На чей карман рассчитан ЦУМ, и почему в «Садбарге» течёт крыша?

1

«До цивилизации нашему городу далеко», — мы сделали такой вывод, побывав в один день в двух центральных торговых центрах столицы – ЦУМе и «Садбарге».

Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к главному универмагу столицы — это его неухоженность, даже в дни новогодних праздников. На фоне соседних частных магазинчиков и бутиков столичный ЦУМ с его грязными, устаревшими, ничем не украшенными витринами выглядит как периферийная бакалея. Но это только снаружи, посмотрим, что же там внутри.

Со времени распада Союза душанбинский ЦУМ считается одним из самых дорогостоящих магазинов города и не то что бы здесь эксклюзивные товары от мировых брендов, нет, по признанию продавцов здесь просто самая высокая арендная плата в городе.  Но обо всём по порядку.

Первый этаж. Главный вход. Ощущение — всё та же бакалея. У входа дилерская точка со скучающим продавцом и полное отсутствие покупателей. Рядом отдел с посудой и хрусталём. Боже, как в прежние годы люди гонялись за этим товаром, стояли в очередях, покупали на талоны и переплачивали бешеные деньги! Сейчас всё это есть в свободной продаже и весьма приличного качества.

— Ой, а почему у вас бокалы такие дорогие — аж 240 и даже 550 сомони, на «Корвоне» такие же за 50-60 купить можно? – удивляясь столь высокой цене, обращаемся мы к продавцу.

Он, надо отдать ему должное, терпеливо и ничуть не обидевшись, объяснил, что на «Корвоне» продают китайскую подделку, рассчитанную на бедных, а тут настоящий хрусталь белорусского производства.

«Интересно, почему хрусталь белорусский, а вывеска на баннере магазина гласит «Посуда и хрусталь из России», — удивляемся мы и идём гулять по магазину дальше.

В одном из отделов на первом этаже торгуют кальянами и ароматизированным табаком, кстати, пачка такого табака оценивается от 100 сомони. «Ничего себе?! Вот это цена, неужели кто-то это покупает, да ещё и за такие деньги?!»

Пока мы рассматривали принадлежности для кальянокурения, в отдел зашли китайцы, несколько человек. Известно, что китайцы признаны народом особо курящим, а тем более у нас они зарабатывают на строительстве немалые деньги, поэтому могут позволить себе столь незначительные, но дорогостоящие шалости. Вот вам и ответ!

Поднимаемся на второй этаж, покупателей практически нет, зато много дорогой посуды (к примеру, кофейный сервиз за 1800 сомони или детские кроватки за 2100 сомони). Но примечателен второй этаж не посудой или техникой, а отделом «Доктора Тохири», здесь он, кажется, занимает площадь, большую по сравнению с другими местными торговыми точками. В отделе много лечебных трав, расфасованных в пакетики,  воды, мёда и варенья, в банках есть даже заспиртованные со всякими приправами гады. Но, не смотря на всё это изобилие лечебных средств, в отделе ни души, даже продавца на месте не оказалось, видимо где-то греется.

Мы начинаем подмерзать, особенно холодно ногам, поэтому решаем быстро пройтись по третьему этажу — и на выход. Но холод оказался сильнее нас.

— Девочки, ну как же вы тут работаете, ещё и целый рабочий день, здесь же неимоверно холодно, вам что, обогреватели включать не разрешают? – интересуемся у продавцов третьего этажа.

Они были не прочь вступить с нами в разговор и весело ответили на наш вопрос местной шуткой-прибауткой.

— У нас тут даже сложилась своя шутка: если вас захотят изнасиловать на работе, пока будут раздевать, передумают это делать, вот как у нас холодно, — смеясь, ответили они.

Видно, что администрация здания совершенно не заботится о комфорте и уюте и, тем более, тепле, ведь в коридорах гуляет сквозняк.

— И это притом, что мы платим и аренду, и мзду, а работаем вот в таких условиях, — в разговоре «не для печати» поделились с нами продавцы.

Недолго думая, мы садимся на первый же автобус и едем в другой торговый комплекс столицы – «Садбарг». Здесь, на первый взгляд, совершенно другая картина. Во-первых, на всём торговом пространстве очень тепло, мы даже предположили, что в здании, возможно, есть централизованное отопление, но выяснилось, что торговые площади обогреваются огромными кондиционерами, чтобы и торговцам и покупателям было комфортно и тепло, а ведь в ЦУМе больше 20 минут находиться невозможно, ноги отмёрзнут.

По сравнению с ЦУМом, здесь и покупателей в сотни раз больше, кое-где даже очереди у прилавков, все что-то смотрят, покупают, хотя цены здесь не ниже, а то и выше чем в центральном универмаге. Мы с удовольствием прошлись по второму этажу здания, но на улице начался проливной дождь, казалось, что небо раскололось на части. Крупные капли дождя хлестали по окнам, дождь барабанил по крыше, и продавцы засуетились. Оказывается, и тут не всё так гладко. С крыши и по стенам полилась вода, причём как из ведра. Торговцы начали хаотично убирать товары с прилавков, из высоких шкафов, ведь несколько капель грязной воды — и дорогой товар можно считать испорченным.

И тут все продавцы в один голос говорили о высокой аренде за занимаемые торговые площади и такое вот отношение к ним со стороны местной администрации, и, соответственно, к потребителям — к нам с вами.

Екатерина ПАСТОРОВА

Виктория ЛИТВИНЕНКО

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. отдельно бы хотелось почитать по поводу «- И это притом, что мы платим и аренду, и мзду, а работаем вот в таких условиях, » Я имею ввиду, про мзду. Как то вскользь прошлись вы по этому, мне кажется это тут наиболее важный вопрос — Обдирание продавцов рынков Душанбе налоговиками, и всем, кому не лень. .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь