Сочи-2014: полтора триллиона для народного счастья

0

Итак, уже меньше года до открытия 7 февраля 2014 года зимних Олимпийских игр в Сочи. Уже можно подводить предварительные итоги и, оглядываясь назад, подсчитывать траты на Олимпиаду, которая стала самой дорогой в истории.

Если радость грядущий спортивный праздник бесспорно принесет, то оценить совокупный экономический эффект пока сложно, хотя попытки предпринимаются. Эксперты выделили основные плюсы и минусы организации этого мегапроекта и задумались о том, как пригодится российскому летнему курорту Сочи наследие зимней Олимпиады.

Коэффициент счастья

Британские ученые, которые, как известно, интересуются всем на свете, не могли пройти мимо так называемого «олимпийского эффекта», то есть влияния крупных спортивных соревнований на долгосрочное экономическое, демографическое и социальное развитие страны. Более того, они вывели формулу счастья для жителей стран — хозяек спортивных мегапроектов, в которой учитывали влияние на экономику, социальную и спортивную сферы.

С точки зрения макроэкономики, результаты утешительными назвать сложно. Авторы исследования, проанализировав опыт стран аж с 1960 года, пришли к выводу, что «госрасходы на Олимпийские игры можно оправдать не тем, что такие мероприятия делают нас богаче, а тем, что они делают нас счастливее». По расчетам другой группы аналитиков, тоже британских, спортивные мегапроекты на самом деле тормозят рост ВВП на 0,75 процентного пункта в год его проведения, а на следующий год дают прирост на 1 процентный пункт. Собственно на этом влияние Игр на экономику и закачивается.

Не все согласны с британскими пессимистами. Например, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков уверен, что «экономический эффект» в Сочи уже состоялся.

«Это очень серьезные инвестиции. Я читал исследования, в которых утверждается, что проведение Олимпиады (инвестиции в объекты и инфраструктуру) уже увеличило ВВП на 0,3%. На мой взгляд, экономический эффект имеет долгосрочную перспективу. Это не только созданные рабочие места и все, что построено к Олимпиаде, но и вложение в развитие сочинского курорта, его туристической составляющей. Олимпиада очень позитивно скажется на экономике Сочи», — сказал Жуков.

Косвенно подтверждают его слова и итоги Олимпиады-2008 в Пекине: китайские власти рассчитывали получать дополнительно 0,3-0,4% ВВП ежегодно в течение семи лет после проведения игр, однако результаты оказались даже выше прогнозов.

Российский вице-премьер, курирующий олимпийскую стройку, Дмитрий Козак предпочитает конкретных цифр не называть. «Точных оценок нет, это все зависит и от развития мировой экономики, и от эффективности региональных и местных органов власти, которые должны эффективно распорядиться этим наследием, от деятельности федеральных органов власти, от деятельности инвесторов, которые смогут эффективно продать свои услуги (гостиницы, например). Предпосылки для того, чтобы был экономический рост региона и страны в целом, есть: это перевозки, туристические потоки. Это должно дать эффект, но как мы им распорядимся, здесь расчеты давать пока рано», — говорил он недавно журналистам.

Карман один – отделений много

«Чтобы Олимпийские игры окупились, расходы на них не должны быть чрезмерными. Во всем надо знать меру», — считает директор департамента стратегического анализа компании ФБКИгорь Николаев. Это правило, к сожалению, обычно забывается в горячке подготовки к Олимпиаде. Изначально на олимпийскую стройку и развитие Сочи как города-курорта планировалось потратить около 320 миллиардов рублей. За шесть лет прогнозные затраты выросли в пять раз по сравнению с изначальным планом: уже планируется потратить 1,526 триллиона рублей, или примерно 51 миллиард долларов. Пока успели вложить в Олимпиаду 1,136 триллиона рублей (соотношение средств российского бюджета и инвесторов – примерно 50 по 50 процентов).

Большая часть расходов пришлась на создание инфраструктуры города: только 200 миллиардов рублей (около 6,7 миллиарда долларов) пошло на строительство самих олимпийских объектов, все остальное «съели» расходы на подготовку региона к приему гостей. По словам вице-премьера РФ Козака, на первом месте по расходам стоит транспортная инфраструктура, на которую пришлось две трети всех затрат.

Примечательно, что России еще до подсчета окончательных трат удалось опередить Китай, который вложил в свою летнюю Олимпиаду-2008 в Пекине около 40 миллиардов долларов. Что же касается предыдущих зимних игр, то затраты на Сочи более чем в десять раз превышают суммы, потраченные другими хозяевами олимпиад. Так, США на строительство инфраструктуры, олимпийских объектов и проведение зимних игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году потратили 3 миллиарда долларов, Италия на Олимпиаду-2006 в Турине — 2,7 миллиарда долларов, Канада на Олимпиаду-2010 в Ванкувере – по разным оценкам, от 1,7 до 3,4 миллиарда долларов государственных и спонсорских средств.

Каждому россиянину – скакалку!

Возникает естественный вопрос: а на что рассчитывают организаторы Игр, вкладывая гигантские средства в один регион? Критики Олимпиады уже неоднократно проходились по этой теме, производя всевозможные расчеты. Например, на 1,5 триллиона рублей можно было бы в каждом российском городе построить по катку, а каждому жителю России вручить… скакалку. Все масштабные проекты, ориентированные на один конкретный регион, несут большие риски.

Суть опасений ясна: данные средства можно было потратить не на Сочи и обустройство Имеретинской низменности, а например, на модернизацию дорог или системы ЖКХ по всей стране, о чем так много говорят в профильных министерствах. Эти средства сопоставимы с годовыми затратами федерального бюджета России по разделам «образование» или «здравоохранение».

Проигравший – самый умный?

В то же время есть ряд «бонусов», которые трудно оценить, но на которые постоянно ссылаются защитники Олимпиады. Можно выделить несколько основных направлений, по которым олимпийская стройка может внести свой вклад в российскую экономику.

Обычно первым аргументом становится тот факт, что внимание всего мира в течение неполного месяца будет приковано к стране — хозяйке Олимпиады и конкретному региону, где проходят соревнования. Соответственно, для России это шанс показать свое новое лицо всему миру и богатым инвесторам, а для Сочи – возможность заявить о себе как о новой туристической Мекке.

И тут мы снова натыкаемся на исследование британских ученых. Они, озаботившись лондонской Олимпиадой-2012, не поленились и провели масштабное исследование, в результате которого пришли к парадоксальному выводу: оказывается, того же имиджевого эффекта можно добиться, просто подав заявку на проведение Олимпиады, но не выиграв ее.

По мнению исследователей, у проигравших борьбу самое выгодное положение: во-первых, показываешь лучшее, что есть в стране, заявляешь о своих возможностях и преимуществах, а во-вторых, тратишь на это сущие копейки по сравнению с победителем отбора, который кроме славы получает реальные расходы.

Зачем ругаешься, начальник?!

Другой бонус для экономики – это повышение занятости и заработной платы. На такой масштабный проект в Сочи уже привлечено 71,9 тысячи работников, а требуется еще больше — 94,5 тысячи. Причем сейчас почти 16 тысяч человек (22% от занятых на строительстве) — это иностранные граждане, в основном из СНГ. Так что попутно Сочи поднимет экономику соседних стран, но это уже проблема не только Сочи, но и России в целом, которая страдает от нехватки рабочих рук.

Однако вопрос не в том, кого кормит Сочи, а в том, как долго он это будет делать. Потому что спустя год практически все эти строители будут уже не востребованы.

Макроэкономисты отмечают и тот факт, что наблюдается переток рабочей силы на олимпийскую стройку из несвязанных с ней отраслей, в которых уже ощущается дефицит трудовых ресурсов. В первую очередь это бьет по соседним регионам: Адыгее, Ростовской, Астраханской, Волгоградской областям, да и по другим районам Краснодарского края, откуда работники перебираются в Сочи за более высокой зарплатой.

Несите ваши денежки

Еще один плюс, который кажется бесспорным, это развитие туризма. На первый взгляд, тут все логично. Сочи – изначально туристический регион, которому не хватало модернизации, рекламы и глотка новой жизни. Олимпиада как раз и может дать ему этот толчок. После спортивных мероприятий городу останется четыре горнолыжных курорта, рассчитанных на 42 тысячи туристов, горнолыжные трассы на 150 километров, более 43 гостиниц и объектов для размещения туристов на 25,2 тысячи номеров.

«Были нужны огромные, массированные инвестиции в эту курортную «жемчужину», потому что я, будучи из Советского Союза, прекрасно помню, как работал курорт тогда. Потом был 20-летний перерыв, и сейчас надо доводить город до международного уровня, чтобы вернуть российских туристов из Турции, Египта и так далее. В этом смысле я очень «за» Олимпиаду, которая оживила там все «, — сказал президент Института современного развития Игорь Юргенс.

