17 ноября на площадке Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» прошла презентация проектно-аналитического доклада «Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества»
Авторы доклада — Хамид Саидов, Ходжимухаммад Умаров и Гузель Майтдинова, — а также Первый заместитель Директора Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Сайфулло Сафаров обсудили основные положение доклада и необходимую дальнейшую работу экспертного сообщества в деле евразийской интеграции Таджикистана.
Интеграция — политический вопрос
По мнению доктора политических наук, заведующего кафедрой Российско-Таджикского (Славянского) университета Хамида Саидова, евразийская интеграция знаменует собой представляет собой определенный этап политического развития таджикского общества. Эксперт уверен, что вхождение в Евразийский экономический союз потребует глубокой реформы многих сфер жизни Таджикистана. И эти реформы, считает Хамид Саидов будут носить прогрессивный характер, поскольку они будут основываться на стандартах ЕАЭС.
Хамид Саидов уверен, что общество Таджикистана готово к принятию решения и вхождению страны в интеграционный процесс. Дело сейчас стоит за экспертами-экономистами, которые должны определить его экономические параметры. «База для интеграции у нас уже имеется. за последние 23 года приобрели опыт экономического взаимодействия на новых, рыночных, основаниях», уверен эксперт.
Кроме того, как отметил Хамид Саидов, участие в интеграционном процессе потребует и создания политического измерения интеграции, поскольку взаимодействие в рамках ЕАЭС все равно не может быть сведено исключительно к экономическим вопросам.
Ожидаемые потери Таджикистана и вопрос переходного периода
По мнению доктора экономических наук, заведующего отделом Институт экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан Ходжимухаммада Умарова, необходимо провести тщательные расчеты для подготовки предложений по экономически эффективному вхождению Таджикистана в Евразийский экономический союз.
По данным ученого, «довольно ощутимыми будут потери, связанные со снижением таможенных платежей. Не только таможенных тарифов, но и НДС, и акцизов».
Эксперт отмечает: «более 40% от общих доходов Таджикистана государственного бюджета составляют приграничные налоги — таможенная пошлина, НДС, акциз. Если бы удельный вес таких налогов был бы на уровне 12-15%, то проблемы бы было. В нашем же положении нам нужно принимать решения: или компенсировать эти потери, или создать условия для постепенного перехода к новому порядку распределения таможенных пошлин. Думаю, оптимальным сроком было бы не менее пяти лет».
Экономическая модель интеграции
В то же время, Умаров отмечает, что формула переходного периода — это не просто вопрос «бухгалтерии».
«Формула переходного периода — это прежде всего, консенсус между всеми участниками и потенциальными участниками — по вопросу об идеологии интеграции», считает эксперт. «Важно понимать, что в отношении евразийской интеграции есть определенные ожидания. Однако они основаны на собственных представлениях каждого из участников, сторонников интеграции, простых людей. Эти ожидания не всегда обоснованны. И если они не оправдаются, то они дадут мощнейший негативный импульс».
В этой ситуации, считает ученый, «необходимо сформулировать в явном виде и, возможно, даже утвердить идеологию интеграции, чтобы ожидания ориентировались на нее и корректировались в соответствии с официальной позицией. Такая идеология должна показать, как интеграционные процессы затронут интересы простых людей. Она предполагает и определение школ экономической науки, которые мы признаем в качестве базовых. Необходимо описание экономическом модели нового интеграционного образования».
С данной точкой зрение согласился Первый заместитель Директора Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Сайфулло Сафаров. По мнению эксперта, за последние десятилетия наши страны во многих сферах своей жизни стали жертвами процессов деградации. И именно деградация лежала в основе их дезинтеграции.
«Мы разошлись не только потому, что мы просто пошли по разным дорогам. Это — следствие деградации наших обществ. Эту деградацию надо лечить. Потому что мы очень много потеряли.
Конечно, мы приобрели независимость и все ее атрибуты — и это прекрасное, неотменяемое достижение.
Но мы немало и потеряли. Нужно думать, что надо сделать, чтобы использовать интеграционный потенциал нашей страны для решения проблем нашего развития. А это, прежде всего, экономические проблемы», отметил Сафаров.
Неизбежность реформ
По общему мнению экспертов, для эффективного вхождения в ЕАЭС Таджикистан должен разработать проект реформы своего законодательства и экономики.
Ходжимухаммад Умаров считает, что это должна быть, в первую очередь, структурная реформа. «Сейчас у нас наблюдается диспропорция между финансово-торговым сектором и реальным сектором экономики», отмечает эксперт. «Как и в мировой экономике в целом финансовый сектор в Таджикистане препятствует развитию реального сектора. Промышленность с изношенными фондами нуждается в доступных финансовых ресурсах. Однако процентная ставка такова, что никакие промышленные проекты не могут быть окупаемыми». Именно это и надо исправлять в первую очередь, считает Умаров. При этом потребуется рост роли государства в экономике и государственного регулирования.
С другой стороны, именно в этой сфере потребуется и наибольшая поддержка со стороны партнеров по интеграции. И дело здесь далеко не всегда в прямом предоставлении средств. Так, по мнению Умарова, огромный позитивный эффект для Таджикистана могло бы иметь развитие банковской инфраструктуры и приход в страну российских и казахских банков. «Это могло бы способствовать снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса, в том числе — у местных, таджикских банков. В итоге это внесло бы немалый вклад в развитие промышленности и предпринимательства в стране», уверен эксперт.
С необходимостью масштабных реформ в экономике страны согласился и Сайфулло Сафаров.
«Китайский вопрос»
Не могли эксперты обойти стороной и вопрос о взаимодействии Таджикистана с Китаем.
По их мнению, в отличие от Киргизии, которая уже выполнила свою роль в регионе и для американцев, и для китайцев, Таджикистан продолжает представлять большой интерес как транзитная территория между Афганистаном и Китаем, Туркменистаном и Китаем.
При этом Китай не заинтересован в развитии в стране реального сектора экономики. Как отмечает Ходжимухаммад Умаров, «именно китайский импорт в свое время разрушил таджикскую промышленность через демпинг в 1990-е годы. Даже война не нанесла такого урона, как дешевый китайский импорт. Причем, сейчас уже нет никаких сомнений в том, что импорт этот осуществлялся именно по демпинговым ценам».
Экономист уверен, что одной из составляющих интеграции должна быть защита внутреннего рынка региона в том числе — от китайского импорта. «Сегодня Россия говорит об импортозамещении. И Таджикистан работает над импортозамещением. Если такая политика будет принята для всего интеграционного объединения, то это означает существенные потери для Китая с точки зрения экспорта на постсоветское пространство. В том числе речь идет о приоритетном развитии и импортозамещении по продукции обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, с высокой добавленной стоимостью», считает умаров.
Тем не менее, по общему мнению экспертов евразийская интеграция Таджикистана вовсе не обязательно означает ухудшение отношений с Китаем. Поскольку транзитная и инвестиционная привлекательность страны в рамках ЕАЭС для китайских компаний только вырастет.
Интеграция мигрантов и интеграция страны
О важном для Таджикистана вопросе правового положения таджикских мигрантов на рынках труда стран ЕАЭС сказал в своем выступлении Сайфулло Сафаров.
«Когда мы говорим об интеграции, то мы должны признать, что народ сам интегрируется с Россией и Казахстаном. А государственные структуры зачастую только мешают такой интеграции в интересах простых людей. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы ликвидировать препятствия, обеспечить свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы», отметил эксперт.
«Несмотря на то, что Россию часто критикуют за негативное отношение к нашим мигрантам, надо сказать, что российское руководство, особенно — в последнее время, делает очень много для улучшения их положения. Да, там в целом наводится порядок в этой сфере, поэтому более жесткие требования к соблюдению законодательства. Однако для выходцев из Таджикистана предусматривается упрощенный порядок многих процедур», заявил Сафаров.
«Если эта тенденция сохранится, если будет в России политическое понимание взаимной выгодности этого явления, то я уверен, что интеграционный процесс будет проходить успешно. Если же их будут отталкивать, то они будут отталкивать и Таджикистан в целом», считает эксперт.
Главный вопрос — новая индустриализация Таджикистана
Важнейшим аспектом евразийской интеграции Таджикистана эксперты считают новую индустриализацию страны с опорой на естественные конкурентные преимущества ее экономического потенциала. По их мнению, первоочередными отраслями, на которые может быть сделан при этом упор, являются сельское хозяйство, пищевая промышленность, легкая промышленность, а также горно-добывающие и перерабатывающие мощности, энергетика.
Эксперты также считают крайне необходимым создание для Таджикистана аналога Российско-Кыргызского фонда развития в рамках интеграции в ЕАЭС.
При этом, как отметил Ходжимухаммад Умаров, у новой индустриализации Таджикистана должна быть своя специфика. Эта индустриализация должна быть гораздо мощней тех процессов развития промышленности, которые были в Таджикистане в советские времена. «Мы должны создавать такие производства, которые смогут конкурировать с мировыми брендами», считает эксперт.
О важности программы новой индустриализации Таджикистана высказался и Сайфулло Сафаров.
«Идея новой индустриализации Таджикистана — это одна из лучших идей в предложенной экспертной повестке взаимодействия страны с ЕАЭС», отметил эксперт. «Безусловно, ее реализация потребует огромных вложений. Однако важно, чтобы эта идея жила хотя бы в головах у людей здесь, в Таджикистане. Тогда работа может начаться работа и может осуществляться разработка этой программы».
«Когда такая программа будет, у нас появится возможность аккумулировать инвестиции из разных источников, не только из России, хотя и из России — в предпочтительном порядке. Это задача не только для Министерства промышленности и новых технологий, но и для всего общества, для бизнес-структур. Об этом должен думать каждый таджикистанец — дипломаты, предприниматели, эксперты, все. Это важнейший вопрос», заключил Сайфулло Сафаров.
Задание для экспертного сообществаПодводя итог обсуждения, исполнительный директор Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» Гузель Майтдинова отметила, что процесс евразийской интеграции Таджикистана требует качественной экспертной и информационно-аналитической поддержки. Для этого экспертное сообщество должно сконцентрироваться на следующих направлениях работы:
1. Разработка и инициирование публичного обсуждения идеологии евразийской интеграции.
2. Разработка программы новой индустриализации Таджикистана.
3. Определение экономических параметров присоединения Таджикистана к ЕАЭС, объемов необходимых компенсаций и формулы переходного периода.
По словам Майтдиновой, Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие» приложит максимум усилий для продвижения в этих направлениях и приглашает всех неравнодушных присоединиться к данной работе