Чем масштабнее война, тем сложнее подсчитать потери, и чем дольше она длится, тем труднее её завершить. Стороны конфликта привыкают к боевым действиям, и у каждой из них появляются постоянные союзники, многим из которых этот, подчас весьма отдалённый от их границ конфликт, нужен для достижения их собственных целей. Для таких союзников — вопросы совести в мировой политике – вещь неизвестная. Так случилось и с гражданской войной в Сирии, которая уже длится более двух лет.
Ливийское воодушевление
Политологи до сих пор спорят: кто спланировал «арабскую весну» и планировал ли её кто на самом деле? Однако факт остаётся фактом: если Запад поначалу и растерялся перед событиями в Тунисе, Египте, Йемене и Бахрейне, то вскоре попытался перехватить инициативу у обозлённого на «золотой миллиард» арабского мира, превратив потери во влиянии в регионе в свои победы. Самым ярким «контрнаступлением» здесь стала ликвидация режима и самого Муаммара Каддафи в Ливии осенью 2011г. Знаменитое «Вау!» госсекретаря Хиллари Клинтон при виде растерзанного Каддафи и недолгий триумф уходящего с политической арены инициатора западной агрессии в Ливию Николя Саркози аукнулись для мира и, прежде всего, для Африки нарастающим конфликтом в Мали, Нигере и Центрально-Африканской Республике. Похоже, здесь Франция уже получила «свой персональный Афганистан», который долгие годы будет высасывать миллиарды евро из бюджета и присылать в Париж цинковые гробы…
Запад не может отрицать, что практически во всех странах «победившей арабской весны» резко усилилось влияние исламистов, часто представленных очень небезобидными организациями, давно внесёнными в США и Евросоюзе в «чёрные списки». А ведь именно авторитарные режимы Египта, Туниса, Ливии и Сирии сдерживали победоносный марш экстремистских организаций на Ближнем Востоке. И именно полковнику Каддафи Запад был обязан четвертью века своей спокойной жизни и экономического хищничества в Северной Африке!
Если не догоним – хотя бы погреемся
Получив по недосмотру (были слишком заняты войнами в Ираке и Афганистане) или злому умыслу «арабскую весну», Запад решил в ходе этого процесса хотя бы избавиться от старых врагов. Сибарита Бен Али в Тунисе и верного Хосни Мубарака в Египте к таковым, конечно, отнести нельзя (они просто попали под горячую руку революционерам), но вот Муаммара Каддафи в Ливии и Башара Асада в Сирии Запад помогал и помогает сместить осознанно. Весь остальной арабский мир к Израилю уже как-то притерпелся, а вот Сирия, потеряв часть своей территории в 1967г., никак не уймётся, да и союзник у неё очень несговорчивый для Запада – Иран, ничего лучшего, чем баллистические ракеты «Шахаб-3» Израилю не сулящий. В общем, Башара Асада было решено менять, и на юге страны в Деръа сразу появились очень недовольные граждане с автоматами.
С тех пор почти два года в Сирии не утихает война, охватившая большую часть страны. По разным подсчётам, за время конфликта погибло от 60 до 80 тысяч жителей, и ещё более миллиона стали беженцами в Турции, Иордании, Ливане. Правда, в последние полгода радостных реляций сирийской оппозиции о победах становится всё меньше, и это очень беспокоит Париж, Лондон и, особенно, Вашингтон: вдруг Асад удержится у власти?! Ведь тогда в регионе останутся целых две страны, не внемлющих рекомендациям из Вашингтона и проводящих свою политику – Иран и Сирия! По мнению советников Белого дома из Института перспективных стратегических и политических исследований, Проекта нового американского столетия, Еврейского института предпринимательства и ряда других «мозговых центров» США, это — форменная катастрофа для влияния их страны на Ближнем Востоке!
Выход в такой ситуации один и… давно известный – военная помощь. Пока только оружием, боеприпасами и военным снаряжением, «необходимым для защиты мирных жителей от правительственных войск»(!). Но… лиха беда начало! Скоро появится и тяжёлая боевая техника, артиллерия и ракеты. Не исключено, что вскоре в странах НАТО будут преодолены «иракский» и «афганский» синдромы, и тогда можно будет увидеть под Дамаском и Алеппо бравых американских «джи ай» и британских «томми».
Груз-300
С самого начала конфликта в Сирии на сторону законного правительства Башара Асада встали две мировых державы: Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Обе страны всё это время твёрдо и последовательно отстаивают в ООН позицию, заключающуюся в политическом решении вопроса и военном невмешательстве в конфликт третьих стран. Помимо этого, буквально несколько дней назад, Россия выступила инициатором проведения в Женеве мирной конференции по Сирии, для участия в которой пригласили все конфликтующие стороны и других участников, способных реально повлиять на стороны внутрисирийского конфликта.
Похоже, что такая позиция, наконец, начала давать результаты, и Запад занервничал. Американцы, первоначально согласившиеся с идеей конференции по Сирии в Женеве, вдруг выступили 30 мая в Совете ООН по правам человека (проводящем очередную регулярную сессию в Женеве), осудив действия сирийских военных в ходе операции против повстанцев в городе Эль-Кусайр.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее заявил, что такая позиция в ООН может помешать планам проведения в июне международной конференции по Сирии. Инициатива организации этой конференции принадлежит России и США, но, в связи с поддержкой Вашингтоном резолюции правозащитного Совета ООН, Лавров сказал, что Соединённые Штаты своими действиями также подрывают усилия по организации конференции.
На правительство Сирии посыпались обвинения в применении химического оружия, участия на стороне Асада частей ливанского движения «Хезболла», иранских военных; обстреле территории Турции и Ливана. Евросоюз, погрязший в кризисе, загнавшем в социальный тупик половину Европы, не нашёл ничего лучше, чем отменить 27 мая эмбарго на поставки вооружений сирийской оппозиции: это должно выручить экономику новыми дорогостоящими военными заказами. Россия ответила на такой шаг Запада поставкой сирийской армии новейших оборонительных комплексов ПВО С-300, в соответствии с ранее заключёнными контрактами, что направлено на снижение вероятности масштабного военного вмешательства извне.
Таким образом, конфликт в Сирии получил новое развитие, что делает его ещё более опасным и непредсказуемым. На все эти события из Таджикистана, казалось бы, можно взирать относительно спокойно — Сирия далеко, и проблемы арабского мира нас непосредственно не касаются! Однако нужно взглянуть на вопрос с другой стороны: инструментарий западных борцов за справедливость в любом уголке мира остаётся одним и тем же. Нам в Таджикистане нужно помнить, что постоянные и всё усиливающиеся сетования Запада на «явные недостатки с правами человека» в нашей стране раздаются неспроста: по его мнению, все они должны быть непременно и самым радикальным образом исправлены в ближайшее время! У Запада, бесславно провалившего «дело насаждения демократии» в Афганистане остаётся всё меньше поля для манёвра в регионе Среднего Востока, и «дрессировка» «дестабилизирующих евразийские Балканы» таджиков здесь займёт первое место. Так что то, как может действовать Запад в отношении нашей страны в будущем, во многом зависит от исхода дел в Сирии.
Абдулло Файзов