Организация «Дасти ёри», которую возглавляет Камиль Арешов, занимается благотворительностью.
— С чего началась Ваша благотворительная деятельность? Вообще, почему благотворительность?
— Всё то, чем я занимаюсь, держится на альтруизме и энтузиазме. По сути, я такой человек: когда смотрю на проблему нуждающегося, не могу пройти мимо и отказать ему. Благотворительностью начал заниматься ещё в России. Посещали детские дома- интернаты, привозили туда различную выпечку, сделанную собственными руками, покупали на рынке продукты, привозили их в дома-интернаты и беседовали с детьми. В России, конечно, по сравнению с нашими интернатами, проблем поменьше. У них проблемы возникают только тогда, когда им необходимо дорогостоящее лечение. А в интернатах у них хорошие условия, детям не хватает только общения и новых людей. Когда я работал в Казахстане, понял, что мне пора возвращаться на родину. У нас нет такого уровня благотворительности, который есть в России и Казахстане, поэтому я решил, если у меня есть такие возможности, то почему бы их не воплотить в реальность. Так, 14 декабря 2011 года я зарегистрировал в социальной сети «Фейсбук» группу «Помощь детям Таджикистана». С самого начала со мной был мой друг Нишонов Хуршед. Он очень ответственный, верный и отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь, несмотря ни на что. Хуршед является моей правой рукой и незаменимым помощником.
— Кого Вы посетили в начале своей благотворительной деятельности?
— Вначале мы провели новогодние акции в четырёх домах-интернатах города Душанбе и его пригородов. В январе мы посетили интернат для детей, больных полиомиелитом, который расположен в поселке Хирманак Гиссарского района. Посмотрели их условия, которые, конечно, оставляют желать лучшего. В течение всей зимы я не переставал думать о детях, живущих в этом интернате, собирал вещи, привозил термосы, чтобы дети ночью пили горячий чай. Там же в марте провели Навруз, устроили детям праздничный обед с играми. Затем к нам через Интернет обратилась женщина, сообщив о том, что её двухлетний ребёнок болен ДЦП. Я бросил клич в Интернете, все начали потихоньку отзываться, собрали деньги, обратились к директору авиакомпании «Сомон Эйр», чтобы он обеспечил им пятидесятипроцентную скидку на перелёт в Москву. Нам всё это удалось осуществить, ребёнок вылечился.
После чего 4 мая 2012 года мы зарегистрировали свою организацию, у нас появился расчётный счет, став юридическим лицом, мы приобрели новое название «Дасти ёри» («Рука помощи»).
— Территория распространения помощи Вашей организации — это районы. Скажите, почему Вы выбрали именно пригород?
— После того, как мы объездили интернаты в Душанбе, я понял, что ситуация в городе не такая сложная, нежели в интернатах, которые находятся в районах. Меня не пугают большие расстояния. У добра нет ни времени, ни дальности, ни страха. В данный момент у нас определённая цель — помогать районам нашей республики. Первыми дальними районами у нас стали Таджикабад и Джиргаталь. Как раз наша поездка совпала с Днём защиты детей. Мы набрали 145 комплектов постельного белья из пакистанского материала, христианская организация «Умед» нам передала самаритянские подарки, мы также накупили сладостей, фруктов. Все дети остались очень довольными. Затем мы поехали в Тавильдару, в ГБАО. Буквально неделю назад мы вернулись из Тавильдары и посёлка Сангвор (Миёнаду) того же Тавильдаринского района. В эти два интерната мы закупили мебель, матрасы на сумму порядка 28 тыс. сомони, одежду, подарки.
— С какими проблемами сегодня в основном сталкиваются в домах-интернатах?
— Это, в первую очередь, проблемы санитарии, гигиены и жилищных условий. Практически во всех интернатах нет шкафов для одежды, также существует проблема нехватки новых кроватей. Во многих интернатах ещё с советских времён стоят железные кровати.
— Откуда Ваша организация берёт средства?
— Основной источник наших средств — это благотворительные ящики, которые мы размещаем по городу в торговых учреждениях, кафе-барах, бистро, ресторанах. Максимальная сумма, которую мы собираем с благотворительных ящиков, составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. сомони. Второй вид источника – добровольные взносы людей, которые состоят у нас в группе, либо тех, кто, узнав о нас, звонит нам и предлагает свою помощь. Кроме того помогают наши соотечественники, которые проживают за рубежом: в США, Чехии, России, Казахстане, Германии, Индонезии. На расстоянии, конечно, верить людям, которые работают с деньгами, с благотворительностью очень трудно. Поэтому те люди, которые нам помогают, обязательно слышали либо обо мне, либо о нашей организации, любо от самих людей, которые непосредственно сталкивались с нашей организацией здесь, в Душанбе.
— Каким образом распределяются средства организации?
— Средства распределяются по самым необходимым нуждам. Когда я езжу по интернатам, то составляю единый реестр, в который вношу необходимую помощь тому или иному интернату, и в порядке очереди мы помогаем этим интернатам. Но мы также выбираем интернаты по их дальности. Например, в Шугнанский интернат нам нужно послать помощь до зимы, так как в зимний период дороги заметёт, и добраться туда просто не- возможно. Поэтому сейчас все средства мы мобилизуем для ГБАО.
— Проверяют ли организацию какие-то органы, и какова её прозрачность?
— До сегодняшнего дня к нам из проверяющих структур ещё никто не приходил, потому что каждый наш шаг выставляется в Интернете. Например, когда в конце каждого месяца мы собираем деньги из ящиков, я зову одного из представителей этого заведения, где находится ящик. Мы вместе с ним считаем средства, я составляю два акта, где указана дата снятия, собранная сумма и куда направляются средства. Далее эту сумму, которую я прописал в акте, публикую в Интернете. У нас в Интернете публикуется онлайн-отчёт по сборам средств. Кроме того в конце каждого месяца я выставляю финансовый отчёт, в котором указана общая сумма, собранная за месяц, куда и на что она была потрачена, а также остаток. Любой желающий может зайти в Интернет и узнать, какая сумма имеется в кассе, сколько мы получили и куда потратили средства. Что касается самаритянских подарков, то мы их получаем от организаций по акту приёма-передачи и раздаём их также по акту приёма-передачи.
— Кто является Вашим главным партнёром?
— Нам, в основном, помогают частные лица. Нашими партнёрами являются: ООО «Братство» в лице Исфандиёра Абдурахмонова, он хороший и отзывчивый человек, всегда помогает нам в наших добрых делах. Магазин «Элегант baby» — Мимиша Бахроми, фонд «Евразия» — Равшан Абдуллаев.
— Каковы результаты Вашей работы?
— Самый важный наш результат, я считаю, это то, что мы смогли поднять благотворительность на профессиональный уровень. Мы показали, что можно и нужно быть прозрачными. Мы послужили примером для многих людей, для многих организаций. Это для меня тоже большой успех. Я очень благодарен всем людям, которые нам помогают, которые не остаются в стороне и вносят свой посильный вклад в наших детей.
— Каковы Ваши цели на ближайшее будущее?
— Во-первых, расширить свою деятельность на территории Таджикистана. Затем заключить партнёрские соглашения со многими организациями, фондами и лечебными учреждениями за пределами нашей республики. Кроме того моей первостепенной задачей является помощь людям, нуждающимся в срочной операции. Все эти тонкости в будущем мы хотим заложить в нашей организации. Свой смысл жизни я вижу в любви и в доброте к ближнему. Моё призвание — помогать нуждающимся, не ожидая взамен ничего…
Виктория ЛИТВИНЕНКО