Где Душанбе с его мягкими климатическими условиями, а где Камчатка – 8 месяцев зимы в году? Однако Мехринисо Мусоева, переселенка по Государственной программе добровольного переселения соотечественников в Россию выбрала именно этот далёкий край.
— Мехринисо, все вопросы уходят на второй план, пока Вы не ответите на очевидный вопрос – почему именно Камчатка?
— Во-первых, не так уж страшен чёрт, как его малюют, то есть не такие уж суровые зимы на Камчатке, она мягче, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Во-вторых, сейчас точно не могу сказать, почему тогда я выбрала именно Петропавловск-Камчатский. Во время подачи документов по программе (программа переселения ФМС РФ) я столкнулась с обширным выбором. Послушалась совета добрых людей и выбрала Камчатку. И не жалею.
— Добрые люди — это представители ФМС России в Таджикистане?
— А вы зря иронизируете, в российском представительстве действительно работают добрые люди. Однако они предоставляют только информацию – выбор за участниками. Камчатку мне посоветовали такие же потенциальные участники программы, которые присутствовали там.
— Трудно стать участником программы?
— Определённые трудности возникают при сборе и подготовке необходимых документов. В основном время уходит на исправление орфографических ошибок в документах, ведь придется заново восстанавливать их. Например, у меня ушло три месяца на сбор документов. Через два месяца после подачи анкеты я получила свидетельство участника государственной программы. В рамках программы мне предложили несколько рабочих мест, я выбрала Камчатскую фирму «АГРАТЕК», занимающуюся производством полуфабрикатов. По программе я должна была в течение трёх месяцев после официального подтверждения статуса переселенки прибыть на место назначения. И вот я с дочкой 15 февраля 2011 года через Москву прилетела в Петропавловск-Камчатский.
— За свой счёт?
— Да, однако после приезда в местном отделении ФМС РФ нам полностью компенсировали наши затраты. Так вот, прибыли мы в Елизовский район, где нас встретили сотрудники службы занятости населения РФ и поселили в гостиницу…
— Извините, за свой счёт?
— Да, мы прожили 16 дней в гостинице, а потом сняли за 11 тысяч рублей комнату. Чтобы вы опять не спрашивали «за чей счёт», сразу сообщаю, что вместе с компенсацией за переезд я получила и «подъёмные» (разовая помощь на первое время) в размере 160 тысяч — 120 тысяч мне и 40 тысяч дочке. После переезда мы сразу отметились в отделении ФМС, получили РВП (разрешение на временное проживание) и подали документы на российское гражданство. 5 мая я уже получила паспорт гражданина Российской Федерации.
— Так скоро? Я знаю людей, которые живут уже несколько лет в России и не могут получить гражданство, как бы ни старались. И потом, столько российские СМИ освещали проблему русскоязычных, которые после развала СССР поехали туда, однако до сих пор живут на «птичьих правах»!
— Но это факт, что я получила паспорт гражданки Российской Федерации. Я тоже знаю одного нашего соотечественника, который живёт уже 13 лет в Петропавловске-Камчатском, но ещё не имеет российского гражданства. Он только недавно получил РВП, и теперь ему придётся подождать ещё 5 лет для получения российского паспорта. Мы поехали в рамках программы и ещё в Душанбе подготовили основательную базу для получения российского гражданства.
— У Вас высшее образование. Вы закончили автодорожный факультет Политехнического института, имеете большой стаж бухгалтерской работы, а теперь работаете простым продавцом-кассиром. Кстати, сколько получаете в месяц?
— Моя зарплата — 17 тысяч рублей в месяц.
— Минус 11 тысяч за комнату…
— Нет. Уже давно мы, три семьи, объединились и снимаем трёхкомнатную квартиру за 15 тысяч, выходит недорого. Потом в супермаркете я работаю посменно, получается 15 рабочих дней в месяц. В остальное время я подрабатываю, мой месячный доход около 30 тысяч рублей. Теперь, что касается образования. Получилось так, что моя специализация не была в перечне востребованных в том регионе, куда я хотела поехать, а в другие даже по специальности я не хотела. Вместе со мной на Камчатку поехали ещё пять семей – два врача, педагог, бывший военный и водитель. Они все работают по своей специальности. Я сейчас подала документы и скоро тоже буду работать бухгалтером.
— Наших там много? Я имею в виду таджикских трудовых мигрантов?
— Около 50 человек. Большинство трудовых мигрантов в Петропавловске-Камчатском из Узбекистана.
— В Петропавловске-Камчатском есть таджикская диаспора, таджикский культурный центр, то есть места, где встречаются люди так или иначе связанные с Таджикистаном?
— Там функционирует мечеть, где в основном собираются мужчины. А местной достопримечательностью, где можно встретить выходцев из Средней Азии и наших таджиков, в том числе, является рынок «Сомон», основанный таджиками.
— А местное население как восприняло Вас? Не говорят – «понаехали»?
— Ни разу не слышала. Так, спрашивают иногда, «почему приехали, неужели у вас так плохо», но не грубо, не оскорбительно. Объясняю, что у нас не плохо, просто хотелось жить получше и дать нормальное образование дочке. А потом в Петропавловске-Камчатском очень мало коренных жителей, все приезжие.
— Как теперь можно Вас назвать – «камчатянка»? Как себя чувствуете среди «камчатянок»?
— Камчадалка. Среди камчадалок я не чувствую себя чужой. Приехала в отпуск, скоро поеду обратно. Уже начала копить на квартиру. Куплю квартиру и стану настоящей камчадалкой.
Беседовал Гуфрон Вахобов