Пошла вторая неделя, как во многоподъездном доме №49 по улице Д. Расулова нет самого элементарного – воды. Люди молят о помощи чиновников и журналистов.
Район Сино всегда считался одним из проблемных районов города. Здесь сосредоточен самый большой жилой сектор города, где всегда есть масса трудноразрешимых проблем, как в данном случае.
Почему не на балансе?
Этот дом состоит из 7-ми подъездов, в нём более двухсот квартир, и трудно представить, сколько жильцов. Вы спросите, почему трудно, ведь все жители столицы учтены и переписаны? Но не тут-то было! Большая часть жильцов дома – квартиранты, не имеющие к этому городу никакого отношения, именно по этой причине их не интересуют проблемы отсутствия в доме воды, света и других благ цивилизации. Но обо всём по-порядку, к вопросу о квартирантах в столичных домах мы ещё вернёмся.
Раннее утро, мы по приглашению жителей многострадального дома идём на место. Первое, что поражает и бросается в глаза — антисанитария во дворе. Кругом кучи бытового мусора, грязь и толпы детей. Двор огорожен традиционным жестяным забором, за ним началась стройка нового, как это сейчас водится, элитного дома. А тут в старом доме решить элементарную проблему не могут.
Вокруг нас собираются местные жители, и вот что они нам поведали.
Огромный дом был сдан в эксплуатацию в 80-х годах прошлого века. По задумке архитекторов, у него автономный трансформаторный пункт и своя подкачная с двумя мощными насосами, благодаря которым вода поступала во все 252 квартиры дома. Прошло время, оборудование износилось и без присмотра часто выходит из строя.
— То один мотор горит, то другой, мы ремонтируем их чуть ли не каждый месяц, собираем деньги, но они всё равно ломаются, — жалуются люди.
Несколько лет назад по японскому гранту во многих домах района трубы, сантехника и прочее оборудование были обновлены или заменены, не обошли стороной и этот дом. Нам доподлинно неизвестно: после этой реконструкции это случилось или задолго до этого, но подкачная станция почему-то выбыла из реестра «Душанбеводоканала», и теперь специалисты организации отказываются брать оборудование на свой баланс.
— Они приезжали, всё осмотрели и вынесли решение – нам нужно собрать 6 тысяч сомони, тогда они отремонтируют насос и, возможно, возьмут его на свой баланс. В принципе если разделить на всех жильцов, то получается по 23 сомони с квартиры, но и этих денег мы не можем собрать, — говорит старшая по дому.
Почему оборудование до сих пор не на балансе предприятия «Душанбеводоканал» — жильцы ответить не могут. По официальным данным, таких домов в районе 10 или может быть больше, выяснением этого вопроса сейчас занимается прокуратура района.
— Знаете, как страшно, ведь когда насос работал, его включала и выключала девочка-подросток, тоже из нашего дома. Это оборудование, электричество, а если её ударит током, кто будет отвечать? – жалуются и спрашивают люди.
За водой, как на праздник
Промучившись без воды неделю, жительница 8-го этажа Фариза решила поставить автономный насос и вызвала сантехника.
— Знаете, сейчас сезон – люди поливают огороды, моют паласы, машины, поэтому вода редко поднимается на верхние этажи. Для меня эта проблема не новая и, на мой взгляд, легко разрешимая, — отмечает сантехник Алик, пришедший сюда устанавливать насос.
По его словам, женщине установка такого оборудования обойдётся не меньше тысячи сомони, но с водой проблем она уже знать не будет.
Так не проще ли собрать по 20-30 сомони, чем устанавливать насос каждому для себя и тратить на это по тысяче?
— Нет, знаете ли, не проще. В доме живут квартиранты, им нет дела до наших проблем. Они говорят, что за всё платят хозяину квартиры, а хозяев нет, — говорит Фариза.
Интересно получается, кто-то получает сверхприбыли со своего жилья, но никто это не контролирует. А где милиция, паспортно-визовая и миграционная службы? ЖЭУ и хукумат района, наконец. Почему вопросами квартирантов до сих пор никто не обеспокоился, ведь если они живут в нашем городе, то должны соблюдать требования и правила столичной жизни!
Но и это ещё не всё. К нашему кругу во дворе подошла глава махаллинского совета – Гуля. У неё в руках бумажки.
— Этот дом, как и многие другие, беда нашего города. Жильцы ни за что не хотят платить, поэтому вы видите такую грязь во дворе. У них в доме около 10 тысяч сомони задолженности за коммунальные услуги, почти 2 тысячи сомони долг за вывоз мусора. А сейчас ведь никто бесплатно ничего делать не будет, за всё надо платить, — говорит она.
И тут начинается спор. Фариза и другие женщины, в противовес словам главы махаллинского совета, говорят, что за воду заплатили до конца текущего года, но вынуждены жить без воды или носить её в вёдрах из крана во дворе.
— Я плачу за воду исправно, и как гражданин своей страны, не имеющий долгов перед государством, ХОЧУ ВОДЫ! – говорит расстроенная Фариза.
Другие жители дома, судя по всему, относятся к этой проблеме спокойно и даже в некотором роде рады отсутствию воды, поэтому и отказываются сдавать деньги на ремонт насоса. И вот почему. Многие домохозяйки не имеют возможности выйти на улицу, посплетничать, а тут такая возможность – себя показать и на других посмотреть. С вёдрами они дружно собираются у уличного водопровода как на праздник. В группе женщин всегда смех и веселье.
Нет проблем и у жителей 1-4 этажей, сюда вода поступает, как говорится, самотёком, поэтому и они деньги «на воду» не дают.
Чиновничий ответ
Как нам удалось выяснить, чиновники района знают о проблеме жителей дома. Так, Шерали Ганджалов, заместитель председателя района Сино в интервью «Вечёрке» сказал, что в соответствии с законом «О содержании многоквартирных домов» жильцы сами обязаны заботиться о своем имуществе: подвале, крыше, подъезде и воде.
— Мы знаем, что сотрудниками «Водоканала» была составлена смета на ремонтно-восстановительные работы насоса, поэтому жильцы должны собрать необходимую сумму. В случае необходимости и хукумат района поможет, дайте только время, — сказал он.
Председатель района Сино Зафар Сафаров при личной встрече с жильцами посоветовал им обратиться в суд и взыскать с неплательщиков деньги по санкции суда. Но пока идёт время, жители остаются в бедственном положении и в полной антисанитарии.
PS. Как мы уже сказали выше, жительница 8-го этажа Фариза собралась ставить насос, чтобы уже не зависеть ни от воли домохозяек, ни от квартирантов, но ей этого делать не разрешили, ссылаясь на то, что в таком случае вода и на нижние этажи перестанет поступать. Что ж, дом брошен на обезвоживание, тогда не надо будет удивляться, если в городе станут появляться вши, тараканы, мыши и инфекционные заболевания.
Екатерина ПАСТОРОВА