«ОДИНОЧЕСТВО — СВОЛОЧЬ» Мать-одиночка: понятие старое, реалии новые

0

Даже на фотографии из судебного дела крошечное личико новорождённой девочки искажено страданием, наполнившем болью последние мгновения её короткой жизни. С момента рождения эта кроха не прожила и часа, так как была задушена.

Это тяжкое преступление произошло несколько лет назад в самом центре столицы. А началось оно с обычной житейской истории.

Из далёкого горного кишлака приехала в столицу на заработки молодая женщина Шогунбегим. Жила в небольшой комнатке общежития в семье своей сестры, матери трёх детей. Работала посудомойкой в столовой на рынке. И как бывает в подобных случаях, вырвавшись на свободу из-под опеки родителей, не устояла от соблазна. Следствием тайных встреч стала наступившая беременность, которую скрыла даже от родной сестры под просторным, национального покроя, платьем. В назначенный природой срок, глубокой ночью, в туалете общежития самостоятельно, без посторонней помощи, Шогунбегим родила девочку…

Скрыть роды не удалось, ребёнок громко кричал, и проживающая в общежитии акушерка Азимат сразу поняла, в чём дело. Она заставила роженицу выйти из туалета, помогла ей.

Позже на суде она рассказала, как довела Шогунбегим до её комнаты, где перерезала и перевязала ребенку пуповину, затем ушла к себе.

Утомлённая родами Шогунбегим заснула, а пока спала, её сестра Саидбиби задушила малышку. Убедившись, что та мертва и не дышит, положила безжизненное тельце в полиэтиленовый мешок и с балкона шестого этажа забросила ребёнка в щель между домами.

Утром, как всегда, сёстры ушли на работу, а вечером в общежитие нагрянула милиция. Саидбиби забрали в отделение. Женщина во всём призналась, показала место, куда выбросила ребёнка. Прокуратура возбудила уголовное дело, которое позднее было передано в суд.

В ОТЧАЯНИИ ТЕРЯЮТ РАЗУМ

Аналогичное слушание дела проходило в суде района Сино. В этом случае мать — 20-летняя Манижа Гафарова — родила ребёнка ночью, прямо на улице, недалеко от Военного колледжа, расположенного в западной части столицы. Дойдя до ближайшей мусорной площадки, задушила здорового, весом 3,5 кг новорождённого мальчика и, положив безжизненное тельце в пакет, бросила его в мусорный бак.

Скрыть преступление не удалось. Её подруга, узнав об убийстве, сообщила об этом факте в милицию. Приговором суда района Сино М.Гафарова была осуждена на длительный срок лишения свободы.

В среднем численность осуждённых в единственной женской тюрьме республики, расположенной недалеко от города Нурека, не более 70 человек. В основном это молодые или среднего возраста женщины. Почти все отбывают наказания за убийство детей. Есть осуждённые и постарше. Одна из таких — седая худенькая старушка в национальной одежде, тоже осуждённая за убийство. Её незамужняя дочь родила ребёнка, будучи изнасилована своим близким родственником. Недрогнувшей рукой родная бабушка положила тяжёлое одеяло на новорождённого внука, как она позже объяснила, «чтобы уничтожить грех». Об этом соседи сообщили в милицию. Сидеть старушке ещё 11 лет.

«Я не виновна, — говорит она о себе,- мужчина совершил непозволительный грех, я поступила правильно».

Однако судьи были другого мнения, осудив её на 15 лет.

Другой осуждённой – Майрам — двадцать лет. На бирке её халата указан номер – «ст.104, ч.2» (убийство). Своего новорождённого ребенка она выбросила в мусорный бак в полиэтиленовом пакете. Дело было зимой, спасти его не удалось, и мать-убийцу приговорили к пятнадцати годам.

Подобные преступления — не редкость в нашей жизни. Время от времени они случаются. Бывает, что новорождённых детей подбрасывают к чужим домам, надеясь, что их усыновят. Есть и более «практичные» женщины, которые своих детей, родившихся вне брака, продают. Несколько лет назад таких сообщений в милицейских сводках было больше, чем сведений об убийстве.

Причём, оказывается, чем старше ребёнок, тем дороже он стоит. Так Екатерина Гаврилова продала свою 10-летнюю дочь за $1,5 тыс., а Наргис Исмоилова 9-летнего ребенка – за $3 тыс. Своих новорождённых детей Матлуба Назарова и Фарзона Ходжаева из района Рудаки продали за $150 и $200 соответственно, Мавждуда Гафарова — за 100 сомони, Мавжуда Джонакова — за отрез ткани и 200 сомони.

 

ЛИЦЕМЕРНАЯ МОРАЛЬ

Непонятно, на что надеются женщины, совершая свои преступления? Здание рабочего общежития, с балкона которого Саидбиби выбросила убитую новорождённую, находится в самом центре города, недалеко от столичного Управления милиции. Кроме неё об этом знали акушерка и мать ребёнка. Было ясно, что рано или поздно этот факт станет всем известен. Тем более трудно понять логику действий женщины. И на суде Саидбиби вела себя спокойно, ни раскаяния, ни сожаления о содеянном, лишь твердила:

— Я боялась позора и людского осуждения родов незамужней сестры. Мы очень бедные, ни у меня, ни у неё нет средств на воспитание этого ребёнка.

Не видели большого греха в этом и другие женщины — убийцы своих детей, заявляя тоже, что боялись огласки и позора.

К сожалению, для таких преступлений есть предпосылки. На Западе рождение одинокой женщиной ребёнка – нормальное явление, и государство окружает эту женщину и её ребенка заботой. На Востоке до сих пор этот факт расценивается как позор, и слово «харом» (нечистая, блудница) навсегда пристанет к ней. Она и её близкие родственники лишатся уважения окружающих. Выйти замуж эта женщина уже не сможет, так же как и занять достойное место в обществе. Презирать будут и её ребёнка.

И всё это потому, что, несмотря на стремление властей сохранить светский характер государства, патриархальная мораль всё еще цепко держит в своих руках верх в сознании людей. Даже в столице многие женщины не выходят на улицу без платка на голове, для каждой второй мужчина является господином. Женщину без семьи, да ещё с прижитым ребёнком, презирают.

Вот и стоит перед забеременевшей вне брака женщиной выбор — родить ребенка и всю жизнь мучиться от позора или скрыть этот позор путем убийства. Согласно статистическим данным, лишь 18,5% женщин страны используют средства контрацепции.

Даже отдать новорождённое дитя в Дом ребёнка женщины из-за огласки боятся. Правда, некоторые всё же делают это тайно. Директор Дома ребенка №1 Мизроб Шарипов считает, что многие женщины просто не знают о том, что можно сдать ребёнка на обеспечение государства, но документально от него не отказываться.

ТВОЙ РЕБЁНОК – ТВОИ ПРОБЛЕМЫ

Как ни крути, официальная обстановка также толкает на преступления. Рассчитывать на материальную поддержку государства одиночкам не приходится: государство выплачивает пособие по рождению лишь при наличии трудового стажа, которого нет у юных и неграмотных мамаш. Пособие по государственному социальному страхованию выплачивается в размере 35 сомони до полутора лет. Далее ни на какую регулярную помощь рассчитывать не приходится.

Неспособность и невозможность для малообразованной женщины заработать на себя и ребёнка легальным способом толкают социально незрелых мамаш на занятия проституцией и преступления.

Отдать ребёнка на воспитание государству тоже непросто. Огромное количество заявлений поступает от родителей с просьбой принять их детей на содержание в школы-интернаты и даже в спецшколу. Основная причина, на которую указывают при этом родители – отсутствие средств для содержания детей.

По сведениям ЮНИСЕФ, в Таджикистане, как минимум, 80% детей, находящихся в детских домах и интернатах, имеют родителей. В основном это дети из малообеспеченных семей. Около 13 тысяч детей находится на государственном попечении, в том числе, 50 тысяч детей-сирот. Но государственное попечение не обеспечивает детям достойной жизни и свободного развития и не заменит им семью.

Пять лет назад в семейный Кодекс РТ были внесены изменения, согласно которым был введён запрет на международное усыновление. Власти уверены, что в стране достаточно собственных граждан, желающих стать приёмными родителями. Но попробуйте только попытаться взять на воспитание малютку, забегаетесь, собирая справки и давая взятки. Так может, смирившись с миграционным оттоком мужчин на заработки, расстанемся, наконец, с лицемерием и ханжеством! Давно пора пересмотреть вопрос материнского одиночества, придав ему статус государственности и уважения.

 

КАК ВАМ, МАТЕРИ, ЖИВЁТСЯ, МОЖЕТСЯ?

Есть немало стран, где матери-одиночки окружены заботой и вниманием государства. При рождении ребёнка женщинам сразу в родильном доме выдают чек на покупку детских вещей и необходимых принадлежностей. Затем, вплоть до совершеннолетия ребёнка, выплачивают ежемесячное достойное содержание.

Во времена Союза за такими женщинами укрепилось презрительное название «мать – одноночка». Тем не менее, социальный статус страны был стабилен, и для таких женщин государством были установлены льготы. В порядке очерёдности им давали квартиры, выплачивали, хотя и небольшое, ежемесячное пособие.

Сейчас одинокие матери испытывают большие материальные и моральные трудности. Мало того, сами мужчины, порой, толкают молодых девушек и женщин на преступления.

История незаконного деторождения в социально необеспеченных странах изобилует подобными историями. Не обошли они и нашу страну. Ещё лет пять назад в дежурных рапортах милиции указывались подобные «находки».

— В последнее время, слава Богу, — говорит начальник организационно-инспекторского отдела УВД РТ, полковник милиции Кудратулло Гуломов, — их уже почти нет, и вопрос больше стоит в воспитании рождённых вне брака детей.

В Таджикистане одинокие матери помощи не получают.

Вот справка из юридического отдела Министерства труда и социальной защиты населения:

— По трудовому законодательству РТ, если работающая мать-одиночка, имеющая на воспитании несовершеннолетнего ребёнка (до 16 лет), пожелает пойти в отпуск за проработанное время вне узаконенного графика – пожалуйста.

— При приёме на работу, если ей в этом будет отказано, администрация должна свой отказ выдать в письменном виде. На основании этого она может подать жалобу в суд и опротестовать отказ.

— Выйдя в декретный отпуск по беременности, работающая мать-одиночка имеет право пребывать в нём для ухода за ребёнком сроком до 3-х лет, из которых полтора года будет получать от своей организации пособие на воспитание своего ребёнка в размере, предусмотренном КЗОТ.

Озадачил своей логикой и начальник Управления социальной защиты этого министерства Даврон Валиев:

В стране такого статуса «мать-одиночка» нет. Каких матерей причислять к этой категории — тоже пока не решено: женщин, живущих в гражданском браке, официально замужних, но муж — гастарбайтер, годами не появляется дома и не присылает денег на воспитание детей или женщин, живущих с мужчиной в качестве второй жены?

Ну, а если дело касается матерей в статусе «одиночки», то, оформив необходимые справки, она будет получать пособие на ребёнка, но уже в статусе «малообеспеченной». Ей также могут начислять по месту жительства компенсацию за пользование газом и электричеством. Два раза в год она может получить пособие на ребенка по 40 сомони (за каждые полгода) до исполнения своему ребёнку 16 лет. Да и то только в том случае, если ребёнок учится (до девятого класса)…

 

НАШ «ХЭППИ-ЭНД»

А вот другие истории с более счастливым концом о рождении и воспитании детей:

— Я сама, — рассказывает Майрам, — воспитала и выучила своих двоих детей. Теперь, слава Богу, они выучились, хорошо зарабатывают и даже помогают мне, но кто бы знал, чего это мне стоило. Меня обманул мужчина, обещал жениться, даже сватов прислал, потом бросил. Сколько позора, унижения тогда перенесла. Больше не взглянула ни на одного мужчину, хотя была молодая и красивая, и забыла о себе. Хваталась за любую работу, лишь бы что-то заработать.

У Муслибегим такая же история. Муж уехал на заработки и забыл о семье. Осталась с тремя малышами. «Если бы не мои родители, не знаю, что делала бы. Было перед ними совестно. В старости они не знали покоя, вырастили нас и приняли на себя заботу о внуках, а семья мужа осталась в стороне».

У Мохистон похожая история, с той лишь разницей, что муж тоже не вернулся с заработков, трудоустроился, затем и сам «устроился» выгодно, женившись, и напрочь забыл о ней и своих четверых детях. Женщина пошла торговать на рынок, а детей-погодков помогали растить родители бывшего мужа.

Целыми днями Рухшона на открытом воздухе. Работа у неё вроде не трудная — жарить и тут же, на рынке, продавать пирожки из дрожжевого теста. Летом возле горячего котла с кипящим растительным маслом нестерпимая жара, зимой от холода стынут руки и ноги, а заработок зависит от количества проданных пирожков. Она воспитывает двоих детей, помогает ей в этом сестра, у которой тоже есть свои дети. Живут трудно, но дружно.

Таких историй множество. Но, наперекор всему, рядом с нами растут и будут расти дети, для которых матери, а их большинство, даже ценой собственного счастья и здоровья сделают всё, чтобы вырастить их, воспитать достойными людьми…И в этом им должно обязательно помочь государство!

Галина ДЗУТЦЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь