Их лозунг — из соцреализма в постмодернизм!
Статья — это другое. А текст — это текст. В мире соцсетей, селфи, разных одинаковых людей, древних книг и деревьев охота рассказать о прошедшем событии не только официально, но и так, вне жанра. Как сказал мой друг — «Из тусовки околомысли». Личные путевые заметки.
Все на месте старта, и невдалеке растёт единственное посаженное мной в Ду-шанбе дерево. Сто пятьдесят человек, между ними за три дня возникнет некая система отношений. Знакомиться, влюбляться, настраивать дела, обсуждать, общаться. Оказывается, две звезды в космосе остаются рядом, три и четыре разлетаются, а около ста пятидесяти создают устойчивую систему. Астрофизика, социум — притяжение, хаминхелай.
Красивая и взбалмошная суета подготовки. Когда мы поехали забирать воду для автопробега, хлынул ливень, и разыгралась буря. На последнем концерте ветер уносил сцену, а вернувшись из Джиргиталя, мы встретили в Душанбе танцующую пыль и летящие листья. Утром во время сборов я передам в руки Мастеру Исмаилу (a.k.a. M One) таджикский флаг. Страна — это ежедневное произведение.
Жизнь происходит по множеству законов. Нам ведомы лишь некоторые из них.
Утром мне пришла смска «Смотри гусей по кишлакам не воруй». Но я сын таджикскоподданого, и не могу себе этого позволить. Тридцать моторов, своя музыка, люди смотрят, посторонние шофёры то уступают, то хамят, а мы счастливо катим с флагами. Отважные операторы чётко рискуют, чтобы добыть красивые кадры, завидую им, нет с собой камеры. Воздух просторов чистой природы ворвался в окна, и сразу что-то изменилось. Золотые птицы обгоняли машины. Сколько удивительных мест в твоей каждой стране, где надо и хочется побывать: одно название, например — Чилчашма, Сарай, Факиробод — уже причина для путешествия.
Отзвук Михея донёсся из окна на въезде в Рогун. Здесь впервые в жизни на меня нечаянно замахнулись флагом. Мы недооцениваем степень серьёзности этой стройки и личного участия в ней. Потом дитя из окна машины будет скандировать: «За Россию!.. За Таджикистан!.. За Тиселл!.. За природу!» Всех особенно устроит последний вариант. И так просто: образ правителя везде, в любой стране образ правителя на фото. Не идеи, не чего-то сложночеловеческого, а его. Символы учений, например, также размещали везде; и вот стало интересно: что сложнее фотографии человека, изображения символа или запечатлённого лозунга, являющееся некоей идеей, мы можем размещать всюду, чтобы ориентироваться в своём общественном стремлении? Люди выставляют вехи жизни. Охота за рекой. За водой. Интересно, что думают камни? Рады ли, что их вырыли, и теперь можно поглядеть на людей? Есть такие? Угадайте, в каком слове пять букв «Ы»? Правильно, «вылысыпыдысты»! Гляжу на них из окна машины, раскалённых бронзовых иностранцев и иностранок, катящих в полдень по горам, и понимаю: европейцы и европейцы-путешественники, особенно сильны своей тягой к познанию.
И очень остро, непривычно, по-новому возникает вопрос: «Зачем я живу? Что делаю? Зачем здесь?»
Хлеб-соль встретил нас в Нуробаде. Город воинов, глядя в глаза местных лю-дей, будто видишь давнюю историю защиты этого края. Неосознаваемо, не-представимо много идёт через человеческое общение. Это не шутка — заниматься детдомами. Брать у богатых деньги и превращать их в счастливое будущее детей. Что может помочь? Серия образовательных семинаров, цель которых дать ребёнку знания о большом мире, создать мечту, помочь выбрать профессию? А что если просто приезжать и играть с ними в разные человеческие профессии, обучая? И есть ещё древние народные игры, развивающие здоровье и разум игры, и можно ещё привозить игровые приставки по расписанию — сначала семинар, потом игра? Можно ведь сделать. Пусть человек не ощущает себя выброшенным за пределы общества, пусть увидит своё будущее среди людей. У меня не хватает сил и совести написать про всё то, что мы, поколение людей со смартфонами, видим, и от чего отворачиваемся в детских домах.
Люди. Это стол, улыбки, общение, оскалы, хитрость и прямота, добро и муд-рость, безумие и зло. Я вижу их в пиджаках, важные. Вижу их в майках, глупые. Одинаковые абсолютно все. Селфи. Самбуса. Депутат. Дети детдома. Глаза их. Дождь на улице успокаивает. Персики, виноград, тарелки. Обман в точках сейчас. Я ухожу отдохнуть в себя. Недомеждукультурье. Куряки столичные. Может, трансграничные бизнес-проекты спасут регион? Отражение очень важно: не то, как человек себя ведёт, а как ты это отразишь. Три сестры, три ивушки во дворе, одна другой старше. Ребёнок тянется за флагом сквозь решётку.
Ребята часто думают, что быть начальником — это сладко пожрать. Пузатые, щекастые, они теряют что-то в глазах, какой-то смысл, от этого. Тот самый смысл начальника. Хорошо, что в глазах у них иногда видно: «Мне не хватает разума, что делать?» Но плохо почти всё остальное, что видно в их глазах — особенно для правителя. Общение везде, где люди. Оно базис и основа любого дела. Что может быть, по науке и не очень правильно, но, видимо, заложено природой. Это нечто инстинктивное и непреодолимое, если не обращать внимания. Просто часто общение в своей среде подменяет для людей суть их дела. Это успокоение: «Я со своими, я поел, что ещё надо?». На. До. Надо.
Душа смотрит сама в себя и учится. Культура — это когда знаешь, что делать. Управление людьми — это игры и символы.
За один её настоящий взгляд я готов отдать три часа общения с какой-то, потому что он достигает души. И её глаза чистые и откровенные, добрые, ясные, истинные. До души. Небо дышит нами. И открытие от ребёнка: мы живём, а небо над нами движется. Неужели все войны бессмысленны? В принципе, да. Люди просто хотят жить лучше и убивают друг друга. Тысячи миров оплетают нас. Прямо сейчас, каждую секунду. Поток сознания.
Посвящается вебятам. (Вебята — обитатели web, глобальной цифровой сети)
Антон Родин
Очень классно, порадовало, как будто побывала на месте
Восхитительный текст! Браво!!!