В Душанбе отметят Всемирный день борьбы со СПИД
На вопросы «Вечёрки» ответил завотделом мониторинга Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Алиджон Солиев.
— Насколько серьёзно наше общество и СМИ относятся к проблеме СПИДа?
— Если раньше люди думали, что эта болезнь не коснётся их, а касается только определённой группы людей, то сейчас они придерживаются совершенно другого мнения. В данный момент из числа ВИЧ-положительных есть люди, которые работают в престижных организациях, получают неплохие деньги, но наряду с этим у них было рискованное поведение. Они не употребляли наркотики инъекционным путём, они не являются представителями секс-индустрии, но у них были незащищенные половые контакты с ВИЧ-инфицированными. Поэтому отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа в обществе меняется, также год за годом повышается уровень знаний среди населения. Также в последние годы наблюдается улучшение подачи информации о ВИЧ/ СПИДе в СМИ. Раньше во всех СМИ писали и говорили о том, что СПИД — чума ХХ века, что это смертельная болезнь, и если мы будем общаться с этими людьми, то заразимся ВИЧ. Это не только пугало людей, но и приводило к стигме и дискриминации ВИЧ — положительных.
— Какое число на сегодняшний день составляют ВИЧ-положительные?
— Первый случай у нас был зарегистрирован в 1991 году. На 1 октября 2011 года в стране официально зарегистрировано 3 тыс.555 случаев ВИЧ-положительных, из них 698 случаев за 9 месяцев 2011 года. Их число с каждым годом растёт, но это не означает, что у нас идёт быстрое распространение ВИЧ, просто из года в год у нас улучшается доступ населения к тестированию. По сравнению с 2005 годом мы увеличили тестирование в 4-5 раз. Если в 2005-2006 году примерно 60 тыс. населения Таджикистана проходило тестирование на ВИЧ, то в этом году только за 9 месяцев тестирование прошло более 300 тыс. человек. Соответственно, увеличилась и выявляемость ВИЧ-инфекции среди населения.
— Есть ли надежда на появление в ближайшее время вакцины против ВИЧ?
— В Таджикистане не проводится работа в этом направлении, но в мировых лабораториях учёные других стран, особенно, развитых, пытаются разработать вакцины против ВИЧ. Будем надеяться, что вакцина всё-таки появится. Но мы не должны ждать, когда появится вакцина, мы должны работать в направлении профилактики этой болезни и бороться с ней.
— Каковы, на ваш взгляд, расхождения между официальной статистикой по числу заболевших и реальными цифрами?
— Вообще, года 3-4 назад, международные эксперты говорили, что в Таджикистане официальное количество ВИЧ-положительных в 10 раз меньше, чем оценочное. Мы тогда соглашались с этим, но, как я уже говорил выше, на сегодняшний день из-за того, что мы увеличили количество протестированных, увеличилась и выявляемость ВИЧ-инфицированных. Мы можем делать прогноз, какое у нас оценочное количество ВИЧ-инфицированных. По нашим данным, которые мы провели совместно с международными организациями и Всемирной организацией здравоохранения, оценочное количество людей, живущих с ВИЧ, на 2011 год в Таджикистане составляет почти 12 тыс., то есть в 3-3,5 раза больше официальной статистики.
— На ваш взгляд, достаточно ли сегодня информации о ВИЧ? Некоторые утверждают, что «и так всё знают».
— Для какой-то группы населения информации может быть достаточно. Это, прежде всего, медицинские работники или те, у кого есть доступ к информации, то есть через телевидение, радио, СМИ, Интернет и т.д. Но основной контингент нашей страны не имеет адекватного доступа к правильной информации. Это, прежде всего, наше население, которое живёт в сельской местности. Поэтому я не могу сказать, что у всех жителей Таджикистана есть достаточно знаний в области ВИЧ/СПИД. Потому что проведённые нами исследования, даже среди тех групп, с которыми мы усиленно работаем и проводим профилактические мероприятия, а это, прежде всего, потребители инъекционных наркотиков, работники секс-индустрии, гомосексуалисты, трудовые мигранты, заключённые и т.д. доказывают, что уровень знаний остаётся на недостаточном уровне. А среди общего населения вообще об этом не говорится, в школах очень редко об этом говорят, на телевидении и радио практически не появляется информации о ВИЧ/СПИДе, я уверен также, что не каждый родитель сможет поговорить о ВИЧ/СПИДе со своими детьми.
— Как можно заразиться ВИЧ?
— ВИЧ-инфекция — это болезнь, прежде всего, поведенческого характера. Если человек ведёт небезопасный образ жизни, имеется в виду и половой и инъекционный, то у него есть очень большой риск заражения, не только ВИЧ-инфекцией, но и другими инфекциями, которые передаются через кровь и половые контакты. Поэтому основные пути заражения — это, прежде всего, незащищённые половые контакты, рискованное инъекционное потребление наркотиков, заражение от матери ребёнка во время беременности, рождения и кормления грудью. Есть, конечно же, риск также заразиться в лечебно-профилактических учреждениях, если использовать нестерильные, не обеззараженные инструменты. Люди должны знать, что ВИЧ/СПИД не передаётся через укус комара, через общение, через рукопожатие, питания из одной посуды, посещение бассейна, пользование общим туалетом и т.д. Если население будет правильно знать пути передачи и пути, по которым ВИЧ/СПИД не передаётся, то и стигма и дискриминация будет снижаться.
— Всегда ли презерватив защищает от ВИЧ?
— Да, если этот презерватив качественный, проверенный, то на 99,9% он защищает от заражения ВИЧ-инфекций и других инфекций, которые передаются половым путем.
— Можно ли заразиться СПИДом, находясь на лечении в больнице, посещая стоматолога, парикмахера?
— Риск везде есть. Заразиться можно в лечебно-профилактических учреждениях, если была допущена халатность со стороны медицинских работников, даже в парикмахерских и в дамских салонах, где делают маникюр, педикюр и т.д. Поэтому всегда надо относиться к этому с осторожностью и всегда быть бдительными. Если вам делают инъекции уже открытым шприцом, не позволяйте этого. Каждый человек должен, прежде всего, беречь себя.
— Может ли человек жить и не знать, что у него эта инфекция есть, если он никогда никуда не обращался и не сдавал кровь?
— Конечно. Эта инфекция поражает иммунную систему организма. Если иммунитет человека, который заразился, ещё достаточно крепкий, он может несколько лет не чувствовать, что он заразился ВИЧ-инфекцией. Это и есть то самое страшное, что есть в этой инфекции, потому что человек, который ведёт небезопасный образ жизни и не знает о своём статусе, может заражать других. Поэтому, если у вас был какой-то случайный контакт или есть подозрение на то, что у вас, возможно, есть ВИЧ-инфекция, вы должны пройти тестирование и удостовериться в том, что у вас этой инфекции нет.
— Куда может человек обратиться и сдать тестирование?
— У нас в стране существует 35 центров СПИД. Принципы оказания их услуг — это добровольность, конфиденциальность, доступность, дружелюбие и анонимность. Согласно Закону РТ, все услуги в стране для ВИЧ-инфицированных, и вообще, в области ВИЧ/СПИДа, бесплатные. Кроме того, для туберкулёзных больных у нас есть пункты тестирования на ВИЧ в самих же туберкулёзных клиниках; для больных с венерическими заболеваниями — при кожно-венерологических диспансерах; для заключённых есть пункты тестирования в самих исправительных учреждениях. Кроме того, доноры проходят обязательно тестирование в центрах заготовки и подготовки крови в центрах крови и т.д. Пунктов тестирования у нас очень много. В каждом районе, в каждом городе нашей страны есть доступ к тестированию. Поэтому любой человек может обратиться и пройти тестирование.
— А есть ли явные признаки, по которым чётко можно определить это заболевание?
— Никаких явных или специальных признаков заболевания нет. Само название СПИД — это синдром приобретённого иммунодефицита. И когда приобретается иммунодефицит, уже возникают другие заболевания, так называемые, вторичные инфекции, которые поражают другие органы и ткани организма, и потом появляются признаки этих заболеваний. А ВИЧ/СПИД не имеет своих специфичных признаков.
Беседовала Виктория ЛИТВИНЕНКО