Работающие в Москве мигранты осваивают дворовые спортплощадки иногда активнее, чем местные жители. Для небогатых мигрантов дворовый спорт – это бесплатная форма досуга и способ поддерживать связь с земляками.
Волейбол, например, настолько популярен, что позволяет проводить чемпионаты среди выходцев из одного района горной области Таджикистана. Корреспондент «РИА Новости» отправился поболеть «за ненаших».
Команда, связанная кровными узами
Весь июнь каждые выходные на двух спортивных площадках на юге Москвы собираются выходцы из Таджикистана, чтобы померяться силами в игре в волейбол. Фанатов этой игры в таджикской диаспоре так много, а сама диаспора в Москве такая большая, что чемпионат проводится среди уроженцев одного-единственного Рошткалинского района Горно-Бадахшанской автономной области.
Волейбол – самая популярная игра среди уроженцев Бадахшана. Как объясняют корреспонденту «РИА Новости», в этой гористой местности футбольные площадки – большая редкость. Важно и то, что собрать команду из семи человек проще, чем из 12.
Волейбол так популярен, что в него играют целыми семьями. Например, команда «Амбав» собрана из двоюродных-троюродных братьев, которые в основном носят фамилию Аламов. Они расселились по всей центральной России, и работают кто строителем, кто продавцом. Кто-то доучивается в российских вузах.
Первым из всей семьи в Россию шесть лет назад переехал Гульзор Мамутов. С тех пор к нему приехал сначала один брат, потом второй. Родственников набралось и на команду, и на болельщиков.
Гульзор Мамутов теперь, как он сам про себя говорит, самый «обрусевший» – у него гражданство РФ, русская жен и русоволосый сынишка, а сам Мамутов предпочитает представляться «Гришей». Семья Мамутова живет в Вологде, но работает он в Москве – тут работы больше и чем в Таджикистане, и чем в Вологде. По профессии Гриша Мамутов электрик.
«Самое главное – это здоровье. Надо заряжаться, получать энергию, выходные надо с пользой проводить, – объясняет он свое увлечение волейболом. – Мы собираемся, чтобы сравниться между собой, кто лучше. Ну и повидаться с земляками».
Игрокам другой команды, «Хабост», повезло: в составе команды – учитель физкультуры из их же села Амонасейн Шербеков. Когда-то он учил своих нынешних товарищей по команде играть в волейбол в сельской школе. Спустя годы все перебрались в Россию. «В школе у меня была зарплата 2 тысячи, если в пересчете на рубли», – объясняет Амонасейн свое решение. В 2008 году он переехал в Москву вместе с дочкой, ее мужем и детьми. Сам Шербеков прессует картон в торговом центре, получает зарплату в 20 тысяч рублей. Дочь работает в кафе восточной кухни.
Шестеро из «шестерки»
Спортсмены и болельщики собираются на турнир, приезжая кто на общественном транспорте, кто на своем. Особенно популярны «Жигули». Из старенькой «шестерки» выбираются сразу шестеро крепких парней, невесть как поместившихся в этот шедевр российского автопрома. Соперники и друзья приветствуют друг друга объятиями и двукратным поцелуем в щеку. А вот женщин среди игроков и болельщиков нет – считается, что лучшая половина должна сидеть дома, на людях показываться нескромно.
Одеты игроки кто во что горазд – кто в обычных «трениках», как будто только что вышел со стройки, кто в шортах. У многих на майках и бейсболках патриотичные надписи «Памир», «Бадахшан» или «Россия».
Впрочем, самые продвинутые команды играют в форме. Например, в аккуратную синюю форму одет весь состав команды «Тавдем-1». 33-летний нападающий Санджар Мародасейнов выделяется на общем фоне высоким ростом, длинными волосами, забранными в «хвост», и агрессивной, уверенной манерой игры – рост и прическа, да еще и синяя форма делают его похожим на героев фильма «Аватар».
В Москве Санджар живет уже 12 лет. «В Таджикистане закончил школу. Работы не было никакой. В то время в Москве еще мало наших было, но у меня был друг – к нему и поехал», – вспоминает он. С тех пор Мародасейнов работает в Москве – сейчас он уже начальник, бригадир отделочных работ, строит коттеджи в Химках. Из родных мест привез жену, она тоже работает на стройке, маляром. Самим себе они квартиру пока не построили – живут, как и большинство мигрантов, на съемной. У них уже есть ребенок, сейчас жена опять беременна.
По словам Санджара, никакого шовинизма он не чувствует. «На этой земле мы и зарабатываем, и живем. Нам грех жаловаться, люди относятся к нам хорошо», – уверяет он.
Победитель определится после уразы
На площадке кипят нешуточные страсти. Игроки обмениваются короткими выкриками на родном языке – кстати, это памирский. «Де!» – кричит один игрок, что означает «бросай». Получив мяч, отвечает: «зе!», то есть «получаю». А после удачного броска на площадке звучит русское: «Молодец!»
Тренировки и матчи проходят каждые выходные, но такой масштабный чемпионат, да еще по-настоящему организованный – впервые. Были, правда, неофициальные зачеты – время от времени кто-нибудь из памирцев выставляет на кон автомобиль или денежный приз, желая отметить свадьбу или помянуть родственника, и проводит свой собственный частный турнир.
Чемпионат района должен был начаться еще в субботу, но не получилось – у одного игрока была свадьба, а так как он пригласил на нее всех родственников, друзей и земляков, то половина команд остались без личного состава.
Всего в чемпионате участвует 22 команды. Команды разделены на группы. Поровну, правда, поделиться не получилось, поэтому в группах где 4, а где 5 или 6 команд. Играют по системе чемпионата мира – внутри группы каждая команда играет с каждой, потом в финал выходят две сильнейшие команды из каждой группы. Групповые игры уже состоялись, а финальные еще впереди.
Команда-победитель сорвет куш в 80 тысяч рублей. Серебряный призер получит 30 тысяч. Призовой фонд состоит из денег, внесенных командами в качестве оргвзноса. Как ожидают рошткалинцы, после этого свои лучшие команды выставят и другие районы Горного Бадахшана, и тогда можно будет определить лучшую команду автономии. Как говорят организаторы, этот матч века состоится «после уразы» – то есть после 8 августа, когда закончится священный месяц Рамазан.
Команды организованы по территориальному принципу – от кишлака. В честь родного села обычно и называются. Самые большие кишлаки смогли выставить по две команды. Так появились, например, команды «Тавдем-1», где играет Санджар Мародасейнов, и «Тавдем-2».
«Киргизы играют получше русских»
Один из организаторов турнира – 48-летний Тоджиддин Исмоилов, который дает интервью в футболке с надписью «Москва! Согласие! Спорт! Вместе – единый народ!». Сам он играет за команду «Цордж», это одна из команд-фаворитов. Игроки «Цорджа» живут в разных районах Москвы и Подмосковья, но каждые выходные съезжаются в Царицыно – потренироваться. Именно на основе «Цорджа» была сформирована сборная Бадахшана под названием «Памир», которая недавно, в День России 12 июня, заняла третье место на «Спартакиаде национально-культурных объединений и землячеств города Москвы». Тогда свои команды выставили 53 землячества, так что «бронзовым» результатом памирцы довольны.
В Москве Тоджиддин живет с 1998 года, работал «всем подряд». В последнее время трудился торговым представителем в крупной пивоваренной компании, но потом что-то не получилось, и сейчас Исмоилов «работает никем». Зато появилось время организовать турнир, а также оформить российское гражданство – для этого, говорит спортсмен, «много беготня надо».
У Тоджиддина четверо детей, с которыми они живут на съемной квартире. Один из них, 22-летний Мухиддин, играет с отцом в одной команде, а в свободное от волейбола время работает на стройке и изучает английский.
Тренируются они каждые выходные – летом во дворе, зимой специально арендуют зал. Впрочем, играют не только против земляков: на их улице есть свои команды и у русских, и у киргизов. «Честно говоря, киргизы играют чуть-чуть получше, чем русские», – добавляет партнер Исмоилова по команде Джаван Ниезмамадов. Но «Цордж» «делает» и тех, и других.
Когда «Цордж» выходит на площадку, ему хлопают больше всех – у них есть свои преданные болельщики, команду уважают и соперники. Элемент спортивного шоу создают сами игроки – каждый раунд они начинают с боевого крика «хо!», поднимая себе боевой дух и пытаясь деморализовать противника.
Впрочем, соперники из команды «Дашт» тоже бьются достойно. Только в самый разгар матча неожиданно возникает новый «игрок».
Те же и участковый
Турнир прерывается внезапно. Около площадки, которую окружили сотни три мигрантов, неожиданно появляется упитанный полицейский. «Кто организатор? Что у вас за мероприятие?» – пытается выяснить он. Однако ни у кого из вспотевших игроков паспортов нет.
Оказывается, кто-то из жильцов окрестных многоэтажек пожаловался на скопление физически крепких мигрантов на спортивной площадке. «Это мероприятие несанционированное, разойтись», – командует одинокий участковый. Таджикам удалось выпросить разрешение хотя бы доиграть. Матч спешно доигрывают. Счет 3:1 в пользу «Цорджа».
Через 20 минут памирцы заканчивают и уходят, чтобы встретиться на следующих выходных. У организаторов есть неделя, чтобы попытаться получить какое-то официальное разрешение. А опустевшую площадку тут же занимают школьники – покурить.
«Ничего, я думаю, обе наши команды выйдут в финал, и с «Цорджем» мы еще встретимся», – не падает духом игрок «Дашта» 25-летний Хуррам Бахтиёров. Он с нетерпением будет ждать встречи с принципиальным противником на следующих выходных, но завтра ему на работу – охранником в торговом центре.
Дмитрий Виноградов, специальный корреспондент «РИА Новости»
Совместный Проект «Вечёрки» и РИА Новости
РИА Новости: http://ria.ru/ocherki/20130626/945862688.html