В ИГРЕ, НО НЕ В ПОЛИТИКЕ

0

9 августа в московском стадионе «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова открылся V Чемпионат по футболу среди смешанных команд из Таджикистана. Организатором  мероприятия выступила региональная общественная организация содействия развитию физической культуры и спорта среди молодежи «Памир», руководителем которой является наш соотечественник Анзор Назархудоев. Финальная игра чемпионата, в котором играют 16 футбольных команд, состоится 14 сентября. Хорошим шансом поближе познакомиться с бадахшанской диаспорой в Москве, воспользовался наш корреспондент.

Нужно признаться, несмотря на хорошие связи с некоторыми активистами бадахшанской диаспоры в Москве, я, ровно, как и другие таджикские журналисты в Москве, не очень часто освещаем их жизнь. В общем, так уж сложилось что, многочисленные таджикские общественные организации в РФ как — то сами по себе, а уж  бадахшанцы, тем более. В прошлом году меня тоже пригласили на этот традиционный чемпионат, но кроме как напечатание короткой информации с таблицей проведения игр в нашей газете, я ничего не сделал. И на этот раз поступил бы именно так, если бы не прошла информация о том что, в церемонии открытия чемпионата будет участвовать сам посол Таджикистана в России. А зря. Теперь понимаю что, зря не пошел в прошлом году.

После торжественного открытия чемпионата, где и на самом деле участвовал посол РТ в РФ Имомуддин Сатторов,  мы с коллегой с Первого канала ТВТ взялись за свое обычное дело, поиском комментариев официальных лиц. Первым повезло Первому каналу, активный член бадахшанской диаспоры согласился на интервью.

— Сначала представляемся, потом несколько слов о ваших впечатлениях о мероприятии, —  стандартно попросил ТВ.

— Давлатхан Азизов, член общественного совета при Посольстве Таджикистана в России…

— Давайте лучше на таджикском, мы сделаем сюжет на таджикском.

Давлатхан повторился на таджикском языке как я и ожидал, с характерным памирским акцентом, но, то что, сказал далее, было для меня неожиданностью. Он затронул тему, о которой многие думают, но не говорят вслух:

— Особенно в последнее время участились слухи о том что, бадахщанцы отделяются или хотят отделиться от таджикистанцев. Заверяю что, такие мнения не имеют под собой никаких оснований. Вы сегодня стали свидетелями открытия чемпионата, в котором принял участие посол РТ в РФ и традиционно был поднят флаг и прозвучал гимн Республики Таджикистан. Во всех атрибутах данного мероприятия также преобладают цвета национального флага Таджикистана. Данное соревнование было организовано не только для выходцев из ГБАО, но и для всех таджикистанцев, постоянно или временно проживающих в Москве.

— А почему незаметно, или почти незаметно других? – не удержался я.

И сразу понял что, тем этим вызвал недовольство интервьюера.

— Давайте я вас представлю нашему председателю, он более подробно ответит на все ваши вопросы, —  ответил исключительно мне интервьюируемый.

После, когда наши коллеги из ТВ закончили интервью, мы с Давлатхоном подошли  к руководителю таджикской диаспоры, выходцев ГБАО Таджикистана  Алимамаду Баймамадову.

— Вы кто? – резко спросил председатель.

— Мы из СМИ, пришли освещать мероприятие, — ответил я, — нам нужен свободный доступ к зрителям,  участникам и  организаторам.

— Предупреждаю сразу, мы предоставим такую возможность,  можете беседовать с кем хотите, только единственное условие – никаких политических тем. Если мы узнаем, что вы затронули политические вопросы, в отношении вас будут приняты соответствующие меры, — был строг г-н Баймамадов.

— А какие это меры? Это цензура?

— Нет, это не цензура. Это наши правила и будьте любезны соблюдать их. Наша организация не политическая, один раз у нас была политика, и этого нам достаточно, хватит.

Вместо того, чтобы уточнить, про какой именно случай связанной с политикой говорил председатель, я философски заметил:

— Политика настолько переплеталось с нашей жизнью, пойди разберись, где она присутствует, а где ее нет.

— А вы постарайтесь. Не обижайтесь, но таковы наши правила. Понимаете, для реализации политических амбиций существуют политические партии, как в Таджикистане, так и в России. Пожалуйста, кому интересно, пусть вступают в эти партии и займутся политикой. Мы не политическая организация, а общественная и осуществляем свою деятельность в рамках законодательство РФ.

— А что нас ждет, если мы нарушим ваши правила?

— Мы не отнимем у вас аппаратуру, не подадим на вас в суд. Мы просто больше вас не пустим на другие наши мероприятия.

— Договорились, мы постараемся не попасть в ваш черный список. Давайте тогда, лучше у вас спрошу. Почему  «Памир»? Почему нет команд из других регионов Таджикистана?

— Во-первых, с чем ассоциируется таджикский футбол? Конечно, с командой «Памир». Во-вторых, в этом году в чемпионате участвуют команды из Нурека и Джиликульского района…

— Однако в буклетике написано «чемпионат по футболу среди команд Памира»?

— Мы выступаем как организаторы соревнования. Извините, как банально бы не прозвучало, мы финансируем чемпионат. Только одна игра на этом поле стоит 750 долларов США, не считая других организационных затрат. Но это абсолютно не значит, что в данном чемпионате имеют право выступать только бадахшанские команды. Ежегодно мы заранее отправляем приглашение как в Посольство РТ в РФ, так и другим таджикским организациям. Пусть приходят, чем больше сильных команд будут участвовать, тем  престижнее будет чемпионат. В перспективе можно собрать профессиональную таджикскую команду и выступать в одной из лиг чемпионата России.  Отрадно, что и Посольство назначило свой приз.

— А цель мероприятия, помимо традиционных объединение таджикистанцев, укрепление связей с исторической родиной и сохранение своих обычаев и традиции?

— Все очень просто, мы стараемся улучшить качество жизни и быт людей. Помимо этого чемпионат дает возможность выявить талантливых таджикских футболистов с целью их дальнейшего продвижения и поддержки.

В это время к председателю подошли сотрудники полиции, и мне пришлось отойти на расстояние. Беседа с сотрудниками правопорядка не заняла много времени председателя, не более пяти минут.

— Все в порядке, чего хотели от Вас? – спросил между делом я.

— У них дежурство заканчивается в 21 часов. Поставили нас в известность, что они уходят.

— Кто теперь будет за порядком следить?

—  Мы сами несем ответственность за участников и зрителей, а за них я спокоен. За зрителей я  спокоен, все соблюдают порядок и выполняют правило – не распивать спиртные напитки. Конечно, абсолютную гарантию никто не сможет дать, но все знают, к чему приводят нарушения правил. Нарушителей мы больше не допустим на наши мероприятия.

— Как у вас строго.

— По-другому нельзя.

— В вашем черном списке много народу?

— В последний раз мы запретили сразу 20 человек посещать наши мероприятия. После инцидента на праздновании Навруз…

— Помню, помню. Тогда прошла информация о том, что была перестрелка и отменили мероприятие. Концерт Далера Назарова так и не состоялся. Кстати, еще прошла не подтвержденная информация, что Вас задержали?

— Далер был здесь. Инцидент случился в начале второй, культурной части мероприятия. Перестрелка, какие-то разборки произошли вне зала, который мы арендовали, но, несмотря на это, сотрудники правоохранительных органов отменили мероприятие, и всем пришлось разойтись.

— Это была провокация?

— Трудно оценить, само по себе  провокация — субъективное понятие. Но от этого никто не застрахован. Скорее всего, имел место обычный бытовой конфликт.

— Вас тогда и вправду задержали?

— Да, меня доставили в отделение полиции и держали до вечера.

— И что Вам инкриминировали?

— Вначале хотели инкриминировать организацию массовых беспорядков. Я сразу привлек к этому делу адвокатов, и в течение недели после обстоятельного разбирательства дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.

— Говорили, что была разборка между нашими и чеченцами?

— Про чеченцев не знаю, искать виновных — это компетенция правоохранительных органов, но мы уточнили имена наших ребят, которые хоть как-то были замешаны в этом скандале, и на собрании диаспоры состоялся с ними серьезный разговор.  Я уверен, что они больше не будут нарушать закон.

— Вас не тревожит, что, если мы распространим информацию о чемпионате, и придет много болельщиков, это все-таки больше ответственности?

— Ради Бога, пусть придут все желающие, у нас достаточно волонтеров, контролирующих порядок. Мы организовали чемпионат для всех, здесь нет понятия «наши» и «не наши». И правила для всех одинаковы, спиртные напитки – табу, нужно соблюдать порядок. Конечно же, никакой политики.

Гуфрон Вахобов

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь