Солнечный водонагреватель в ясный день нагреет 200 литров воды до 60 градусов за 1,5-2 часа летом, зимой чуть дольше. Солнечная кухня вскипятит 5 литров воды за 10 минут и без проблем приготовит плов также, как на огне. Солнечный насос мощностью всего 100 Вт, при помощи одного шланга, сможет обеспечить поливом до 50 соток земли.
В Таджикистане эти технологии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) могут стать спасением для многих таджикистанцев и сократить при этом потребление дров, угля и электричества из общей энергетической сети.
Альтернативная энергетика стремительно распространяется по миру. Главная причина этому – забота о нашей планете. Замена традиционных источников энергии на возобновляемые позволяет снизить парниковый эффект и сокращает вредные выбросы.
Есть несколько видов возобновляемых источников энергии. Самыми распространенными из них являются солнце, ветер, вода, приливы и геотермальная энергия. В Таджикистане в основном используются два вида ВИЭ – вода и солнце. Использование первого вида энергии значительно превосходит второй вид, хотя солнечной энергии у нас всегда в избытке, особенно в летнее время.
Почему тогда таджикистанцы не спешат с покупкой этих устройств? Мы решили в этом разобраться.
Отрасли нужна поддержка
В Таджикистане есть не так много компаний, занимающихся поставкой и реализацией ВИЭ. Наиболее крупными считаются компании Системавтоматика и Green Tech (Барки сабз). Длительное время на рынке ВИЭ в Таджикистане работала ещё одна крупная компания — «Хомсол».
Для продвижения альтернативной энергетики создана Ассоциация ВИЭ РТ, а при Физико-техническом институте им. С.У. Умарова Национальной академии наук Таджикистана действует Центр по изучению и использованию возобновляемых источников энергии. Имеются государственные и международные программы по развитию ВИЭ в Таджикистане, а также в 2010 году был принят Закон об использовании возобновляемых источников энергии.
По мнению Мансура Кудусова, заместителя директора по инновационным технологиям АО «Системавтоматика» и вице-президента Ассоциации возобновляемых источников энергии Таджикистана, причин слабому распространению ВИЭ в нашей стране несколько.
Во-первых, цены на эти технологии пока высоки. К примеру, солнечный водонагреватель в 150 литров стоит 3700 сомони. В то время, когда электрический водонагреватель Ariston на 100 литров стоит 1700 сомони. И естественно перед покупателем встает резонный вопрос: Почему я должен платить больше за неизвестную мне конструкцию, если за меньшие деньги могу приобрести что-то более привычное?
По проектам ВИЭ «Системавтоматика» работает с 2009 года, но только в последние 2 года спрос начал расти.
— Раньше, до 2019 года, мы продавали до 10 устройств за год. В 2019 году мы привозили уже 3-4 контейнера, в каждом по 60-70 штук. Это где-то около 300 штук в год. Повышение спроса связано не столько с энерголимитом, сколько с повышением тарифов на электроэнергию, — приводит статистику Мансур Кудусов.
Комплектующие для установок завозятся прямо с заводов Китая, ОАЭ и Германии. Сборку производят уже в Таджикистане, так они будут дешевле.
— Мы подходим индивидуально к каждому заказу. Те солнечные системы, которые применимы для Шаартуза, Бохтара или Пянджа, не подойдут для Горной Матчи или Мургаба. Также необходимо учитывать характер применения: например для школы нужно меньшее число панелей и аккумуляторов, а для больницы – больше, так как там энергию используют круглосуточно, — объясняет специалист.
Второй причиной низкого спроса на ВИЭ, по мнению Мансура Кудусова, является отсутствие субсидирования отрасли. Во многих странах производителям зеленых технологий предусмотрены различные льготы – полное или частичное освобождение от НДС, льготное кредитование.
От редакции: В соседнем Узбекистане производители установок ВИЭ освобождены Законом от 2019 года от всех налогов в течение 5 лет с даты их государственной регистрации. Производители возобновляемой энергии будут также освобождаться от налога на прибыль и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более) сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию. Источник: платформа Mondaq.
Всё это происходит в рамках многостороннего климатического процесса с целью сокращения вредных выбросов и влияния на окружающую среду. Ведь даже большие гидроэлектростанции многие экологи призывают не причислять к зелёной энергии. При их постройке меняются русла рек, рельеф, погодные условия региона, условия нереста многих видов рыб и др.
На солнечной энергии давно пора зарабатывать
Рустам Хакимов, менеджер компании «Юнитех», считает, что низкий спрос на ВИЭ со стороны населения зависит от крайне невысокой осведомленности об установках.
— Сейчас никто не задается вопросом как хорошо может работать кондиционер. Потому что большинство людей в мире уже изучили его преимущества. А с ВИЭ мне приходится консультировать и разъяснять выгоды по несколько раз. Некоторые клиенты решаются купить установку аж через полгода после первой консультации, — рассказывает он.
Спрос на ВИЭ у «Юнитех» меняется от сезона к сезону. С марта по октябрь в основном продаются солнечные водонагреватели и насосы (для полива полей). С октября по март, когда в регионах часто случаются перебои с электричеством или вводится энерголимит, спрос полностью переключается на солнечные батареи.
По мнению Рустама Хакимова, Таджикистан может последовать примеру европейских стран — демонополизировать сектор энергетики. Там установка частной солнечной электростанции даёт возможность не только обеспечить собственные нужды в электроэнергии, но и продавать излишки государству. Это поможет существенно снизить нагрузки на государственные энергосети, а Таджикистану нагрузки знакомы не понаслышке, от зимнего энерголимита уже много лет страдают регионы страны.
— Например в Украине установка солнечных батарей – это уже самый настоящий бизнес. Люди бросились устанавливать их, чтобы зарабатывать, а не как у нас, чтобы обеспечить себя энергией. Если у нас введут такой закон, то за очень короткий срок солнечные батареи у нас будут стоять везде. И Таджикистан забудет про лимит зимой, — с энтузиазмом заявляет Рустам Хакимов.
От редакции: Благодаря тому, что десятки тысяч украинских собственников, включая 24 тыс. частных домохозяйств (на май 2020 года), установили солнечные электростанции мощностью до 30 кВт, доля ВИЭ в 2020 году достигла 12,4%, а в 2021 году должна превысить 13%. Как сообщил заместитель министра энергетики Украины Юрий Бойко, этого показателя страна должна была достигнуть только к 2030 году. Источник: УКРИНФОРМ.
Мансур Кудусов из АО «Системавтоматика» также считает, что появившиеся излишки энергии в государственной сети Таджикистан сможет продавать в Пакистан и Афганистан даже зимой, куда как известно уже поступает электроэнергия через CASA 1000. А так как эти поставки осуществляются по более высоким тарифам, это позволит успешно пополнять бюджет страны.
От редакции: Выдержка из Закона РТ «Об использовании возобновляемых источников энергии» №587, от 12.01.2010г.:
Ст. 11 Отношения производителя энергии из ВИЭ с операторами энергетической сети и оптовыми потребителями
П. 4 Операторы энергетической сети и оптовые потребители обязаны приобретать энергию, производимую из ВИЭ, на основе договора при сохранении установленного баланса объема производства и качества энергии из ВИЭ.
Но пока примеров продажи электроэнергии холдингу «Барки точик» от собственников солнечных электростанций мы не нашли.
Сколько стоит солнечный киловатт?
Мансур Кудусов привёл расценки на солнечные сетевые (безаккумуляторные) фотоэлектростанции мощностью 1 кВт. Станция стоит 1000 долларов (станция с аккумуляторами, чтобы пользоваться станцией и в темное время суток обойдётся в 2,5 тыс. долларов).
Мы решили посчитать, какую выгоду принесет электростанция мощностью 1 кВт без аккумуляторов обычному пользователю. В условиях Таджикистана солнечная станция мощностью 1 кВт, летом за один день вырабатывает примерно 6 кВт.ч электроэнергии, а зимой 4 кВт.ч. Годовая выработка электроэнергии такой системы составляет от 1750 до 2045 кВт.ч в зависимости от регионов республики. При тарифе на электроэнергию для населения 1 кВт.ч электроэнергии = 0,2266 сомони, экономия в год составляет 453 сомони (40 долларов), а при тарифе для промышленных потребителей 1 кВт.ч электроэнергии = 0,6506 сомони (с учётом НДС), годовая экономия составляет 1301 сомони (115 долларов).
Таким образом, прямая окупаемость солнечной электростанции мощностью 1 кВт при установке в частных домах, с учётом расходов на обслуживание, составляет 25-28 лет. При установке на промышленных предприятиях, в магазинах или офисах составляет 9-10 лет. Срок службы солнечных панелей составляет 25-30 лет. Необходимо также учесть, что тарифы на электроэнергию с каждым годом повышаются, а цены на солнечные панели падают.
Солнечная водонагревательная система объёмом 100 литров обойдётся в 400 долларов. Такая система нагреет до 60С 200 литров воды летом, а зимой до 100 литров. Такая установка в течении года сэкономит 1600-1800 кВт.ч электроэнергии или 362 сом (32 долларов) для населения и 1041 сомони (92 долларов) для организации. При частном использовании установка окупится за 13 лет, а при коммерческом –за 5 лет.
Использование энергии солнца в Таджикистане и мире
Примеры подобной экономии можно наблюдать в больницах города Душанбе. Компания «Системавтоматика», при финансировании японского агентства JICA, установила солнечные фотоэлектрические установки (СВЭУ) мощностью 30 кВт в Родильном доме №1 (бывш. Роддом №3), мощностью 40 кВт в Институте гинекологии и перинатологии (бывший Роддом №1) и мощностью 120 кВт в Центральной клинической больнице (Кара-Боло).
Еще одна солнечная электростанция появилась в высокогорном Мургабе на Памире. 220-киловаттную электростанцию, при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), запустили в ноябре 2020 года. Запуск станции – результат успешного сотрудничества Правительства Таджикистана, USAID и компании «Памир Энерджи». В проект также входит гибридная энергоаккумулирующая электростанция мощностью 180 кВт.ч.
Новая электростанция обслуживает 8 778 человек и имеет 1 463 подключения по счетчику. Пользователи обслуживаются через распределительную сеть Мургаба (мини-сеть, не подключенная к основной системе), электроэнергию в которой вырабатывают Мургабская гидроэлектростанция и новая солнечная станция.
По сообщению USAID, в будущем есть возможность довести мощность данной электростанции до 1 мегаватта (1000 кВт) и более.
Для сравнения: мощность гидроэлектростанции «Сангтуда-1» составляет 670 мегаватт (670000 кВт). То есть солнечным электростанциям есть куда расти.
В Таджикистане за 2020 год, по сообщению председателя госэнергохолдинга «Барки Точик» Мирзо Исмоилзода, гидро- и тепловыми электростанциями холдинга было выработано электроэнергии 15,248 млрд. кВт.ч. Эта цифра не включает в себя выработку электроэнергии компанией «Памир Энерджи».
По Таджикистану пока нет данных о выработке электроэнергии за счет солнца, пусть даже в локальных сетях. Но мы можем посмотреть статистику по другим странам.
Так например, согласно отчету британского аналитического центра Ember и немецкого Agora Energiewende, в прошлом, 2020 году, в странах Европы на ВИЭ приходилось 38,2% всей произведенной электроэнергии (34,6% в 2019 году), на ископаемое топливо — 37%. Доля ВИЭ объединяет ветряные, солнечные, гидроэлектростанции, а также использование биомассы. Источник: российский Коммерсантъ.
Лидером по выработке солнечной и ветровой электроэнергии во всем мире является Китай, согласно данных некоммерческой организации REN2, действующей при отделении ООН по окружающей среде в Париже. Источник: аналитический и консалтинговый портал Delovoy profil.
Графика подготовлена порталом Delovoy profil.
Нужен конкретный план действий
Кодир Ботуров, директор ЦИИВИЭ при ФТИ им. С.У. Умарова НАНТ («Центр по изучению и использованию возобновляемых источников энергии» при Физико-техническом институте им. С.У. Умарова Национальной академии наук Таджикистана) также называет одной из основных проблем низкую информированность населения о ВИЭ. Ещё одной причиной директор Центра называет отсутствие в Таджикистане Национального плана действий по ВИЭ.
— У нас в настоящее время имеется Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, где ВИЭ определен как один из основных приоритетов для доступа к зеленой энергии. Центр предлагает вместе с другими профильными ведомствами страны разработать Национальный план действий по ВИЭ в Республике Таджикистан, — сообщил Кодир Ботуров.
Он уверен, что широкое использование ВИЭ, в особенности солнечной энергии в сельской местности приведёт не только к стабилизации электроснабжения, но и к значительному увеличению объемов вырабатываемой стране электроэнергии и широкому внедрению инновационных технологий.
От редакции: В Национальной стратегии развития РТ до 2030 года одной из стратегических задач для устойчивого развития названы обеспечение энергобезопасности и эффективное использование электроэнергии. Для этого основным действием названа диверсификация генерирующих источников энергии, в том числе через создание технических возможностей для использования нетрадиционных (возобновляемых) источников энергии. Если появится четкий план действий для достижения этих целей, то возможно развитие ВИЭ в нашей стране приобретет совсем другие скорости и масштабы.
Согласно приводимой статистики того же портала Delovoy profil, в стратегических планах многих государств прописаны чётко обозначенные значения развития ВИЭ. К примеру:
- Германия (население более 82 млн человек) к 2035 г. планирует перевести 55–60% своей электроэнергетики на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), к 2050 г. – не менее 80%.
- Дания (население более 5 млн человек) намерена полностью перейти на ВИЭ во всех энергетических секторах, включая транспортный, к 2050 г.
- В США достигнуть 100% ВИЭ в электроэнергетике намерены 153 города. Аналогичные планы приняли 9 штатов, округов и территорий, включая штат Калифорния (население почти 40 млн человек).
По мнению аналитиков портала, этому имеется объяснение:
- Стремительное удешевление ВИЭ за последние 10 лет (по данным Lazard, в период с 2009 по 2019 гг. 1 кВт.ч электроэнергии, произведенной за счет ветра, подешевел на 70%, за счет солнца – на 89%).
- Рост экологической грамотности населения и формирование запроса гражданского общества на благоприятную окружающую среду с минимально возможным негативным антропогенным эффектом.
Новыми источниками энергии проблему не решить
Юрий Скочилов, исполнительный директор Молодежного Экологического Центра уверен, что развитие альтернативных источников энергии очень важно для Таджикистана.
— Первое, о чем надо думать – это о безопасности энергетического будущего, потому что, в связи с прогнозами изменением климата, ожидаются и изменения гидрологического режима рек и наполняемости плотин. Мы не можем рассчитывать только на один источник энергии, это большие риски, вспомните 2008 год. Безусловно нам необходима диверсификация, то есть наличие нескольких источников электроэнергии, — Юрий Скочилов напомнил о коллапсе энергетики зимой 2008 года, когда из-за низкой наполненности Нурекского водохранилища по всей стране был введен жёсткий энерголимит. Вкупе с необычно холодной и длинной зимой отключения электроэнергии имели очень тяжелые последствия.
Эколог сообщил об имеющихся прогнозах по изменению климата, в связи с чем ожидается интенсивное таяние ледников. А когда ледники, питающие реки, растают, то воды в реках станет мало и большие гидроэлектростанции станут бесполезными.
