Политолог Шерали Ризоён заявил об отсутствии гарантий соблюдения Кыргызстаном договоренностей

0

В настоящее время ситуация на кыргызско-таджикской границе спокойная, но вызывает серьёзную озабоченность. Об этом вчера, 20 сентября в комментарии для Vesti.az заявил таджикский политолог, преподаватель ТНУ, кандидат политических наук Шерали Ризоён, комментируя эскалацию ситуации, в результате чего с обеих сторон имеются человеческие жертвы.

По его мнению, нет никаких гарантий, что Кыргызстан не начнет очередную провокацию с готовыми информационными вбросами для одностороннего обвинения Таджикистана. И вот, сегодня, 21 сентября МИД Таджикистана распространил заявление об очередных (после подписания протокола!) провокационных вылазках кыргызских властей.

Политолог ранее отметил, что факты, которые были обнародованы ответственными госорганами Таджикистана, свидетельствуют об отсутствии гарантий соблюдения достигнутых договоренностей о прекращении огня:

«16 сентября, после переговоров между военными и гражданскими властями обеих сторон, и особенно переговоров в тот же день между президентами стран на полях Саммита ШОС в Самарканде, кыргызские военные напали на военнослужащих и мирных граждан, что привело к невинным человеческим жертвам. Провокации происходили по всему периметру границ, в том числе на тех территориях, где изначально не было пограничных конфликтов», — сказал он.

Он добавил, что вечером 19 сентября в результате проведенных переговоров стороны подписали протокол, предусматривающий отвод войск с линии границы в места постоянной дислокации. Согласно протоколу, на границе двух стран останутся только пограничники, и процесс урегулирования пограничных вопросов и нормализация ситуации на этих территориях будет продолжен. Шерали Ризоён выразил надежду на то, что достигнутые договорённости о соблюдении режима прекращения огня будут выполнены.

Политолог заявил, что конфликт произошел без явных причин и, что особенно странно, был спровоцирован, когда в Центральной Азии проходили очень важные мероприятия:

«Это VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который проходил в Казахстане, визит председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан и Узбекистан, а также преддверие Саммита ШОС в Самарканде. По свидетельству местных жителей, на пограничной территории утром 14 сентября кыргызские военные напали на таджикских пограничников в Исфаре, в результате погиб один военнослужащий и несколько людей получили ранения», — сказал он.

Он, ссылаясь на информацию МИД Таджикистана, отметил, что за последние 12 лет на таджикско-кыргызской границе произошло более 230 инцидентов с применением оружия.

«Ключевой причиной конфликта является незавершённость процесса демаркации и делимитации госграниц между Таджикистаном и Кыргызстаном. Вследствие этого триггерами пограничных конфликтов выступают доступ к земле, водным ресурсам, полезным ископаемым, строительство дорожной инфраструктуры и незаконные задержания граждан.

«Стоить отметить, что ни один из вышеназванных пяти триггеров не был замечен в обострении ситуации на границе и начале вооруженного конфликта 14 сентября 2022 года», — сказал политолог.

Шерали Ризоён считает, что очень трудно предложить пути окончательного урегулирования конфликта и предотвращения подобных инцидентов в будущем, так как проблема границ с Таджикистаном сильно политизирована и является инструментом политической борьбы между властными элитами Кыргызстана.

«Всякий раз, когда в Кыргызстане назревает внутренней кризис, ситуация на границе с Таджикистаном ухудшается, и происходит локальный вооруженный конфликт, что приводит к невинным жертвам среди граждан нашей страны и разрушению жилых домов, школ и другой инфраструктуры», — сказал наш собеседник.

Он добавил, что Таджикистан заинтересован в мире и в стабильности на своих северных границах, поскольку основная угроза стране исходит с юга, с территории Афганистана, где «Талибан» захватил власть более года назад.

«Возникает логичный вопрос: зачем Таджикистану, имея такого соседа, как Афганистан, где власть сейчас находится в руках талибов, конфликтовать с Кыргызстаном?», — сказал эксперт, отметив, что Таджикистан — единственный сосед Афганистана, который не признал власть «Талибана» в Афганистане, не проводил с ними переговоров, не приглашал их в Душанбе и не направил своих представителей в Кабул.

Политолог отметил, что даже неосведомлённый в политической науке человек знает, что если главная угроза исходит с юга, то нужно укреплять отношения в тылу.

«Ни в одном из концептуальных документов Таджикистана нет определения угроз из Кыргызстана. Наши государства являются членами ряда региональных организаций, которые в том числе направлены на обеспечения коллективной безопасности. Поэтому цивилизованным способом окончательного разрешения конфликта и предотвращения подобных инцидентов в будущем являются политико-дипломатические методы, в первую очередь, двусторонний переговорный процесс, без привлечения третьих факторов, где обе стороны должны гарантировать соблюдения и реализацию совместно принятых решений», — заключил политолог.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь