Михаил Романюк — известный таджикский фотограф, занимается съёмкой природы, быта людей, документальной и студийной фотографией. Более двухсот его фотографий были опубликованы в восьми зарубежных и множестве таджикских изданий. Также занимается графическим дизайном. В течение многих лет является консультантом по дизайну при ЮНИСЕФ и ООН Женщины. Увлекается 3D моделированием. В прошлом занимался программированием. Создал несколько программных продуктов, таких как «Виртуальный Душанбе». Сейчас работает менеджером по медиа-продукции при Университете Центральной Азии в Бишкеке.
Михаил, расскажите о своём детстве, какие моменты вашего взросления – красивые и сложные — вам запомнились больше всего?
Моё детство прошло в прекрасном многонациональном посёлке в сорока километрах от столицы Таджикской ССР. Целый день мы пропадали на бескрайних просторах виноградников, в казавшихся таинственными садах, раскинувшихся на многие километры. Весной мы ходили в горы собирать подснежники. Жизнь казалась беспечной, полной приключений и больших надежд. Моя мама, таджичка по национальности, работала в лаборатории на винном заводе. Я любил ходить с ней на работу, втайне брать реактивы и смешивать их. Удивительные цвета растворов завораживали моё воображение. Мой отец был русским. Очень любил путешествовать на велосипеде. Часто ездил на нём в Душанбе и обратно. Однажды даже отправился на велосипеде в Самарканд и вернулся обратно, проведя девять дней в пути. Мне было очень интересно послушать его рассказы о приключениях, о том, как он спал на деревьях, скамейках и в домах у незнакомых людей. Он был романтиком. Это было прекрасное время.
В 1991 году наша жизнь полностью изменилась. Отец умер во время операции по удалению раковой опухоли. Распался СССР. Мир внезапно стал недружелюбным, полным опасностей. Моя мать осталась одна с тремя детьми в новой стране, охваченной гражданской войной. Моя сестрёнка умерла после тяжёлой болезни. Это те страницы истории нашей страны, которые хочется забыть, как страшный сон. И это те грустные страницы истории семьи, которые навсегда останутся в сердце.
А что предопределило ваш юношеский выбор, ваши увлечения? Как вы стали заниматься дизайном, фотографией и подобными видами искусства? По-моему, в нашей стране в те годы они были не слишком востребованы и не очень-то и ценились?
Я поступил в Российско-Таджикский (Славянский) Университет, на кафедру экономики, в группу ИСЭ («Информационные системы»). На втором курсе, как один из лучших студентов, я случайно попал в пилотную группу гуманитарного проекта «Человековедение», основанного трастом Ага-хана по культуре. Это замечательный проект, воспитывающий толерантность к другим культурам, обучающий студентов формировать собственное мнение и прислушиваться к мнению других. Именно то, чего так не хватало нам в то время. Я живо интересовался компьютерной графикой и не упускал возможности учиться на новейших компьютерах, которые были в этом проекте. Заметив это, мне предложили стать частью группы студентов, которые изучали искусство, в большей степени — графический дизайн. Меня и несколько других студентов обучала профессор Орегонского Университета Мунира Спенс. В течение одного лета мы прошли курс по графическому дизайну, рассчитанный на два года, занимаясь с утра и до вечера. Это было очень увлекательным путешествием в мир визуального восприятия, искусства, творчества. Затем двоих из нас отправили на дополнительную практику в Женеву. Для парня, который видел лишь свой запущенный посёлок и Душанбе 2000 года, Швейцария казалась сказочной страной. Днём мы работали в головном офисе, а в свободное время я исследовал всё вокруг, проходя десятки прекрасных улочек и попадая в самые нелепые ситуации. Однажды я попытался перейти улицу, разглядывая всё по сторонам, и оказался в отделении полиции за попытку перейти границу. Ну откуда я мог предполагать, что граница может быть вот такой – открытой улицей, без всякого ограждения? Это ощущение свободы влилось в моё сердце и уже не покидало его никогда.
А что потом? Вы, кажется, были задействованы в интересный инновационный проект?
Вернувшись домой, я продолжил учёбу. Мне повезло приобрести жильё, и я перевёз маму и сестрёнку из поселка в Душанбе. Мне предложили работу руководителя дизайн-группы в проекте «Человековедение». Основной функцией нашей группы было оформление учебников по курсам «Человековедения». Это был инновационный курс, нацеленный на создание нового, свободомыслящего, толерантного поколения нашей молодёжи. Я возлагаю большие надежды на тех студентов, которые у нас занимались. Возможно, они будут теми, кто будет менять нашу страну к лучшему.
Неудовлетворённый тем, что, имея большой потенциал и способности, мы занимаемся лишь одним делом, я предложил трансформировать дизайн-группу в дизайн-центр, который бы обслуживал и другие организации. В течение нескольких лет в нашей группе было уже много молодых талантливых дизайнеров, и мы обслуживали много организаций, став единственным самообеспечиваемым отделом.
Как вы стали заниматься фотографией? И чем увлекло вас это искусство?
В 2001 году у нас работал гениальный таджикский фотограф Сурат Тоймастов. Работал он администратором, но также занимался и фотографией. Его работы и вдохновили меня. Помню, как в первый год я отснял около двадцати тысяч фотографий, снимая всё, что можно. Это было очень много для той техники. Я буквально жил с камерой в руках. Много лет прошло, прежде чем мои фотографии стали публиковать, покупать и экспонировать на выставках. Но постепенно рос опыт, улучшалась техника. И моё желание фотографировать нисколько не уменьшалось. Я побывал почти по всех уголках Таджикистана. Более 200 фотографий были опубликованы в различных иностранных и местных изданиях, открытках.
В 2005 году мне повезло работать с известным фотографом Яном Бертрандом. Он приехал в Таджикистан в рамках своего проекта «Мир с высоты птичьего полёта». Два дня мы летали на вертолёте с открытыми дверьми и фотографировали горы, посёлки, людей. Это удивительный проект, очень рекомендую посмотреть его работы.
Михаил, расскажите о своём личном выборе в жизни, о вашей половинке.
В 2006 году судьба свела меня с прекрасной девушкой из Худжанда — Дильноз, которая стала моей спутницей жизни. Худжанд — второй по величине город Таджикистана. Он удивительно сочетает в себе традиции и современность. Это город, где соблюдение традиций является образом жизни. Главным местом города является большой восточный базар – Панджшанбе, что в переводе означает «четверг». Эти названия – Душанбе, Панджшанбе — исходят из названий дней недели, по которым в древности здесь работали базары. В наши дни жизнь здесь кипит каждый день, с раннего утра и до позднего вечера. В 2006 году мы поженились, и она переехала жить ко мне в Душанбе, а в 2007 году у нас родилась дочь Аниса.
Возвращаясь к фотографии: какие интересные проекты у вас были, какие интересные места вы посетили, чтобы запечатлеть их на камеру?
В то время я работал над каталогом художников Таджикистана. Моя работа заключалась в точном цифровом воспроизведении работ мастеров. Я путешествовал по городам, снимая картины, фрески, скульптуры, знакомясь с удивительными, творческими людьми. Позже этот каталог был опубликован как совместный таджикско-турецкий, так как его печать спонсировалась посольством Турции.
В 2006-2007 годах я имел удовольствие побывать во многих уголках Таджикистана как фотограф для издания гида по Таджикистану – Tajikistan and High Pamirs, опубликованного, британским издательством Odyssey. Мы побывали в таких прекрасных местах, как Горная Мастча, Гарм, Пенджикент, Шаартуз, Кабадиян. Таджикистан богат прекрасными местами, это настоящий рай для фотографа.
Одно из таких удивительных мест – Ягноб. В 2007 году я попал в первую таджикскую экспедицию в Ягноб. Ягнобцы говорят на своём языке и живут в прекрасной девственной долине. Кажется, что время здесь остановилось. Нет ни одного административного здания, столбов с линиями электропередач, дорог, магазинов или даже ларьков. Лишь горы, тропы с караванами осликов и глиняные дома в немногочисленных кишлаках. Нам рассказывали, что там живут люди, которые даже не знают, что они живут уже не в СССР. И вместе с тем, молодое поколение старается не отставать от прогресса, и порой, заходя в дом, удивляешься, что в доме есть лишь курпачи (национальные матрасы), печка и спутниковое телевидение, питающееся от небольшого гидрогенератора.
Чем мне так нравится Таджикистан, так это тем, что в такой маленькой стране проявляется столь удивительное разнообразие — от близкой к культуре Бухары и Самарканда Согдийской области до уникальной культуры Бадахшана.
Я часто бываю на Памире. Яркое солнце, высочайшие горы и душевные люди, всегда радушно принимающие гостей. Старинные полуразрушенные крепости, возвышающиеся над рекой, родники и горячие источники заставляют почувствовать себя в каком-то древнем сказании, на границе с сюрреализмом. Памирцы — удивительно творческий народ. Мне очень нравится их музыка, душевные мелодии. Я надеюсь, что в будущем путешествие на Памир станет легче, и многие люди смогут прикоснуться к его удивительной природе и культуре.
Одним из самых запоминающихся проектов был проект «Мечты детей гор». Это фотоальбом, рассказывающий о детях, живущих в отдалённых горных кишлаках, их мечтах о будущем. Это захватывающее путешествие в прекрасные места и прекрасные мечты. В 2009 году он был опубликован в Кыргызстане.
Сейчас вы находитесь в Бишкеке?
С 2006 года проект, в котором я работал, стал частью Университета Центральной Азии. Это один из самых амбициозных образовательных проектов Центральной Азии, три полноценных кампуса, соответствующих международному стандарту в отдалённых горных районах трёх стран. Ещё будучи на бумаге он уже положительно влияет на жизнь сотен людей.
Мне предложили работать в центральном офисе, расположенном в Бишкеке, столице Кыргызской Республики. В 2011 году мы всей семьёй переехали в Бишкек. В основном я занимаюсь разработкой медиа-продукции.
Я знаю, что вы увлеклись ещё одним интересным занятием – 3D моделированием. Несколько слов об этом.
Ещё с юношества я интересовался компьютерной графикой и 3D моделированием. Моей мечтой является создание мультипликационного фильма с традиционными таджикскими персонажами. На данный момент я создал лишь главный персонаж – девочку Манижу. По сценарию, она живёт в самобытном кишлаке, окружённом горами, где традиции и ремесло прекрасно сохранились, но люди не отстают от технического прогресса. Пока ещё многое не ясно с этим проектом, но я надеюсь, что смогу довести его до конца. В создании мультипликации, особенно в 3D, задействовано множество профессий, которые мне надо освоить. Для меня это возможность научиться новому и возможность независимо творить.
Что в вашем представлении творчество?
Творчество в моём представлении — это создание образов. Мы воспринимаем мир и добавляем к этому восприятию что-то от себя. Творческие люди — это люди, чья душа стремится ввысь. И чем выше порыв души, тем более он отражается на воспринимаемом и представляемом им мире, тем лучше творимое ими искусство. В наши дни люди имеют намного больше возможностей для творчества. Кроме того, мы имеем возможность с лёгкостью познавать творчество других культур и смешивать его в новое, удивительное сочетание.
Я очень рад, что живу в такое технологически развитое время. Благодаря Интернету у меня есть возможность прикоснуться практически ко всему великому океану творения человечества и добавить маленькую капельку чего-то своего.
Беседовала Гульнора Амиршоева
Горжусь и уважаю. Долгих лет жизни, здоровья, счастья безмерного, огромных творческий успехов Михаилу желаю. Храни его Аллах!!!