Тимур Зульфикаров: «Ах, этот золотой Душанбе, где розы цветут в декабре»

0

Встреча в посольстве России в Таджикистане собрала много поклонников творчества знаменитого поэта и драматурга Тимура Зульфикарова. На входе гостей встречал посол России в Таджикистане И.Лякин-Фролов. Среди гостей былаАмаль-ханум Гаджиева.
— Дорогие друзья, я очень рад, что вы нашли время прийти сюда.
В начале мероприятия Тимур Зульфикаров предложил к вниманию гостей документальный фильм канала «Культура» «Линия жизни» про себя. Далее обещал прочитать притчи и спеть для гостей.
— После фильма я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, может у кого-то накипело из области культуры, ну, и, впрочем, политики. Я занимаюсь политикой, в частности большой политикой, я о своём последнем откровении «13 огненных коней», опубликованного в литературной газете «Завтра». И вся Россия читает мою публицистику, вся та Россия, которая не хочет, чтобы Евромайдан перешёл на Красную площадь.
Демонстрация фильма окончилась громкими аплодисментами. Писатель рассказывал о своих произведениях, притчах, стихах. В частности, о притчах о Ходже Насреддине, фигуре фольклора 100народов.
— В своём советском прошлом, под страхом КГБ и других служб, я прятался за фигурой этой известной личности. Считается, что его дух находится в моих произведениях. В эпоху Ельцина мне звонят из «Независимой газеты» и спрашивают:
— Господин Зульфикаров, что вы думаете о власти?
Я ответил:
— Я ничего не думаю, но я могу спросить Ходжу Насреддина, он иногда у меня на балконе ночует.
-Так что он думает о власти?
— В одном кишлаке был хрустальной чистоты арык. Жители пили, наслаждались, и вдруг арык стал грязным, мутным. Тут появляется Ходжа Насреддин и предлагает жителям посмотреть на верховье арыка, и они там находят мёртвого осла. Вот видите,дохлый осёл лежит, поэтому вода грязная. Что делать? И назревает три варианта ответа, первый — убрать осла, но осёл весь гнойный, в мухах, второй вариант — покинуть кишлак и поехать в светлые края, где чистый воздух. И третий вариант — покорно ждать, пока вода не очистится от тухлого осла. И Ходжа Насреддин сказал, я думаю, вы выберете третий вариант.
О, ослиные воды,
О, ослиные народы,
О, ослиные времена!
И зачем средь вас родился я?
-После публикации данной притчи меня пригласили два помощника Ельцина в Кремль, где у нас была интересная беседа, и после того, как мы выпили по рюмке водки, я сказал:
— Господа, вы знаете, в первом варианте у меня был не дохлый, а пьяный осёл.
Далее Тимур Зульфикаров вместе Ириной Ван, чьи картины были выставлены зале, спели песни для гостей. Одна из песен была про Душанбе, в которой пелось:
Ах, этот золотой Душанбе,
Где цветут розы в декабре.
— Тимур Касымович, какое ваше любимое место в городе, где цветут розы в декабре?
Это моя любимая улица Бохтар, бывшая улица Орджоникидзе, где до сих пор сохранилась моя кибитка, в которой прошло моё детство. И я так боюсь, что её могут снести, что даже попросил моего друга Махмадсаида Убайдуллоева не сносить эту кибитку. Там во время войны бывал знаменитый актёр Борис Андреев на старом диване, эта кибитка была центром интеллигенции. И я бы очень не хотел, чтобы экскаватор уничтожал наше прошлое.
— Каким должен быть Таджикистан, чтобы вы переехали жить сюда на ПМЖ?
— Вы знаете, впервые за 55 лет я провёл в предыдущий раз здесь полгода, и в этот раз я уже здесь 4 месяца. Мои любимые горы и моя любимая весна меня держат и не отпускают. Я 55 лет прожил в России, и, как мне написал один человек: «Россия обезголосела и осиротела без твоей поэзии». В идеале, я бы хотел проживать полгода в России и полгода в Таджикистане.
— Опишите, пожалуйста, таджикскую женщину.
— Это одна из красивейших в мире женщин.Таджикская красота бездонна и неуловима, я всю жизнь пытаюсь разгадать её тайну и, к счастью, не могу, но я ещё надеюсь, что у меня всё впереди.
— Где вы обычно празднуете Навруз?
К сожалению, я чаще оказываюсь в Вавилоне-в Москве. Наверное, и этот Навруз не получится отпраздновать здесь. Я очень благодарен президенту Таджикистана за квартиру, предоставленную мне, но я в этой квартире не прописан. Я не прописан на родине в формальном смысле, но я прописан в кишлаках, где у меня масса друзей чабанов, шофёров. Поэт должен быть прописан в вечности, но всё-таки хотелось бы ещё и в родном городе.
В конце мероприятия писатель представил вниманию гостей свой сборник «33 новеллы о любви». За 100 сомони можно было стать обладателем книги с автографом автора.
Суруш РАХМОНИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь