В городе продолжается истерия. Родители школьников в недоумении занимают очередь на проходных швейных предприятий, толкаются, ругаются и всё только ради того, чтобы купить никому не нужную, плохо сшитую форму для своих детей.
На прошлой неделе мы побывали на проходной текстилькомбината, где в тесноте и духоте идет бойкая торговля школьной формой отечественного производства весьма сомнительного качества. Родители, сами не зная почему, идут сюда, сомневаются, но всё же покупают тёмно-синюю униформу для своих детей. Практически никто не может точно сказать, откуда им стало известно об этой распродаже и о единой форме якобы принятой в столичных школах.
В этот раз мы наведались на другое швейное предприятие, которое в нынешних условиях пользуется не меньшим спросом у растерянных родителей – компанию «Ёкут». Доселе никому не было известно, что «Ёкут» шьёт ещё и детскую школьную форму, ведь раньше это предприятие специализировалось только на пошиве грубой военной формы для взрослых, закалённых мужчин. Но бизнесмены быстро ловят волну, только почувствовав возможность «заработать», вливаются в процесс.
Здесь, в торговом центре с одноимённым названием предприятия, родителей, желающих купить форму не так много, как на текстильном комбинате, поэтому в помещении просторно, есть возможность выбрать и примерить. Стройными рядами на вешалках висит предлагаемая продукция местного производства.
Видимо, школьную форму здесь начали шить ещё до того, как в средних учебных заведениях определились с выбором цвета, поэтому на вешалках висят коричневые платья, как раньше во времена Союза, с белыми парадными фартуками. Вот только практически никто их не покупает, цветом они не вышли.
Зато у стендов с темно-синей формой толкутся несколько родителей с детьми. Надо отметить, что с мальчиками проще. Для них везде ассортимент один и тот же – брюки, пиджак. А вот одеть прилично девочку не так-то просто, тем более, что выбор невелик. Синие юбки, синие сарафаны, причём самой простой модификации из очень странной ткани, уж очень похожей на ту, из которой шьют костюмы на текстиле.
— Не знаю, что там, на текстиле, у нас ткань хорошая, прямые поставки из Белоруссии, — заверили нас работники торгового зала.
Всем известно, что в Белоруссии очень развита текстильная промышленность и специализируются они в основном на производстве натуральных волокон, в особенности изо льна. Тот же материал, который поступил к нам, далёк от натурального. Даже белые рубашки и блузки по качеству далеки от идеала.
— Действительно, первую партию рубашек и блузок мы шили из более качественного материала, чем сейчас, но это только потому, что поставки из Белоруссии задерживаются. Поэтому мы шьём из того, что предлагает местный рынок, — объяснили работники торгового зала.
Вот и получается, что кашу заварить мы можем, а расхлёбываем её кое-как, кому как в голову взбредёт, даже не задумываясь о последствиях. Это касается как производителей одежды, так и тех, кто всё это затеял.
— Но вы не расстраивайтесь, мы же только начали шить одежду для школьников, первый блин, как говорится, всегда комом, сейчас мы учтём все недостатки, и на следующий год уже будем шить совершенно другую одежду, более качественную и модную, — пытались оправдаться сотрудники торгового зала.
Кто как должен выглядеть?
Сейчас этот вопрос стоит особенно остро, правда кто его задал, так выяснить и не удалось. Родители говорят, что распоряжение поступило из школы. Мы обзвонили несколько школ, там сами в растерянности, и не могут сказать ничего дельного, кроме того, что распоряжение поступило сверху.
Идем дальше. Следующая ступень – ГУО (городское управление образования). Его новый руководитель Гульнора Бобоева — женщина очень занятая, на рабочем месте её найти трудно, даже когда она бывает в кабинете, принимает далеко не всех, опять же ссылаясь на чрезмерную занятость. Поэтому конкретно нам объяснить, что же происходит в столичной системе образования, она не смогла, уж очень была занята. Правда некоторое время назад на одной из официальных встреч она по этому поводу отметила:
— Конечно, переход на единую форму должен быть произведён, однако этот процесс обязательно должен быть согласован с родительским комитетом школы. И по договорённости с каким-нибудь предприятием можно шить форму для своих учеников, — сказала она.
В Министерстве образования недоумевают, откуда такие тенденции? Первый заместитель министра Фарход Рахимов даже переспросил: «А что, качество одежды действительно такое ужасное, как говорят?»
— Я решительно заявляю как официальный представитель Министерства образования республики, что распоряжений о переходе на единую форму в школах со стороны министерства не было, — сказал он.
По его словам, дети и их родители вправе купить форму где угодно, на рынке или в магазине, и совсем уж не обязательно заказывать одежду для своих детей на местных швейных производствах. Цвет также не имеет особого значения, совсем не обязательно, чтобы школьная форма была тёмно-синего цвета и одной какой-то модели.
— Мы только требуем соблюдения этикета, чтобы школьники не приходили на учёбу в шортах и тапочках. Каждый ученик должен выглядеть солидно: для мальчиков — брюки, рубашка, галстук. Для девочек мы рекомендуем различные фасоны одежды, даже национальной: платья, юбки, сарафаны, брюки в зимний период, но темного цвета и без излишеств, — отмечает Фарход Рахимов.
При этом он подчёркивает, что даже если вся школа перейдёт на один фасон одежды, выбрав один цвет и качество, а вы решитесь идти против течения и купите ребёнку хороший, качественный костюм, то не пустить ребенка в школу или освободить его от занятий по этой причине никто не имеет права.
Екатерина ПАСТОРОВА