В наши дни не сложно услышать «громкие слова» о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне, Впрочем, как и о… «вине» Советского Союза во многих исторических грехах. И теми, и другими оценками полны страницы печатных СМИ, а также эфир телевидения и Интернета.
Судя по всему, Вторая мировая война, и Великая Отечественная, как её составная часть, не закончилась семьдесят лет назад. Она продолжается до сих пор – в исторических исследованиях и школьных учебниках, в романах и фильмах. И часто приходится признавать, что сегодня мы терпим поражение в войне, которую выиграли наши отцы и деды: с каждым годом Великая Победа все менее достоверна. В новой реальности, навязанной разного рода недоброжелателями, эта великая битва низведена до уровня второстепенного фронта Второй мировой; Советский Союз ничем не лучше гитлеровской Германии; а горячий снег Сталинграда, воспетый Мумином Каноатом и Юрием Бондаревым, не важнее какого-нибудь «спасения рядового Райна» или «списка Шиндлера»…
Велика наша общая история, а отступать больше некуда, потому что от того, кто выиграет эту войну за правду, зависит не только наше Прошлое и Настоящее, но и Будущее!
***
В 1941-1945 гг. из Таджикистана, по различным данным, было призвано от 200 до 254 тыс. чел. Напомним, что общая численность населения республики составляла тогда только около 1,5 млн. В том числе, в Таджикистане было сформировано и отправлено на фронт три полнокровных горно-кавалерийских дивизии, сражавшихся под Москвой, на Кавказе, под Сталинградом.
Последние исследования свидетельствуют о том, что общее число погибших, призванных из Таджикистана, достигает 90760 чел. В это число вошли погибшие в бою в составе военных частей и в партизанских отрядах, от ран и болезней в госпиталях, в плену, т.е. всего более трети призванных жителей республики!
Говоря о вкладе воинов из Таджикистана в Великую Победу прежде всего нужно вспомнить о боевом пути легендарной 20-й горно-кавалерийской дивизии.
Она стала первым соединением из Таджикской ССР, вступившем в сражения с Вермахтом, отправленным на фронт из Душанбе уже 29 октября 1941г. Все три полка и части обеспечения и поддержки этого соединения были отмобилизованы, а многие офицеры были обстреляны и имели боевой опыт борьбы с басмачеством. Командовал дивизией полковник Дмитрий Кратов, будущий Герой Советского Союза.
Уже 18 ноября 20-я кавалерийская прибыла под Москву и через несколько дней вступила в бой с немцами. Несмотря на то, что соединение на этот момент было полнокровным и полностью укомплектованным, оно сильно проигрывало немецким войскам и по численности и по вооружению. К примеру 103-го Гисарский кавалерийский полк, сдерживающий 22 ноября немецкую танковую атаку, имел на вооружении лишь три-четыре противотанковых ружья, пару станковые пулеметов системы «Максим», да реликтовые 76,2 мм. горные пушки (французской фирмы Шнейдер) образца 1909 года! Свыше ста воинов — таджикистанцев сложили тогда свои головы под пос. Нагово, предпочтя смерть поражению. Сопротивление таджикистанских кавалеристов было настолько ожесточенным, что немецкое командование в своих сводках именовало эту дивизию «элитной»!
Именно в снегах Подмосковья родилась военная слава 20-й Таджикской горно-кавалерийской дивизии, и входивших в её состав 22-го гвардейского кавалерийского Бальджуанского полка, 103-ого гвардейского Гиссарского кавалерийского ордена Александра Невского полка, 124-ого гвардейского кавалерийского полка и 14-ого гвардейского конно -артиллерийского дивизиона. В битве под Москвой 20-я Таджикская Краснознаменная ордена Ленина горно-кавалерийская дивизия наголову разбила 78 немецкую пехотную дивизию, нанесла ощутимые потери подразделениям дивизий СС «Мертвая голова» и «Великая Германия». Воинами — таджикистанцами в тех боях было захвачено и уничтожено более сорока танков, шестисот автомашин, более ста орудий и минометов; уничтожено шесть тысяч солдат и офицеров вермахта.
