В современном мире благополучие, спокойствие и безопасность уже давно не гарантированы крепостной стеной вдоль границы. Даже самые мощные и богатые государства успели убедиться в необходимости самых разнообразных альянсов и союзов. В этих условиях для десятков небольших государств мира возникает мучительная проблема выбора – к кому примкнуть?
В пылу дискуссий и споров
Сентенция о том, что в спорах рождается истина, в отношении необходимости и сроков вступления Таджикистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), пока не очевидна. Многочисленные эксперты на страницах периодической печати, а также с трибун конференций и круглых столов высказывают мнения весьма противоречивые.
Дискуссии, в основном, разгораются вокруг следующих вопросов: «стоит ли вступать в ЕАЭС, и если «да», то когда», «как сохранить суверенитет в компании экономически мощных и политически активных союзников», «не испортятся ли из-за членства в ЕАЭС отношения с Китаем»
Базовой точкой разрешения этих сомнений нужно считать заявление нашего президента уважаемого Эмомали Рахмона в Минске осенью этого года, где он сообщил главам входящих в Евразийское Экономическое Сообщество государств, что Таджикистан «внимательно изучает экономическую базу новой организации и все правовые документы с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение». Следовательно, интерес к вступлению у Таджикистана существует, и интерес не поверхностный!
На наш взгляд, «вопрос о сохранении суверенитета» — базовый, в той или иной мере вобравший в себя возможность решения всех остальных проблем. Нужно отметить, что в экспертном сообществе современного Таджикистана уже перевелись энтузиасты строительства в нашей стране «новой Швейцарии» — идеи столь популярной в годы перестройки и начале 1990-х годов, когда политические фантазии довели народ до перестрелки. «Свободную, богатую и нейтральную» Швейцарию решили не строить (потому как в стране не нашлось желающих реализовать эту идею швейцарцев) и сосредоточились на выборе союзников, способных помочь в восстановлении рухнувшей экономики, решении острейших социальных проблем. Союзников, правда, оказалось немного: соседний Узбекистан, активно помогавший во время гражданской войны 1992-1997гг. конструктивным светским силам прийти к власти в стране, очень скоро начал трактовать наш суверенитет весьма своеобразно, демонстрируя своё право обладания воздушным пространством, транзитными железными и автомобильными дорогами, трубопроводами и прочими элементами инфраструктуры.
Несколько созданных за последние двадцать три года в регионе Центральной Азии экономических союзов оказались мёртворождёнными конструкциями, порожденными уже знакомыми нам «швейцароподобными» фантазиями наших соседей.
О нашем южном соседе – Афганистане — вообще говорить не приходится: экономические преимущества границы с ним, якобы выводящей Таджикистан «в Южную Азию», до настоящего времени перекрываются перманентными проблемами на этой самой границе!
В итоге наиболее жизненными вариантами интеграции остаются российский и китайский векторы. В формате ШОС они объединились. Однако именно в отношении российского и китайского вариантов интеграции и ведутся жаркие споры о суверенитете. Большинство «евразийских скептиков» пугает создание наднациональных органов управления ЕАЭС, якобы посягающих на политическую самостоятельность членов союза. Однако здесь достаточно обратиться к статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе, которая предусматривает не только «уважение общепризнанных принципов международного права, включая принцип суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности», но и «уважение особенностей политического устройства государств-членов».
Ещё одна «детская фобия» касается доминирования в ЕАЭС Российской Федерации. Она легко излечивается: достаточно прочитать положение о Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском экономическом совете и Евразийской экономической комиссии, в основу деятельности которых положен принцип консенсуса. Россия, несмотря на свою экономическую мощь, не стала требовать для себя особых прав в процессе коллективного управления.
«Ассоциированное» бесправие
Некоторые радетели государственного суверенитета предлагают Таджикистану поосторожничать и избрать на первых порах «ассоциированное членство» в ЕАЭС. Чем это может для нас обернуться? Напомним, что такая форма участия в союзе представляет собой ассиметричный вид отношений, когда кандидат берёт на себя обязательства соблюдать нормы и правила союза без приобретения полноценного членства и права голоса. По сути дела, это будет одностороннее (по нашему собственному желанию!) ограничение суверенитета. Вот такие пируэты порой выдает нам наша политологическая мысль…
Помимо всего прочего, нам, в первую очередь, следует помнить, чем может обернуться ассоциированное членство для наших трудовых мигрантов — тех самых полутора миллионов граждан республики, которые ежегодно приносят ныне в бюджет РТ пять миллиардов долларов. В то время как на просторах ЕАЭС действует общий рынок трудовых ресурсов, и каждый работающий в нём будет пользоваться равными правами и льготами, таджикские мигранты окажутся в явно невыгодном положении и по условиям труда, и по зарплате. Стоит ли идти на такое «ассоциированное бесправие»?
Не опоздать бы….
Неторопливость в принятии важных решений – черта на Востоке положительная. В Таджикистане не засыпят старого колодца, пока не выроют новый! Однако в случае с ЕАЭС времени подумать уже было немало: прежние члены Таможенного союза успели прийти к нужным выводам. Кстати, с членством в самой этой организации Таджикистан успел получить хороший урок, Как считает известный таджикский учёный-экономист Х.Умаров, — «слишком долгое раздумье» Таджикистана о вступлении в Таможенный Союз, созданный Россией, Казахстаном и Белоруссией ещё в июле 2010г., стоило его экономике прироста среднегодовых темпов развития в 30-35%! За это же время прирост денежных доходов таджикских домохозяйств составил бы 60-75%.
К сказанному остаётся лишь добавить, что, как показывает практика, выгодные экономические ниши в подобных ЕАЭС союзах быстро занимаются вчерашними, более расторопными союзниками, оставляя медлительным лишь тоскливые воспоминания об упущенных возможностях…
Аваз ШАРИПОВ