«Жить одному без соседей невозможно. Границы нужно открывать». Как живут фермеры в приграничных таджикских селах

0

49-летний Лутфулло Акрамов, ждет весны, когда начнется пробуждение природы и сбор нового урожая, а также потепление отношений между Таджикистаном и Кыргызстаном.

После таджикско-кыргызского военного конфликта в сентябре 2022 года отношения между гражданами приграничных территорий двух стран заметно охладели, что повлияло, прежде всего, на экономику этого региона.

«Пусть откроются границы, невозможно жить в закрытом режиме», — говорит Лутфулло Акрамов.

Лутфулло Акрамов. Фото Вечёрка

Взаимный бизнес был выгоден всем: торговали хорошей и дешевой продукцией с обеих сторон. Это давало возможность простым гражданам иметь заработок, чтобы прокормить свои семьи.

Многодетная семья Акрамовых проживает в своем новом доме в махалле Навруз, Джамоата Овчикалача, Бободжон Гафуровского района Согдийской области. Махалля расположенна на приграничной территории в 5 км от кыргызского села Максад. В Наврузе 145 домохозяйств и все жители села традиционно занимаются фермерством и выращиванием сельхозкультур: клубники, малины, помидоров, кормовых культур. Это их основной источник заработка.

Лутфулло с супругой и младшей дочерью Мусаввирой. Фото Вечёрка.

Лутфулло имеет высшее образование, окончил экономический факультет Худжандского госуниверситета, но осознанно и давно занимается фермерством: у него есть скот и земельные угодья в 7 гектаров.

Основная и самая доходная работа у семьи Акрамовых – выращивание калифорнийского сорта клубники «Альбион». Этот сорт был завезен из Калифорнии по программе ЮСАИД в рамках проекта Национальной Ассоциации Деловых женщин Таджикистана (НАДЖТ).

Как рассказала нам заместитель исполнительного директора НАДЖТ Фируза Махмудова, в 2018 году Лутфулло и его супруга Мавлудахон были единственными участниками проекта по выращиванию клубники в Овчикалача и добились хорошего урожая.

«У Акрамовых было желание что-то менять в своей работе, обучаться и вкладывать в это свои средства. Мы помогли им только рассадой, все остальное они сделали сами. Это очень трудолюбивая семья. После они стали раздавать рассаду всем желающим и клубничные угодья в их селе разрослись до 60 га, теперь очень много жителей в их махалле выращивает клубнику», — отметила Фируза Махмудова.

«В этом году сбор урожая уже закончился. Сейчас обрабатываем землю и высаживаем рассаду. Я помогаю мужу, но одни мы не справляемся, работаем с женщинами нашего села, мы их нанимаем, они зарабатывают себе на жизнь», — говорит Мавлудахон, бывшая домохозяйка.

Женщины занимаются сбором клубники. Фото предоставлено НАДЖТ.

Сорт клубники «Альбион» выращивается на открытом грунте, отличается хорошей урожайностью, крупными плодами и великолепными вкусовыми качествами,  а также вынослив в хранении и перевозке.

«В этом году мы собрали клубнику в три сезона, с апреля до самого конца октября, я продавал её в Худжанд, Душанбе, Ташкент, и даже в Казахстан через закупщиков. Средняя цена клубники – 60 сомони, в октябре доходила до 70-90 сомони. В самый сезон продавали по 10-20 сомони. Нам многие говорят не работать с перекупщиками, но это невозможно все успеть самим: выращивать, собирать и продавать —  нереально», — рассказывает Лутфулло. 

Лутфулло и Мавлудахон Акрамовы на клубничном поле. Фото Вечёрка.

Как говорит закупщик Масрур, которого мы встретили на рынке Панчшанбе, ягоды всегда в Таджикистане считались дорогими. «Наверное, их тяжело выращивать. Мы, конечно, ставим свою маржу за перевозку, прежде всего, бензин стал дорогой. Раньше мы заправлялись на кырыгзских АЗС дешевым бензином, сейчас такого нет. Потом продавцы еще дороже продают. Все хотят заработать». 

По словам нашего героя, еще до майского конфликта 2021 года «здесь был хороший рынок, была хорошая взаимная торговля. Большая часть населения имела сельскохозяйственные угодья, торговали фруктами и овощами, были рынки. Потом конфликт 16 сентября 2022 года, отношения охладели и у людей нет желания». 

— Посмотрите, погода холодная, а цена на уголь выросла. Поскольку качество угля здесь самое лучшее, его даже возили в Душанбе. Уголь к нам поступал в основном из Кыргызстана. Их скот отличный, цены доступные. Удобрения, бензин, в основном, на заправках мы заправлялись, у них там мало людей живет, — объясняет фермер. 

Лутфулло признает, что приграничные конфликты негативно повлияли на жителей обеих стран и надеется, что после переговоров официальных лиц двух стран все решится в положительную сторону.

По итогам встречи сопредседателей правительственных делегаций по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы Саймумина Ятимова и Камчыбека Ташиева, которая 12 декабря прошла в городе Баткен, было заявлено, что на конец 2023 работы завершены на 90%. До этого президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что все работы по демаркации кыргызско-таджикской границы планируется завершить до весны 2024 года. Только за последние три месяца стороны заявили о согласовании почти 100 километров госграницы. На последней встрече 1 декабря в городе Бустон Ятимов и Ташиев говорили, что достигли принципиальных решений по стратегическим направлениям делимитации и демаркации госграницы, пишет Азия плюс.

Всего протяженность границы между двумя республиками составляет примерно 980 км. Более 400 км — считались спорными. Если учесть, что 90% линии границы описано – то осталось договориться по примерно 98 км. Переговоры о делимитации продолжаются с декабря 2002 года. Неурегулированность этого вопроса неоднократно становилась причиной конфликтов с участием местных жителей и военнослужащих двух республик, в том числе и с применением огнестрельного оружия.

Саймумин Ятимов и Камчыбек Ташиев в Баткене после переговоров. Фото СМИ.

«Там (в приграничных кыргызских селах, примечание редакции) живут обычные люди. Раньше они обеспечивали себя всем необходимым с рынков Худжанда (25 км от границы). В Худжанде они закупали продукты питания, строительные материалы, потому что Баткен (кыргызский город, примечание редакции) находится в 6 часах езды от их сел. Город Худжанд был для них как дом, им было удобно, они (кыргызы, примечание редакции) здесь ходили как у себя дома, наравне с гражданами Таджикистана. Если проблема границы будет решена, будет хорошо, потому что война никому не принесла добра», — говорит глава семейства.

Он считает, что нужно официально наладить функционирование приграничных рынков, чтобы повысить уровень жизни граждан двух стран, потому что до сих пор, по его словам, они были стихийными и нелегальными. По словам Лутфулло Акрамова, пограничный конфликт повлиял на каждого гражданина Таджикистана, считающего себя таджиком и обладающего чувством патриотизма в моральном смысле, не говоря уже об экономическом воздействии.

«Нельзя жить без дружбы между народами, мы живем в глобальном мире, к нам пришли новые технологии. Жить одному без соседей невозможно. Это правда, что в этих конфликтах погибли люди с обеих сторон, но дружбу необходимо поддерживать и границы нужно открывать», — считает наш герой.

В семье Акрамовых пятеро детей. Трое взрослых уже имеют свои семьи, младшие две дочери Муслима и Мусаввира учатся в школе. Как говорит Мавлудахон, они не ограничивают своих детей в выборе профессии и будущего. Пятиклассница Мусаввира увлекается живописью и хочет стать художницей. Муслима готовится поступить в медицинский университет. Сын Шукрулло по профессии юрист.  

АКрамовы во дворе своего дома. Фото Вечёрка

— Ничего не может быть ценнее родного очага. Мои дети должны работать на благо своего народа. Мы воспитали детей так, чтобы в старости они были нам опорой, — говорит отец семейства. 

«Всем нам следует начать с благоустройства собственного дома и быть полезными обществу.  Пусть наша страна будет мирной», — сказал в заключении наш герой.

Посмотрите наше видео:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь