Пандемия COVID-19 в мире еще более обострила проблемы негативного отношения к животным в Таджикистане. Путем фейковых рассылок, широко стало распространятся мнение о том, что животные могут заразить человека COVID-19.
По этой причине к некоторым хозяевам собак, которые держат их в своих квартирах, обращаются соседи с требованием убить животных. Люди пишут в соцсетях о том, что отвозят животных во дворы загородных домов, так называемые хавли, чтобы животные до окончания пандемии жили не в доме, а на улице. Кто-то просто выбрасывает животных на улицу. При этом, подобное отношение стало массово проявляться во многих странах, даже там, где за выбрасывание животного на улицу грозит немалый штраф.
Во Франции, например, Французское Общество защиты животных (SPA), начало информационную кампанию против паники, связанной с распространением в Интернете ложных сведений о том, что домашние питомцы якобы являются переносчиками коронавируса. В региональных филиалах SPA отметили, что животных стали бросать чаще.
При этом, за выбрасывание животного на улицу во Франции предусматривается тюремное заключение до 2 лет и штраф до 30 тысяч евро. По словам зоозащитников, «ссылка на коронавирус им не поможет — потому что она вряд ли будет признана судом в качестве вменяемого довода».
Президент SPA Жак-Шарль Фомбонн обращается к разуму людей: выгул животных является одной из 5 уважительных причин для появления на улице в условиях карантина во Франции: «Если бы был малейший риск, нам бы не позволили выходить вместе с животными».
В Ливане массовая истерия среди владельцев животных началась после непроверенной информации на одном из телеканалов о том, что якобы домашние животные могут переносить коронавирус. Соцсети захлестнула волна фотографий убитых и выброшенных животных, сопровождаемых проклятиями в адрес телеканала.
Подобная ситуация наблюдается и на постсоветском пространстве — в России, Казахстане, Узбекистане. Люди выбрасывают животных на улицы или приносят к ветеринарам на усыпление. Не всегда это связано с коронавирусом: в некоторых случаях людям, в связи с потерей работы и дохода, просто нечем кормить животных.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), по итогам исследований, официально заявила, что коронавирус нового типа не может передаваться человеку от кошек и собак. Специалисты и эксперты в других странах также заявляют о невозможности передачи.
В таджикском сегменте интернета распространяется фейковая информация, что от коронавирусной инфекции нового типа помогает собачий жир. И люди уже спрашивают в соцсетях, где его найти. А если будет спрос, значит появятся предложения.
Жестокость как обыденность
Проблема собак и кошек на улицах Таджикистана в большей степени соотносится с непосредственным отношением жителей страны к животным, в особенности к кошкам и собакам.
«Собаки грязные, нечистые. Как вы можете держать их дома? Они должны жить на улице и охранять!».
«Фуу, кошка! Я их боюсь!».
«Не подходи к собаке, она харом (нечистая)!».
«О, собака! Брось в нее камень!».
Это лишь несколько из многих, довольно частых выражений, которые можно услышать в Таджикистане. Большинство населения в Таджикистане с брезгливостью относятся к животным в доме. Широко бытует мнение, что и кошки и собаки должны жить только на улице.
Кроме этого, о случаях жестокости к братьям нашим меньшим стало появляться много публикаций в интернете: где-то повесили кошку, обрезали под корень уши и хвост, выкололи глаза или засунули петарды в пасть собаке. Избиения собак и кошек, чаще всего детьми, происходит чуть ли не повсеместно. Зоозащитники об этом практически кричат: они регулярно спасают животных от рук малолетних изуверов или находят искалеченных животных во дворах и по обочинам дорог.
Кроме этого, в Душанбе уже несколько лет проводятся отстрелы бездомных животных специальными бригадами ДЭУ, как регулярно, так и по вызовам граждан. Зоозащитники не раз обращались в надзорные органы с требованием остановить подобную жестокость. Но пока ничего не изменилось. Неравнодушные люди даже обратились к мэру Душанбе с открытым письмом остановить жестокое уничтожение животных.
«Та жестокость, с которой коммунальные службы ведут отстрел бездомных животных в столице, когда раненых собак и кошек добивают на виду у всех подручными средствами (дубинками, ломами и так далее) не способствует снижению уровня насилия. Дети видят все это бесчеловечное отношение к нашим «братьям меньшим», перенося «образцы» отношения городских властей к бездомным животным на своих сверстников», — выдержка из обращения.
Вечёрка писала об этом в прошлом, 2019 году. Как мы выяснили, в каждом ДЭУ существует специальная бригада из 5 человек, которым выделена специальная машина, с клеткой внутри кузова. Выезд этой бригады на улицы города осуществляется с 8 утра до 17 вечера.
Отловленных собак и кошек отвозят бригады отвозят в свое ДЭУ, где их помещают в клетки. Как сообщил сотрудник ДЭУ Сафаров Б. в 2018 году, «Мы их не убиваем, а отвозим на свалку». На свалке имеется отдельно отведенное место для беккерных ям (специальные ямы для утилизации трупов животных). Что делают сотрудники его ЖЭУ на свалке с животными (живыми бросают в эти ямы или выпускают), Сафаров Б. не сказал.
По словам Сафарова Б., за 2018 год, ДЭУ Фирдавси отловили 1467 собак и 9 кошек (из этого количества только 6 собак в последствии забрали владельцы). Он также сообщил, что ДЭУ Фирдавси имеет договор с частным стрелком (человеком, имеющим официальное разрешение на охотничье ружье), который, по их запросу может убить собаку в самом ДЭУ (когда она бешеная). Но судя по происходящему на улицах Душанбе, отстреливают животных прямо на улицах города.
Тогда же, в 2019 году мы собрали в один большой лонгрид мнения и истории экспертов, исламоведов, волонтёров о ситуации с бездомными животными в Таджикистане. А еще рассказали историю бездомного пса, которому так и не дали жить в Душанбе. Ссылка на лонгрид ВОТ ЗДЕСЬ.
С объявлением пандемии службы ДЭУ ещё более активизировались: отстреливают бездомных собак по звонкам жителей и без них.
Совсем недавно в таджикском сегменте опубликовали два поста об отстрелах.
Нелли Усманова, волонтер и зоозащитник из Душанбе 31 марта выложила видео очередного отстрела в столице со стороны ДЭУ в группе «Фонд помощи бездомным животным». Под постом люди оставили возмущенные комментарии и в очередной раз задавались вопрос, когда прекратится подобная жестокость.
12 мая этого года известный фотограф Олим Ширинов на своей личной странице опубликовал пост об очередном отстреле собак в Душанбе:
«Время уже седьмой час утра, слышу сильный хлопок и жалобный скулёж собаки. Затем ещё один и снова плачь собаки…
Выбежал на улицу: прямо у дороги, на остановке, стоит машина, возле неё 4 человека, один в кабине с ружьём, двое затаскивают в кузов убитое животное, в котором уже лежат тела нескольких застреленных собак».
Как выяснилось, кто-то пожаловался в Хукумат на собак.
«Просто из-за того, что помешал лай собаки или кто-то гипотетически предположил, что собака может его покусать, набирается номер телефона и подписывается смертный приговор всем собакам в округе — и тем, что лаяли и тем, кому не посчастливилось в это утро пробежать вдоль этой злосчастной дороги».
Кто ответит за жестокость?
В 2018 году, когда ситуация с отстрелами животных на улицах Душанбе вновь обострилась, защитники животных обратились с заявлением в УМВД Душанбе на незаконные и негуманные действия работников ДЭУ. В заявлении юристы ссылались на статьи 277 «Жестокое обращение с животными и птицами» и 278 «Убой животных и птиц в неустановленных местах» КОАП РТ (Кодекс об административных нарушениях).
Данное заявление было рассмотрено в милиции и по статье 277 сотрудники ДЭУ были оштрафованы. Сумма штрафов составила примерно 200 сомони.
278 же статья, указанная в заявлении (убой животных в неустановленных местах) была проигнорирована и наказание за это никто не понес (возможно из-за высокого размера штрафа по ней).
Юрист, руководитель юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев уверен, что уже давно назрела необходимость пересмотра ст. 277 КОАП и внесения аналогичной статьи в УК РТ (Уголовный Кодекс).
Навруз указывает на слишком мягкое наказание по данной статье. Размер штрафа по ней влечет предупреждение или наложение штрафа на физических лиц в размере от трех до пяти показателей для расчетов. На 10 апреля 5 показателей для расчетов равнялись 290 сомони. По мнению Навруза, истязание и убийство животных оценивается слишком низко.
К тому же, в КОАП не предусмотрено наказание за повторное совершение данного деяния. То есть ответственность за повторные действия не усиливается, а уголовная ответственность не предусматривается.
Навруз также отмечает противоречивость статьи, исходит из её названия – «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а также истязание животных и птиц». По мнению Навруза, «не раскрывается, когда именно можно принимать эту норму. Допустим, если зарезать барана (корову, козу, курицу и т.п.), то по данной статье это может расцениваться как жесткое обращение повлекшее гибель».
Юрист приводит название аналогичной статьи из Уголовного Кодекса Российской Федерации — статья 245 «Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье». Исходя из названия, становится понятно в каких случаях данная статья может быть применена.
Опыт соседей
В каждой стране проблема домашних безнадзорных животных решается по-своему. Мы решили обратиться к опыту наших соседей-узбекистанцев.
На сегодняшний день в Ташкенте осуществляется проектирование первого приюта для бездомных животных – «Хаёт». Со стороны государства был выделен участок земли в три гектара. На территории будущей карантинной зоны уже сейчас в построенных вольерах размещены около полутора тысячи собак.
Ирода Маткаримова, создатель и руководитель приюта «Хаёт», а также один из учредителей узбекского общества защиты бездомных животных, на базе которого приют был создан, сообщила, что они заключили договора с управлениями благоустройства двух из четырнадцати районов Ташкентской области (Кибрайского и Чирчикского), о том, что отловленные ими собаки будут доставляться сразу на территорию приюта.
«В настоящее время, согласно действующему узбекскому законодательству (Постановление Кабинета Министров РУ №202 08.07.2011 ) отловленные животные доставляются в ветеринарные отделы и содержатся при собаколовных дворах в течении 5 дней. Что происходит с животными по истечении пяти дней в нормативных документах не оговаривается.
У нас, также как и у вас, не предусмотрено создание приютов. Имеются лишь неофициальные и содержащиеся на средства добровольцев «пункты временной передержки животных». Хотя существование их на территории города, а также областей запрещено, т.к. по существующим нормам в любом доме разрешено содержать только одну собаку и одну кошку», — рассказала Ирода Маткаримова нашему корреспонденту.
В данный момент Ташкентское общество инициировало выделение участков земли для организации филиалов нашего приюта в других районах Ташкентской области.
Узбекскому Обществу «Мехр ва окибат», занимающимся вопросами продвижения защиты бездомных животных на законодательном уровне, удалось увеличить размер штрафа за жестокое обращение с животными до трех базовых расчетных величин, что равняется 669 000 сумам или 60, 88 $.
Как сообщила Ирода Маткаримова, волонтёры в настоящее время спешат спасти с улиц всех животных. Одной из причин такой спешки является утвержденный Проект Государственной программы 2020 года. По ней предусмотрено строительство в Узбекистане стационарных крематориев для утилизации отловленных животных. Также запланировано усиление деятельности отловочных служб.
Совсем недавно мы узнали, что Ирода Маткаримова с волонтёрами ездила спасать оставшихся без хозяев кошек и собак в Сароб, на место прорыва дамбы водохранилища. Мы узнали, что в ходе той поездки было спасено 35 собак и 4 кошки. Активное содействие в этом оказали сотрудники МЧС и Национальной Гвардии Узбекистана.
Что делать?
Проанализировав нынешнюю ситуацию с бездомными животными с экоактивистами из общественной организации «Пешсаф», Вечёрка, совместно с юристом и программным координатором данной организации Умиджоном Улуговым, подготовила петицию в законодательные органы Таджикистана, Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон.
В петиции мы отметили, что согласно законодательства, домашние животные не входят в определение «животный мир», а отнесены к вещам, которые могут быть предметом купли-продажи, обмена, дарения и даже определения конечной судьбы.
Мы предлагаем законодателям принять специальный закон о домашних животных, регламентирующий общественные отношения по порядку обращения с домашними животными, включая право владения, гуманного отношения к бездомным животным, условия изъятия из среды обитания, содержания в неволе и иные отношения. Не подвергая значительному изменению положения статьи 150 ГК РТ, мы уверены в изменении «общих правил», применимых к домашним животным, на «специальные», которые будут раскрыты в специальном законодательстве.
По нашему мнению, данный закон должен разделить домашних животных на две большие категории – доходоприносящие и животные-компаньоны. И вторая категория домашних должна быть разделена на организованных (имеющие хозяев) и неорганизованных (бездомных) животных. Последние наиболее уязвимы и чаще подвергаются жестокости со стороны людей.
Безответственное и безнаказанное отношение человека к содержанию кошек и собак уже привело к значительной популяции безнадзорных животных в населенных пунктах. Подобное отношение нужно пресекать, но для этого нужны определенные изменения в законодательстве. А именно:
— принятие Закона о домашних животных предусматривающий порядок обращения с домашними животными, в частности, бездомными (в том числе создание приютов);
— определение органа государственной власти по исполнению и контролю в области обращения с домашними животными (отлов неорганизованных животных, их содержание, распределение, стерилизация и содержание в питомниках);
— установление полного запрета отстрела и умерщвления неорганизованных животных (за исключением определенных случаев и только гуманными способами);
— создание единой онлайн базы данных домашних животных;
— ужесточение меры юридической ответственности за нарушение в области обращения с домашними животными, в том числе уголовная ответственность;
— введение в систему образования основных и дополнительных инструментов воспитания в духе милосердия и доброты.
Также, в виду того, что настоящим законодательством не предусмотрено создание содержание приютов для домашних животных, в своей петиции мы предлагаем передать инициативу создания приютов волонтерам, выделив землю для этого.
В прошлом году, в рамках медиа кампании Вечёрки в защиту бездомных животных, Экспериментальная школа детского кино подготовила социальный ролик «Я тебя никогда не брошу» о воспитании в детях милосердного отношения к братьям нашим меньшим. Не обижайте животных! Мы в силах сделать наш город добрее!
Зульфия ГОЛУБЕВА
Фото Нозима Каландарова и Зульфии Голубевой
Материал подготовлен по Проекту медиакомпании Вечёрка «Не обижайте животных! Сделаем наш город добрее» , в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Содержание публикации является предметом ответственности ООО «Вечерний Душанбе» и не отражает точку зрения USAID.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.