«Офис» на обочине

0

Проблему безработицы власти решить не могут, ну, хоть бы туалеты мардикорам построили…

Каждый день мы проходим мимо людей, сидящих на обочинах вдоль столичных автодорог в поисках одноразовой работы. Что их привело сюда, платят ли они налоги, и какие трудности создают окружающим? С этими вопросами мы попытались разобраться.

Перекрёсток «мардикоров»

Подъезжаю к перекрёстку в 82 микрорайоне. Раньше отсюда тянулся местный базар и вещевой рынок. Но несколько лет назад было принято решение это место «облагородить». Рынок снесли, и на его месте, буквально на глазах, вырос элитный жилой комплекс со своими бутиками и супермаркетами. Однако осталось здесь место, которое не трогает никто: ни милиция, ни столичные чиновники. Это рынок «мардикоров», где по- быстрому, на любой вкус и кошелёк, можно нанять дешёвую рабочую силу без прав и претензий.

Как только я вышла из машины, несколько мужчин бросились мне навстречу, прихватив на бегу свои сумки и пакеты, где, судя по всему, хранятся их инструменты и рабочая одежда. Но, когда они узнали, что я журналист, энтузиазм у них заметно поубавился, правда, поговорить они не отказались.

Судьба человека

Ёрали сейчас 53 года, за спиной у него большая трудовая жизнь. Этот маленький, смуглый, худощавый человек приехал с семьёй в столицу много лет назад из Хатлонской области. По профессии он бульдозерист, в прежние годы – профессия востребованная и высокооплачиваемая.

— Раньше я зарабатывал по 500-600 советских рублей в месяц, моя семья ни в чём не нуждалась. Сейчас я состарился, и работу найти не так-то просто, — говорит он.

В прежние годы Ёрали с гордостью носил почётное звание «Передовик производства», имеет множество наград и до сих пор этим гордится, но суровые будни «мардикора» омрачают эту радость.

— Сейчас для того, чтобы жить по-человечески, нужно хотя бы полторы тысячи получать, но уже в сомони. В наше время найти достойно оплачиваемую работу не так-то просто, тем более, на государственных предприятиях, поэтому мы тут и стоим, — говорит Ёрали, при этом видится такая застывшая тоска в его глазах, что не по себе как-то становится.

И таких, как он, здесь сотни. Джума – разнорабочий, ему всего 44 года, а во рту практически ни одного зуба. Так же как и все, он приехал сюда, чтобы заработать денег. Из всей массы «мардикоров» Джума оказался самым разговорчивым и шустрым.

— Это место знают многие: и работодатели, и милиция, но нас тут никто не трогает и не выгоняет, — говорит Джума. – С нас даже милиция денег не берёт, как это делается в других странах, особенно, в России. То есть, можно сказать, что у нас нормальные условия труда в нашем «офисе», — улыбаясь и шутя, честно признаётся Джума.

Да, с шуткой по жизни идти веселее, но в судьбе мардикора мало весёлого. Приходят они сюда на перекрёсток, когда ещё весь город спит, некоторые просиживают в ожидании дни и недели, ведь большая часть из тех, кто предлагает на дешёвом рынке свои рабочие руки и спины, приезжие из всех регионов республики.

— Знаете, а у нас здесь столько студентов! – продолжает разговор Джума. – Ладно, мы, люди взрослые, а они ведь дети, приезжают в столицу учиться, но денег на всё не хватает, и из дома помочь некому, вот и идут сюда, чтобы подработать, — сочувственно отмечает он.

 

«Я с государством в азартные игры не играю!»

Редкий день, когда «мардикору» повезёт. Ведь по признанию самих разнорабочих, порой работы нет неделями, соответственно, нет денег, и домой идти незачем. Лучшим для них выходом мог бы стать профсоюз «мардикоров» или крепкие бригады, которые смогли бы организовать их труд цивилизованным способом, но «мардикоры» на это не соглашаются.

— Зачем нам профсоюз?! – удивились они. Мы всю жизнь в профсоюзах состояли, членские взносы платили, и что нам это дало? – возмущённо говорят они, разводя руками, как бы описывая сегодняшнее своё положение. – Нет, нам никто не нужен, ни бригадир, ни профсоюз, здесь каждый сам за себя, никто не командует и налогов не требует. А когда беда у кого-то случится, мы и так сбрасываемся и помогаем друг другу, как можем.

Что же касается пенсии, до которой многим из них недолго осталось, то они весело рассмеялись и сказали: «До неё ещё дожить надо! При такой собачьей жизни долго не проживёшь».

А вот Бахриддину повезло больше остальных, в понедельник он собирался улететь на строительство олимпийских объектов в Сочи. Но все дни перед отъездом он провёл здесь на перекрёстке, всё так же в поисках заработка. 20 с лишним лет этот человек проработал водителем на столичной автобазе №10. Все эти годы он честно работал на государство, не воровал, но ничего не заработал, даже собственного угла в 48 лет не имеет.

Не сказать, чтобы он был очень недоволен своей судьбой, но работать на государство он категорически отказывается.

— Не раз обманывали нашего брата и частники, и чиновники, поэтому лучше уж самому заботиться о себе, — говорит Бахриддин. – Вот я, например, хотел внести свой вклад в развитие нашей страны, устроился на строительство Сангтудинской ГЭС-1, но тут, как и везде, нас обманывали, зарплату задерживали, и я вынужден был уйти.

А ещё он признался, что если бы у него была бы возможность, он бросил бы здесь всё, забрал семью и уехал, куда глаза глядят.

Именно по этой причине эти люди и не верят больше государству, а предпочитают стоять у обочины дороги и ждать очередного работодателя, который точно даст денег за выполненный объём работ.

 

«Был бы туалет — мы бы за него платили»

Однако жить по соседству с толпой «мардикоров» непросто. К примеру, жители дома №30 по улице Шамси, где и расположился так называемый «офис» разнорабочих, жалуются, что в районе попраны все санитарные нормы.

— Вы посмотрите, все кусты, деревья, заборы, всё обгажено. Запах стоит ужасный, эту проблему надо как-то решать, — возмущённо говорят жильцы.

Действительно, запах бьёт в нос, как только оказываешься в этом районе, ведь туалета здесь не было и нет. По словам самих «мардикоров», туалет есть в одном из кафе, но он всегда закрыт, и их туда не пускают.

— Был бы туалет – мы бы за него платили, а так другого выхода нет — ведь это элементарная человеческая потребность, — говорят «люди с обочины» и предлагают, чтобы эту проблему решили районные власти, кстати, инициативу поддерживают и жильцы близлежащих домов.

Раз уж на то пошло, и проблему внутренней трудовой миграции решить не удаётся, накормить и обеспечить работой всех желающих тоже, то хоть бы туалеты им построили.

Екатерина ПАСТОРОВА

Вы хотите заказать гостиничные чеки в Санкт-Петербурге? Переходите на наш сайт и заказывайте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь