Издревле на Востоке женщина была хранительницей домашнего очага. В отличие от эмансипированных амазонок женщина Востока была призвана заботиться о муже, детях и семье.
Времена меняются, и мы начинаем рассказывать о новых представительницах слабого пола, которые открывают магазины, фирмы и прочий бизнес, чтобы самим зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в развитие экономики страны.
Когда семейная жизнь трещит по швам
Она пришла с работы, прилегла на диван. С ног сползли туфли, которые весь день чудовищно сковывали ноги. Тело медленно обмякло. Всего несколько минут передышки, в голове кружат мысли долгого рабочего дня. Ещё несколько мгновений и предстоит встать, чтобы приготовить ужин.
На её лице всегда доброжелательная улыбка, все бури и невзгоды личной жизни никогда не проявляются при встрече с детьми и коллегами. Если ей бывает плохо, то эту боль она умело прячет в глубинах своего сердца, чтобы никто, даже самые близкие, не могли догадаться о её слабостях. Ведь через всю жизнь она пронесла единственный девиз: «Слабых давят, но я не стану жертвой».
Ближе к концу прошлого века в небольшом городке на юге страны – Вахдате — родилась девочка Зухра, одна из 11 детей в семье служащих. Её отец был уважаемым человеком, депутатом, мать, как и многие другие женщины, имеющие большую семью и хозяйство, была домохозяйкой. После окончания школы Зухра по призванию сердца и соизволению родителей поступила в медицинское училище, желая после его окончания стать другом и помощником всех женщин. Но, к сожалению, путь к мечте растянулся на 10 долгих лет.
Практически все молодые женщины Таджикистана лишены права выбирать себе мужа, так как это прерогатива родителей. Не минула эта судьба и Зухру. Сразу после окончания училища она была выдана замуж за человека, которого никогда прежде не видела. Так, случайно заведя семью, они прожили 8 лет. В первые годы брака у них родилось трое детей, но старший ребёнок умер. Её муж, хотя работал и обеспечивал семью, много пил, вымещая всё зло житейских неудач на жене и детях. Однажды, не выдержав гнёта, она собрала детей и просто ушла. В тот момент она не знала, как повернётся её жизнь, но была твёрдо уверена, что одной ей будет лучше, чем с ним.
На руках осталось двое маленьких детей, но за её плечами была семья и родители, которые и сейчас не одобряют её разрыв с мужем, но всё же поддерживают на долгом и трудном жизненном пути.
Мне бы быть пилотом
К мечте путь долог, но настаёт время, когда надо всем рискнуть. В 2000 году она решила получить права.
— Внутри я всегда чувствовала себя сильной, сильнее, чем мой муж, но не могла сопротивляться его воле и воле родителей. После разрыва с ним, оставив всё это далеко позади, я решила начать новую жизнь, но не с мелкого, а с большого. Если бы мне дали возможность, я бы водила самолёт или танк, такова сила моего характера, но этого мне сделать никто не позволит, поэтому я получила права категории «D» (вождение пассажирского большегрузного транспорта), — вспоминает те годы Зухра.
На свою машину у неё денег не было, и она решила пустить в дело деньги из приданого, ведь нужно было кормить семью, помогать родителям и младшим сёстрам.
В те годы было модно и прибыльно заниматься дистрибьютерской деятельностью – продавать косметику популярных марок, этим бизнесом она и занялась. Сейчас она вспоминает:
— Это адский труд, бегать по городу, что–то предлагать людям, убеждать, но эта работа помогала мне выжить, ведь муж нам совсем не помогал.
Так прошло несколько лет. Однажды, когда она сидела в кресле после долгого трудового дня, ей в голову пришла идея: «Почему бы не открыть свою аптеку, где бы продавались и косметика, и лекарства, тогда бы и по городу меньше бегать пришлось».
Не имея должного опыта в этих делах, Зухра наняла адвоката, конечно, пришлось выложить за его услуги кругленькую сумму, но он помог организовать дело и утрясти все вопросы с документами, но даже при помощи компетентного специалиста на это у Зухры ушло больше 3-х месяцев.
Доход от нового дела был не сразу.
— Понимаете, новое место, клиентов нет, да и за прилавком я сама не стояла, так как не имею соответствующего образования. В общем, одни убытки, поэтому я решила сменить место, позвонить знакомым, напомнить о себе. Так меня узнали, и работа пошла.
Тем временем дети подрастали, и им надо было дать хорошее образование, но на это нужны деньги, и она опять решила рискнуть, организовав ещё один род бизнеса. Теперь её желанием было открыть магазин бакалейных товаров.
На этот раз всё обошлось без адвокатов — уж очень дорогое удовольствие, тем более, что сама набралась опыта. Оформление документов прошло гладко.
— По опыту работы с аптекой государственные органы знают меня как исправного налогоплательщика, гражданина, чтущего противопожарные правила и санитарные нормы, поэтому с открытием магазина препон не было.
Теперь надо было регулярно снабжать магазин и аптеку товарами, разрываться между основной работой, детьми и заработком денег.
— Говорить, что трудно – это всё равно, что ничего не говорить, но я не жалуюсь. Я, наконец, исполнила свою мечту, хотя купила пока не самолёт, а пассажирскую «ГАЗель» и теперь периодически сама осуществляю перевозку пассажиров на линии «Душанбе — Вахдат», ведь тут я живу, а там мой бизнес. Одним выстрелом убиваю всех зайцев: и товары привожу, и зарабатываю с рейса, хотя не так много, как хотелось бы.
Говоря всё это, Зухра заметно изменилась в лице, и я почувствовала, что она что-то не договаривает. Оказалось, что водительский бизнес, хотя и был мечтой всей её жизни, на данном этапе приносит больше хлопот, чем прибыли.
— Я не могу сказать, что шоферить — только мужское призвание, но у них это получается как-то лучше нас. Мне нравится скорость (я даже как-то была задержана за превышение), но машина, да ещё и пассажирский транспорт, несёт собой множество расходов, включая высокие цены на ГСМ, и к тому же на это у меня не хватает времени.
— Сейчас я хочу открыть в родном городе супермаркет. Это раньше Вахдат был захудалым райцентром, сейчас и там люди стали жить хорошо. Я не боюсь прогореть в этом бизнесе, так как привыкла рисковать, преодолевая страх.
Когда наш разговор уже близился к концу, время подходило к полуночи, на её лице читалась усталость.
— Я мечтаю об отпуске, за все эти годы я очень устала, ведь поднимать одной детей тяжело, можно было бы уехать куда-нибудь, может, после окончания ремонта в своей квартире так и сделаю.
Она задумалась, но, зная свой характер, она вряд ли уйдёт в отпуск от своей жизни и самой себя. Она засмеялась и сказала: «Да, вы правы, вряд ли, ведь впереди ещё столько дел».
Екатерина ПАСТОРОВА
Статья опубликована при финансовой поддержке программы малых грантов посольства Королевства Норвегия.
Мнения, выраженные в данной публикации, необязательно отражают официальную точку зрения посольства Королевства Норвегия.