Газета «Вечерка» запустила социальную медиакампанию на тему «Борьба с радикализмом».
Целью данной медиакампании является широкое освещение проблемы и причин радикализма, а также проводимых мер в рамках противодействия насильственного экстремизма и терроризма среди граждан Таджикистана.
Обоснование актуальности: в настоящее время в Таджикистане, в связи с низким уровнем жизни, финансовыми проблемами, а также низким уровнем доверия населения к власти, процессы радикализации вызывают серьезное опасение властей и гражданского общества Таджикистана. Они стали чаще проявляться в виде религиозной, национальной и социальной нетерпимости.
Материалы проекта будут использованы в газете «Вечёрка» и на одноименном сайте, в социальных сетях, а также партнерскими СМИ и использованы в программах с различными аудиториями. Ключевые потенциальные зрители – люди, работающие в различных программах по снижению радикализации, уязвимые слои населения, сотрудники государственных органов и НПО.
В рамках проекта были запланированы встречи с экспертами, анализ проблем, приводящих к радикальным настроениям, статистически[ данных по преступлениям экстремистской направленности, истории людей, завербованных в террористические группы и многое другое.
Указом Президента Республики Таджикистан от 12 ноября 2016 года, №776 утверждена Национальная стратегия Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы.
Надзор за исполнением Национальной стратегии, а также координация деятельности государственных органов, институтов гражданского общества и международных организаций возложены на Генеральную прокуратуру Республики Таджикистан.
Одним из приоритетных направлений в настоящей Стратегии названо следующее: «Повышение уровня правовой культуры общества, правовое просвещение населения и усиление социально-правовой защищенности личности должны рассматриваться как составная часть политики предупреждения и борьбы с экстремизмом и радикализацией, ведущих к терроризму».
В связи с этим, далее указывается, что: «Уровень информационно-просветительской, образовательной и идеологической работы по противодействию радикальной идеологии и экстремизму в стране требует усиления. В частности:
— отмечается недостаток информационной и справочной литературы по экстремистским и террористическим организациям, а также наглядной агитации и пропаганды;
— слабая роль средств массовой информации в предупреждении и профилактике экстремизма, а также освещении антиэкстремистской и антитеррористической деятельности государственных органов.
В связи с этим, необходимо принимать действенные меры по формированию мощного идеологического корпуса, укреплению его потенциала в предупреждении экстремизма и радикализации, подготовке специалистов в области информационного противодействия экстремизму и терроризму, усилению профилактической роли средств массовой информации и институциональному обеспечению аналитической, информационной, пропагандистской работы в этой сфере».
В рамках совершенствования мер преследования и ответственности за экстремистские и террористические действия настоящая Стратегия называет:
«- построение эффективного механизма организационно-практического и информационного взаимодействия между правоохранительными органами, другими государственными органами и негосударственными организациями, участвующими в противодействии экстремизму и терроризму;
— информирование населения о деятельности экстремистских и террористических организаций и мерах противодействия им».
Об участии гражданского общества и частного сектора в противодействии экстремизму и терроризму стратегия гласит: «Важным условием достижения успеха в предупреждении экстремизма и терроризма является участие в этом процессе институтов гражданского общества, частного сектора и каждого члена общества» и, что «Непосредственное участие в предупреждении экстремизма и радикализации в обществе принимают также средства массовой информации».
Дальнейшее усиление сотрудничества (партнерства) государства, гражданского общества и частного сектора в деле предупреждения экстремизма и радикализации предполагает: «Облегчение доступа к информации, в том числе, путем пересмотра круга сведений, входящих в понятие конфиденциальной информации».
Исходя из всего этого, 15 марта 2018 года, нами был направлен запрос в Генеральную прокуратуру РТ, в которой мы просили предоставить информацию по нескольким вопросам, среди которых мы просили предоставить статистику по числу граждан, примкнувшим к экстремистским и террористическим организациям, осужденным и вернувшимся добровольно из стран Ближнего Востока. Также мы просили предоставить нам для интервью людей, раскаявшихся в содеянных преступлениях для того, чтобы их истории смогли стать предупреждением для тех, кто пока не осознает опасность подобных действий.
В официальном ответе Генеральной прокуратуры РТ, полученном в апреле этого года, мы смогли получить ответы лишь на некоторые вопросы, за исключением статистических данных. В прокуратуре сослались на Закон РТ «О государственных секретах». Нам посоветовали обратиться с подобным запросом в Комитет национальной безопасности РТ.
Мы так и сделали, и 1 мая 2018 года направили два запроса в Комитет национальной безопасности и Министерство внутренних дел Республики Таджикистан. Позже выяснили, что оба наши запроса были перенаправлены в Управление по борьбе с организованной преступностью Республики Таджикистан (УБОП РТ), где нам очень уверено пообещали предоставить все необходимые сведения. Помимо статистических данных и героев для интервью, мы запросили информацию о проводимых сотрудниками внутренних дел мероприятиях по профилактике вовлечения граждан Таджикистана в различные экстремистские группы. В КНБ РТ по запросу на статистические данные нам посоветовали обратиться в Министерство юстиции.
Через некоторое время из УБОП РТ нам сообщили по телефону, что ОТВЕТ НА НАШЕ ПИСЬМО МОЖНО НАЙТИ НА САЙТЕ МВД РТ. Когда мы попросили ответить, как того требует закон, т.е. письменно, нам пообещали перезвонить. Ответа мы ждем до сих пор…
По совету юристов, помимо Министерства юстиции, мы направили запрос в Верховный суд Республики Таджикистан. Главное управление исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции РТ ответили сравнительно быстро, в течение 10 календарных дней, но, сославшись на Закон РТ «О государственных секретах» от 26.07.2014 года за №1095 и Закон РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации» от 19.03.2013 года за №961, сообщили что статистические данные по количеству осужденных за преступления экстремистского и террористического характера являются секретными, и что предоставление и распространение такого рода сведений запрещено. И посоветовали «…обратиться в Агентство по статистике при Президенте РТ, которое обладает необходимыми статистическими данными в том объеме, в котором они являются доступными для опубликования».
Из Верховного суда Республики Таджикистан по телефону нам ответили, что сбор и предоставление статистических данных по всей стране по нашему запросу требует длительного времени и обещали сообщить, когда ответ будет готов.
Возникает вопрос: насколько эффективно можно выполнять принятую Национальную стратегию по противодействию экстремизму и терроризму в области повышения роли гражданского общества и конкретно СМИ, если построение эффективного механизма организационно-практического и информационного взаимодействия между правоохранительными органами и негосударственными организациями идет вот таким образом?
Стоит отметить тот факт, что в рамках вышеупомянутой Стратегии, принятой в ноябре 2016 года, должно быть обеспечено «Облегчение доступа к информации, в том числе путем пересмотра круга сведений, входящих в понятие конфиденциальной информации». И согласно этого пункта, возможно, что законы «О государственных секретах» и «Периодической печати», принятые в 2014 и 2013 гг., нуждаются в пересмотре.
Совместная тесная и открытая работа государственных структур Таджикистана со средствами массовой информации сможет стать мощным заслоном от агрессивной экстремистской пропаганды.
Материалы медиакампании:
- О том, как использовать возможности СМИ, можете узнать из интервью с журналистом-международником и региональным экспертом, Негматулло Мирсаидовым
2. Результаты опроса на тему «Вопросы радикализма общества в Таджикистане: причины и возможные пути решения»
3. Интервью с руководителем департамента по управлению и миростроительству Стамбульского регионального офиса Программы развития ООН (ПРООН) Шелли Инглис.
4. Идеи насильственного экстремизма: кто и зачем идёт по этому пути?
5. Как не попасть на уловки вербовщиков-экстремистов?
6. Этапы вербовки: знать, чтобы избежать.
7. Большой мультимедийный лонгрид на эту тему
«Вечерка»
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.