Впрочем, он же добавляет, что это касается все-таки Сочи как приморского курорта, а вот развитие горнолыжного кластера вызывает у него сомнения. » Как потом это будет использоваться, все-таки направление у Сочи традиционно другое?», — задает вопрос Юргенс.

Такого же мнения придерживается Николаев из ФБК — он считает затратным создание зимнего курорта в субтропиках. » Чтобы отбить такие деньги, поток туристов в регион должен быть на порядок больше, причем не только во время Олимпиады, но и после нее в течение многих лет», — отметил Николаев.

Просочиться в канализацию

Но есть и  четвертое направление, которое особо должно радовать сочинцев, — инвестиции в инфраструктуру и модернизацию инженерных сетей. Это вложения вполне логичны: большие спортивные мероприятия связаны с перемещением большого количества людей, а значит, нужны условия для их комфортного проживания, транспортировки и связи.

Госкомиссия по Олимпиаде-2014 докладывает, что планируется построить 201 километр железных дорог, 22 тоннеля, 480 километров низкого давления, газопровод высокого давления Джубга-Сочи, 550 километров ЛЭП, четыре ТЭС и одну ТЭЦ, три очистных сооружения и 690 километров инженерных сетей.

«Все, что связано со строительством инфраструктуры, дорог, электростанций, железнодорожных вокзалов и аэропортов, это вносит вклад в долгосрочные темпы роста экономики. Что касается Сочи, это беспроигрышная ситуация, потому что регион будет по-любому развиваться», — сказал главный экономист «Центра развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов, добавив, что вложения в Сочи отвечают региональной политике России.

При этом эксперты предупреждают, что построить инфраструктуру – это еще только полдела, ее нужно будет потом принять на баланс и обслуживать. Как сообщил вице-премьер Козак, электрические сети перейдут к ФСК ЕЭС, инженерные – муниципалитету, а дороги будут «по-братски» поделены между федеральным центром РФ, регионом и муниципалитетом Сочи.

Вступая в права наследования

Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин назвал постолимпийское наследие наиболее болезненным вопросом Олимпиады. «Мы посчитали, что в Сочи ежегодно на содержание олимпийских объектов будет уходить 60 миллиардов рублей, а это дорого. Надо считать и коммерческую составляющую, решать, будет ли это Краснодарский край или федеральный бюджет», — пояснил глава контрольного ведомства.

Программа по наследию Олимпиады еще не принята, и это вызывает большую озабоченность у экспертного сообщества, хотя власти сообщают, что разногласий нет, и судьба каждого из 378 объектов уже предрешена. Например, все спортивные объекты горного кластера сохранят свое целевое назначение и своих собственников. В прибрежном кластере дворец зимнего спорта «Айсберг» будет переделан под велотрек, конькобежный центр «Адлер-Арена» будет перепрофилирован в экспоцентр и передан на баланс краевой администрации. Олимпийский стадион «Фишт» станет футбольным стадионом, перейдет в федеральную собственность и будет использоваться при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

«Четыре ледовых дворца в городе Сочи не нужно. Ледовая арена «Шайба» остается ледовой ареной и превращается в многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс, а все остальные мы перепрофилируем», — сообщил Козак.

Что касается земельных участков, которые были задействованы во время строительства олимпийских объектов, они будут освобождаться и выставляться на аукционы. «Очень много ценных участков мы продадим для застройки, для развития этих территорий в соответствии с генеральным планом Сочи»,– сказал вице-премьер.

Часть жилья, которое строится для обслуживающего персонала, после 2014 года будет предоставлена очередникам города Сочи, а часть – продана с аукционов.

Не в деньгах счастье

Сами по себе Олимпийские игры в феврале 2014 года дадут незначительный экономический эффект за счет приезда иностранных и российских туристов, которые будут что-то тратить в гостиницах. Понятно, что 50 миллиардов долларов они не потратят. Опыт показывает, что зимние Олимпийские игры редко когда окупаются, отмечают эксперты.

Впрочем, все эти пессимистичные настроения будут мгновенно забыты, когда Олимпиада стартует, и начнется настоящий спортивный праздник. Как справедливо отметили вездесущие британские ученые, измерять нужно не только финансовые результаты, но и удовлетворенность жителей страны от проделанной работы, и гордость за спортивные успехи. А они вполне могут компенсировать все пресловутые миллиарды.

Лана Самарина, АЭИ «Прайм» — РАМИ «РИА Новости»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь