Жизни многих душанбинцев сегодня под угрозой из-за двух деревьев и 40 сомони.
— Я просто шагнул на пешеходный переход и очнулся в больнице. Хорошо, что водитель нормальный попался, сам подобрал меня, отвёз, оплатил лечение. Правда, я ему расписку написал, что претензий не имею. После того, как он мне деньги отдал. Знакомые потом ругали, говорят: нельзя в первый день такие расписки писать. Мало ли что будет дальше, вдруг осложнения пойдут, дополнительно деньги на лечение понадобятся, сотрясение всё-таки. Но следователь такой оказался, в первый день всё оформили.
Сафару (имя изменено) относительно повезло. Множественные ушибы, сильно разбитое лицо, сотрясение, но переломов нет. Он отлёживается дома и с переменным успехом идёт на поправку. Другому человеку не так повезло. Он прошёл Гражданскую войну 1990-х годов в Таджикистане, с оружием в руках защищая свободу. Был ранен, много лет трудился, стал мастером, вырастил детей. И однажды просто переходил дорогу, но не перешёл. Его сбили насмерть.
Это пешеходные переходы рядом со 103-им микрорайоном. Длинный прямой участок дороги между кольцевой 82-го микрорайона и железнодорожным мостом позволяет разогнаться. Плотность потока машин здесь стабильно высокая. Как-никак, одна из основных транспортных трасс столицы Таджикистана. Пешеходов тоже множество, районы густо населены, базар, магазины и офисы. Вплотную к переходам кто-то когда-то посадил ёлочки. Они выросли, и теперь из-за них не видно ни знака, ни пешеходов, ни машин. Эта слепая зона работает ежедневно. Люди шагают в неизвестность, на третью полосу, не видя, куда идут, пока другие не видят, куда едут. Просто из-за дерева им под колёса вдруг шагает прохожий, девушка, пожилой человек или ребёнок. Таксисты, которые работают на этой точке, сказали, что людей там сбивают постоянно.
— Я знаю это место давно. Там, действительно, очень опасно и неудобно, как для пешеходов, так и для водителей. Люблю растения, люблю зелень, люблю, когда свежо и чисто. Но нужно выбирать правильные места для того, чтобы сажать деревья. Ни одна зелёная веточка не стоит человеческой жизни. Если там есть малейшая вероятность риска, её нужно искоренить. (Ахмад, водитель).
— Конечно, так и будет. Особенно с нашей бандитской ездой. Где культура вождения? И пешеходы в Душанбе хороши: ещё когда строили подземный переход возле ЦУМа, лет сорок назад, там ставили заборы, чтобы люди не бегали поверху. Нет, ведь обязательно найдётся какая-нибудь женщина, и, задирая юбку, полезет через ограду. Или мужчина придёт с бензопилой, сделает дыру в заборе, потому что ему именно здесь нравится, и чихать, что переход в трёх шагах. Шутки шутками, а на том месте из-за деревьев такой градус обзора, что людей видно только со второй и первой полосы. А с третьей — всё, пиши пропало. (Улугбек, водитель)
Комментарий ГАИ:
Этот вопрос вне нашей компетенции. Мы можем делать мелкие обрезки, но не убирать целые деревья. Что касается предложения установить в этом месте навесной знак, то согласно ГОСТу, такой знак можно установить только вместе с навесным светофором. Мы, конечно, отправим специалистов, чтобы они осмотрели переход, но нужно обращаться в Комитет по озеленению.
Комментарий Комитета по озеленению:
Согласно действующему законодательству, жителям необходимо обратиться с письмом на имя заместителя председателя города. После рассмотрения нам поступит распоряжение, и мы сможем убрать эти деревья. Написавший заявку в этом случае должен будет оплатить налоговый сбор в размере от 40 до 80 сомони.
Может, и не стоит вырубать все ёлки на разделительной полосе. Люди, которые переходят в неположенном месте, сами отвечают за свою жизнь. Но возле пешеходных переходов, призванных обеспечивать безопасность?! Очевидно, что необходимо убрать деревья, закрывающие обзор. Иначе переходы и знаки бессмысленны. Если всё оставить, как есть — там продолжат сбивать людей, доказано временем. Вот такой бывает цена человеческих жизней: 40 сомони налогового сбора. Остаётся самостоятельно написать заявку и пригласить вас, читатель, подключиться к решению этого вопроса, а ещё обратиться в мэрию через bemiyonaravho.tj. Или в скором времени может появиться какой-нибудь доброволец, который сам, неофициально, срубит эти деревья.
Антон РОДИН