— И второе – у нас ещё очень много малых поселений не имеет доступа к электричеству. По разным оценкам около 200000 человек в РТ не имеет доступа к электричеству. В основном это новые населенные пункты, которые образовались с учетом быстрого прироста населения. И для них альтернативная энергетика крайне важна, — сказал Юрий Скочилов.
От редакции: По данным Министерства энергетики РТ, 200 тыс. таджикистанцев (более 2,5%) на начало 2020 года не имели доступа к электроэнергии.
Слабое развитие альтернативных источников энергии Юрий Скочилов объясняет несколькими факторами:
— У нас была Национальная программа развития альтернативных источников энергии до 2015 года (от редакции: В 2007 году была принята Целевая комплексная программа по широкому использованию ВИЭ на 2007-2015 гг.). После этого непонятно что происходит.
Она не стала самостоятельной и была растворена в других программных документах. В этом, на мой взгляд, проблема.
Программ мало, и в них нет конкретных специфических показателей, по которым мы могли бы отследить прогресс развития. То есть чего конкретно мы должны достигнуть, к примеру, через 5 лет, — высказался Юрий Скочилов.
Ещё одним фактором торможения развития альтернативной энергетики по его мнению является отсутствие достаточного числа специалистов в этой сфере, как в госведомствах, так и в бизнесе.
Но одними лишь государственными программами и подготовкой специалистов проблему не решить, считает Юрий Скочилов. По его мнению, слабое развитие объясняется неразвитостью рынка ВИЭ в Таджикистане.
— В условиях рыночных отношений невозможно дать толчок спросу на ВИЭ только за счёт государственного регулирования. Всё будет зависеть от спроса снизу. Это закон рынка – спрос рождает предложение, — сказал эколог.
Он уверен, что одновременно с развитием альтернативной энергетикой очень важно распространять знания и технологии по энергоэффективности имеющихся источников вокруг.
— С каждым годом размер потребления электроэнергии растёт. Считать, что решение проблемы в ВИЭ, неправильно. Если энергия бездарно расходуется, то никакие новые экологичные электростанции нас не спасут. Главная проблема заключена в энергоэффективности и экономии. Вопрос, откуда мы её будем брать важен, но без изменения характера энергопотребления в лучшую сторону, становится вторичным, — считает Юрий Скочилов.
Молодёжный Экологический Центр уже не первый год проводит семинары, на которых сельских жителей обучают самостоятельно изготавливать различные устройства своими руками. Это прессы для изготовления топливных брикетов, устройства для медогонки, дистилляторы для очищения воды, солнечные духовки, кухни, водонагреватели и многое другое.
Такие самодельные установки гораздо дешевле заводских аналогов, потому сделаны из подручных доступных материалов.
— Есть два варианта: делать такие устройства самим или запрашивать их у нас на рынке, чтобы увеличивать спрос и тем самым мотивировать завозить эти товары в страну. Бизнесу нужно предлагать более простые и доступные товары, больше ориентированные на людей и их возможности.
Фирмы, которые мы сейчас имеем на рынке, не находятся в условиях конкуренции. Они в основном ориентируются на крупные заказы. Но только массовый спрос на ВИЭ от обычных потребителей даст рынку этих устройств широкое развитие, — сказал в заключении Юрий Скочилов.
На видео внизу вы можете посмотреть как ребята из Центра вместе с сельскими жителями соорудили солнечный водонагреватель своими руками.
Судя по комментариям экспертов, препятствий для развития солнечной энергетики в Таджикистане пока много. Обычных потребителей отпугивают цены на установки и их нестабильная работа (солнце не может светить круглые сутки). Со стороны государства пока не наблюдается реформ с целью мотивации бизнеса и потребителей к расширению использования ВИЭ.
Но кажется, что развитие альтернативных источников энергии уже не за горами, это просто вопрос времени.
Зульфия ГОЛУБЕВА
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.