В декабре 2014 года Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция «Международное десятилетие действий «Вода для жизни», 2005-2015 гг. и дальнейшие усилия по достижению устойчивого развития водных ресурсов», в соответствии с которой 9-11 июня 2015 года в городе Душанбе планируется проведение Международной конференции высокого уровня по итогам реализации выдвинутой Таджикистаном инициативы — Международное десятилетие действий «Вода для жизни».
Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном в ходе своего выступления на 7-ом Всемирном водном форуме, состоявшемся 12 апреля 2015 года в городе Тэгу (Республика Корея), было озвучено приглашение международному сообществу внести свой вклад в повышение эффективности предстоящего мероприятия. Как подчеркнул глава государства «в рамках Душанбинской конференции с участием представителей стран и региональных и международных организаций, а также НПО и частного сектора будет проведена всесторонняя оценка реализации Международного десятилетия «Вода для жизни» и намечены очередные задачи по достижению устойчивого развития в области водных ресурсов».
Об актуальности разработки и реализации на международном уровне согласованных мер по рациональному управлению мировыми запасами воды свидетельствуют приведённые в докладе президента РТ статистические данные. Так, «в 2030 году более 40% населения мира столкнётся с нехваткой воды, а к 2050 году, когда население Земли превысит 9 млрд. человек, водный дефицит будет ощущаться ещё острее». В центрально-азиатском регионе «уже сейчас естественный сток рек региона практически не достигает самого Аральского моря, и хозяйство региона развивается в условиях нарастающего дефицита воды…, к 2030 году водообеспеченность на душу населения региона достигнет критической величины – менее 1,7 тыс. м3/год».
Важным принципом новой стратегии должен стать комплексный подход к решению водной проблемы, суть которого определяется формулой «вода – энергия – продовольственная безопасность». В условиях сокращения водных ресурсов необходимо как максимальное сокращение невосполнимых потерь воды, так и интенсивное развитие гидроэнергетической экологически чистой инфраструктуры.
В настоящее время сельское хозяйство потребляет около 70% используемых на сегодня объёмов пресных водных ресурсов в мире, а в развивающихся странах этот показатель достигает 90%. На фоне указанных значительных показателей водопотребления ещё большую обеспокоенность вызывает использование в сельском хозяйстве устаревших ирригационных систем и технологий, что приводит не только к многократному увеличению потери воды при орошении, но и ухудшению качества почвы. По данным исследований, неэффективное использование воды в сельском хозяйстве уже привело к засолению 20% мировых орошаемых земель. Именно поэтому, выступая на Всемирном водном форуме в городе Тэгу, президент РТ Эмомали Рахмон акцентировал внимание на то, что в нынешних условиях «рациональное использование водных ресурсов, особенно путём внедрения современных водосберегающих технологий, модернизации ирригационных и мелиоративных систем, применение новых подходов для орошения, ведение адекватного учёта водных ресурсов, разработка и реализация других адаптационных мер являются критически важными».
В отличие от сельского хозяйства, в гидроэнергетическом секторе потенциал водных ресурсов во благо человечества используется не в полной мере. Несмотря на то, что здесь не происходит потерь воды, а производимая электроэнергия отличается относительно низкой себестоимостью и экологической чистотой, «сегодня доля гидроэлектроэнергии составляет около 20% общемирового производства электроэнергии, в то время как из экономически выгодного потенциала гидроэнергии используется всего лишь около 45%. В то же время всё ещё 1,3 млрд. человек в мире не имеют доступа к электроэнергии, и около 2,6 млрд. человек используют твёрдое топливо (биомассу) для приготовления пищи».
Справедливости ради стоит заметить, что в Центральной Азии ситуация выглядит намного сложнее. В докладе главы Таджикистана участникам Всемирного водного форума было отмечено, что «в то время как существующий гидроэнергетический потенциал региона может в 3-4 раза больше покрывать нужды региона в электроэнергии, доля гидроэлектроэнергии в общем объёме производства составляет только около 25%. При этом существующий гидроэнергопотенциал используется всего лишь на 10%».
Вышеназванные и иные важные задачи обеспечения рационального управления водными ресурсами будут поставлены перед участниками Международной конференции высокого уровня в г.Душанбе, где предстоит определить дальнейший формат консолидации международных усилий в данной сфере.
Представляется, что предложенный главой Таджикистана интегрированный подход к решению вопросов водообеспечения, энергообеспечения и продовольственной безопасности найдёт понимание и поддержку делегатов названной конференции, и новая инициатива Таджикистана — объявить второе международное десятилетие под лозунгом “Вода для устойчивого развития”- станет логическим продолжением предпринимаемых в настоящее время мер во имя светлого будущего народов мира.
Карим Вохидов