут стоите, — говорю им я.
— Кто? Где? Покажите! – отвечают они.
Да где ж найдешь иголку в стоге сена.
— За ними уже следят сотрудники Уголовного розыска. Мы их поймаем, — пообещали мне милиционеры, я не оглядываясь сажусь в первую же машину и обнявшись с сумкой, возмущаясь на весь салон такому хамству, уезжаю.
А вообще «Щипачи» (от слова «щипка», что на воровском жаргоне означает карманную кражу). Они обычно трудятся группами, проявляя при этом недюжие актерские способности. Пока одни тянут деньги, другие отвлекают жертву, разыгрывая сценки, а то и целые мини-спектакли. Как и было в моем случае.
Техника карманной кражи покоится на двух основных постулатах. Первое. В отдельно взятый момент среднестатистический человек способен сконцентрироваться только на чем-то одном. Второе. Среди карманников бытует поговорка: «Нельзя украсть деньги, пока человек о них думает», поэтому любимая ситуация для вора — это когда жертва настолько увлечена чем-либо, что забывает обо всем остальном. Поэтому излюбленным местом карманников и «щипачей» и стал большой оптовый рынок Корвон.
Современные душанбинские «щипачи» выглядят вполне аккуратно именно поэтому я и не смогли отличить никого из них от обычных горожан. Но что самое интересное все они без исключения великолепно знают законы, как уголовные, так и рыночные, поэтому поймать их не так то просто.
В отличие от обычной оперативной работы, где поиск преступника ведется уже после совершения преступления, в охоте на «щипача» все движется от человека к преступлению, и задача сыщика состоит в том, чтобы поймать преступника с поличным, то есть с кошельком в руке на месте преступления. А это — ой как не просто. Поэтому стоящие у входа милиционеры, так спокойно отреагировали на мое возмущение и уверили, что преступников уже ловят.
Задержание взятого с поличным карманника в большинстве случаев происходит тихо, без лишнего шума, так как обе стороны и «щипачи» и опера, работают тихо и незаметно и в лишней рекламе не нуждаются…
Екатерина ПАСТОРОВА