Примерно через год название 20-й кавалерийской вновь замелькало в тревожных немецких фронтовых сводках. В конце 1942г. обстановка на фронтах Великой Отечественной оставалась достаточно тяжелой: напряжение сил немецкой армии после полутора лет войны дошло до критической отметки. Вермахт решительно готовился к новому весеннему наступлению на Москву. Немцы усиливали укрепления, создавая их по линии Ржев-Гжатск-Вязьма. При этом Ржевско-Сычевский выступ рассматривался ими как трамплин для нового наступления на Москву. Поэтому, уже 10 октября советские войска получили директиву Генштаба на операцию с кoдoвым названием «Марс», целью которой являлось окружение и уничтожение 9-й немецкой армии, возглавляемой генералом Моделем – «львом обороны», как уважительно звали его сослуживцы.
Командование Западного фронта решило нанести главный удар силами 20-й армии в общем направлении на Гредякино. 20-я кавалерийская дивизия получила приказ форсировать реку Вазуза, перерезать железную дорогу Ржев-Вязьма и выйти в Медведовский лес. Этот прорыв стал началом фантастического по своей дерзости и результативности сорока дневного рейда по тылам немецких войск!
Действуя совместно с партизанскими отрядами, дивизия громила гарнизоны немецких войск, перерезала коммуникации и даже освобождала небольшие города в тылу противника! Такая наглость, как однозначно оценило рейд немецкое командование, не должна была оставаться безнаказанной. Противник приготовился к атаке на Починковские леса, ставшие оперативной базой наших кавалеристов. Активизировались действия карательных отрядов, имевших опыт борьбы с партизанами и специально спешно переброшенных под Ржев. И вскоре случилась трагедия.
В урочище Корбут под охраной пулеметного взвода и партизан был оставлен советский полевой госпиталь. Через некоторое время госпиталь окружил немецкий карательный отряд численностью до трехсот человек. Оставив на подступах к госпиталю десятки убитых и раненых, эсэсовцы сломили сопротивление небольшого отряда советских воинов. Тяжелораненых они добили в землянках, забросав их гранатами, а медицинский персонал во главе с начальником медицинской службы дивизии, медсестрами, легкоранеными поставили в одну шеренгу и расстреляли. Узнав об этом, командир дивизии, полковник П. Т. Курсаков приказал командиру 103-го Гиссарского кавалерийского полка подполковнику Калиновичу с двумя эскадронами выдвинуться навстречу карателям. Заняв удобную позицию в сожженной деревне, конники изготовились к бою.
Рано утром появился разведдозор фашистов. Его пропустили. Но как только весь карательный отряд вышел к деревне и оказался на открытой местности, конники открыли огонь на поражение. Через полчаса кровавая зондеркоманда перестала существовать. В этом бою было уничтожено более двухсот гитлеровцев.
Однако постоянные бои и 25-градусный мороз давали о себе знать – численность соединения таяла за счет убитых, раненых и больных. 24 декабря 1942г командование Калининского фронта приняло решение о прорыве кавалеристов через линию фронта, что и удалось с большим трудом сделать 5 января 1943г. За период рейда 20-й кавалерийской дивизией было уничтожено 8 самолетов, 40 танков, 46 орудий, 300 автомашин, 30 дотов, 7 складов, 1 бронепоезд, 80 железнодорожных составов, 4000 солдат и офицеров противника.
Интересно, что этот рейд таджикской дивизии стал даже предметом исследования западного историка! В своей работе «Операция «Марс», американский военный историк Дэвид Гланц так отметил этот эпизод великой войны: «Тяжелые бои по периферии Ржевского выступа, наконец, завершились в конце декабря, но небольшие группы некогда гордых советских конно-механизированных войск, прорвавших немецкие укрепления у реки Вазуза в конце ноября, очутились в тылу противника. Проявив поразительную стойкость и отвагу, отрезанная от остальных войск 20-я кавалерийская дивизия продержалась более месяца и, в конце концов, прорвалась к своим. Об этом подвиге следует упомянуть в память о павших под Ржевом. За этот прорыв командир 20-й кавалерийской дивизии Курсаков был удостоен звания генерал-майора, многие из кавалеристов-таджиков получили награды за боевые заслуги. Рискованный сорокадневный рейд в тыл врага остался героической страницей операции».
Помимо непосредственного урона, который был нанесен немецко-фашистским войскам героическим рейдом 20-й кавалерийской дивизии, ее действия, вместе с усилиями других частей и соединений на этом участке фронта имели и другой, стратегический эффект: они связали сразу несколько дивизий противника боями, не дав ему возможности перебросить силы на помощь окруженной по Сталинградом 300-тысячной группировке фельдмаршала Паульса, что укорило её разгром и ликвидацию уже в феврале 1943г.!
ВИКТОР ДУБОВИЦКИЙ,
доктор исторических наук