Рассуждать о политической жизни в другой стране – вещь, с одной стороны, простая, с другой — неблагодарная. Первое — потому, что о чужих делах всегда можно судить отстранённо, второе – никто тебя всё равно у соседей слушать не будет. Однако, совсем другое, когда эта политика своими проявлениями вдруг коснётся тебя, или когда в жизни этой обнаружатся узнаваемые, родственные черты.
Свои и чужие
Так уж сложилось исторически, что крупные российские политические события в той или иной мере всегда отражаются и на жизни Таджикистана. Это вполне объяснимо, если вспомнить, что таджики жили с русскими в одном государстве не меньше ста пятидесяти лет, да и сейчас таджиков в России, по всем подсчётам, никак не меньше миллиона.
Распад нашей общей родины – Советского Союза – всколыхнул национальное самосознание всех народов единой огромной страны. И это привнесло в их историю не во всём положительный эффект: можно привести целый список межнациональных конфликтов и гражданских войн, прокатившихся с тех пор сначала по окраинам СССР, а затем и по независимым государствам от Приднестровья и до Оша.
Однако, несмотря на то, что со своей независимостью народы бывшего СССР всё же определились, живут они все по-разному и часто – далеко не зажиточно. Оттого и трудовых мигрантов из бывших братских союзных республик в России больше десяти миллионов. Не знаю, радоваться или печалиться по поводу того, что таджикские мигранты занимают по численности третье место, уступая украинцам и узбекам, но однозначно радует то, что миграционные отношения нашей страны и России, по словам главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского, налажены лучше всего. При этом, по его оценке, «ситуация с ними (таджиками) одна из сложнейших, но сделано с ними больше всего — и по количеству соглашений, и по их настойчивости».
В этой ситуации часто не совсем понятен постоянно тревожный, подчас даже панический или агрессивный тон многих публикаций наших таджикских СМИ, представляющих судьбу трудового мигранта как нескончаемую череду опасностей и лишений на чужбине. Мне по роду деятельности приходится довольно часто летать в Россию. При этом каждый раз всплывают воспоминания юности, когда я впервые попал на самолёт, в котором в середине 1970-х летел на службу в ГДР вместе с нашими таджикскими призывниками: полный самолёт крепких молодых парней в незатейливой спортивной одежде. Сейчас впечатление от пассажиров каждого рейса из Таджикистана в Россию и обратно такое же!
Памятуя о «кошмарных» публикациях наших СМИ, ожидаю в разговорах с возвращающимися мигрантами жалобы на тяжёлую судьбу типа: «В Россию больше ни ногой!» Ничего подобного! Все довольны, рассказывают о заработанных и перечисленных семьям деньгах, планах на будущие поездки. Возвращаются — кто семью повидать, кто «на зимовку», не желая работать на морозе: «Весной снова полетим, там ждут, отпускать не хотели, уговаривали!» Что-то не стыкуется всё это с хлёсткими статьями наших борзописцев.
Похищенная свастика
Много лет назад мне пришлось разговаривать с индусом. Когда речь зашла о европейцах, и были упомянуты немцы, он тут же уточнил: «Это те, которые украли у нас свастику?!» Я каждый раз вспоминаю этот случай, когда вижу среди знамён «Русского марша» в России замысловатые знаки солнцеворота. Их огромное разнообразие: от примитивного трёхпалого паучка до подобия деревянного колеса с десятком спиц. И особенно удивляют меня те молодые люди под этими знаменами, кто с кулаками (а то и с бейсбольными битами в руках) бросаются на таджикских мигрантов, не задумываясь о том, что на свастику они имеют исторических прав меньше, чем эти люди из Средней Азии!
В годы Великой Отечественной войны во всех уголках страны население собирало тёплые вещи для воевавших на фронте советских солдат. Пришла на фронт и посылка с далёкого Памира. Содержание её повергло в недоумение солдат и в шок особистов СМЕРШа: традиционные памирские длинные шерстяные носки — джурабы, связанные женщинами в далёком Шугнане и Рушане, были сплошь украшены орнаментом из свастики! Очень быстро выяснилось, что злого умысла в этом нет никакого, даже наоборот: свастика у припамирских таджиков до сего дня — символ долголетия, здоровья и победы над тёмными силами. В данном случае – фашистами…
Почти три тысячелетия назад общие предки и русских, и таджиков жили на нынешнем Южном Урале, где до сих пор находят остатки идеально круглых городов с уникальной системой жизнеобеспечения и защиты от врага. Так что, согласитесь, агрессивное отношение молодых бритых ребят к своим собратьям-арийцам из Таджикистана попросту нелепо. Об этом стоит подумать участникам очередного «Русского марша».
Забвение простых истин
Историческое беспамятство никого ещё до добра не доводило. Только сейчас мы начинаем понимать давно известную поговорку, что главным уроком истории является то, что на них никто не учится! Общее для советской партийно-правительственной элиты желание конвертировать власть в деньги двадцать два года назад привело нашу общую родину к распаду. Однако всё время присутствует здравая мысль – сохранить во всех ныне независимых странах как можно больше хорошего и полезного, что было создано нами же и нашими предками в период жизни в едином государстве. В этом плане перераспределение ресурсов рабочей силы – прямое наследие общего экономического организма огромной советской страны. И подтверждение тому — современная миграция, явление естественное, хотя и стихийное. Десять миллионов мигрантов в России – доказательство того, что бывшие братские республики связывало и связывает гораздо большее, чем идеологические клише в документах партийных съездов и пленумов.
Совершенно ясно одно – подавляющее большинство жителей современной России продолжает с добротой вспоминать жизнь братских народов в едином государстве. А значит, и сегодня с добротой относится к представителям этих братских народов, которые не от хорошей жизни приехали в Россию на заработки. А националистические выходки некоторых представителей российской молодёжи – вещь, искусственно навязанная этим молодым ребятам, чьи деды и прадеды плечом к плечу в 1941-1945 годах сражались за нашу общую Родину. Навязана она теми силами, которые хотят таким способом подорвать мощь России изнутри, так как хорошо известно, что победить Россию невозможно, победить её может только она сама.
Потворствует националистическим проявлениям коррумпированная система нелегальной миграции как за пределами, так и внутри России. Это те, кто отлично зарабатывает на малограмотных и запуганных мигрантах, которые безмерно рады тяжело заработанным 200 долларам, те, кто «крышует» преступников из числа мигрантов. Раздражает россиян и то, как вызывающе ведут себя приезжие, и далеко не всегда выходцы из Средней Азии.
Вот и надо отдавать себе отчёт в том, что все мы готовы и дальше жить бок о бок в одном культурно-цивилизационном пространстве: строить дома, растить детей и преодолевать трудности. А для этого стоит почаще вспоминать о том, что нас объединяет и не терять наработанной в веках дружбы!
Аваз АЗИМОВ