Миграция как зеркало наших проблем

0

Трудовая миграция для СМИ Таджикистана в последние десять лет стала темой постоянной и неизменной, особенно по части негативной оценки этого явления. При этом в «ужасы нашего городка» включают всё: от самого мотива выезда на заработки до гигантской суммы, перечисляемой мигрантами на родину.

 Таджикская миграция – «великая и ужасная»

О том, что таджикская трудовая миграция (в основном, в Россию) — рекордная по отношению к общей численности населения нашей страны, никто не спорит. Среди десяти миллионов трудовых мигрантов из стран СНГ таджики, по данным ФМС России, составляют 1 млн. 200 тыс. человек.  Это, конечно, несколько меньше, чем 2 млн. граждан Узбекистана, пребывающих в том же статусе. Но при этом не следует забывать, что население нашего северного соседа составляет около 30 млн. человек, а не 8 млн. — как у нас. Последний год, правда, нас начали теснить на рынке труда другие соседи – киргизы, но вряд ли у них выйдет нас обогнать!

Таджикские мигранты отправили в прошлом году на родину, по данным ФМС России, 3,6 млрд. долларов. При этом тенденция такова, что каждый год общая сумма таких вливаний в экономику страны увеличивается примерно на миллиард долларов! В большинстве своём таджикские мигранты задействованы в строительных работах (73%). Остальные занимаются торговлей или сельским хозяйством.

Как показывают соцопросы, проведённые на родине мигрантов, а так же в их среде в России, им очень хотелось бы поехать на заработки в США, Западную Европу, Японию или Южную Корею. Теоретически это в нашем глобализированном мире возможно, однако практически ни одна из этих стран не горит желанием наших мигрантов принимать. Нет такого стремления даже у «братского» Ирана. Как не наблюдается и желающих ехать на заработки к афганцам. В итоге рабочие планы таджикских мигрантов реализуются в России.

Все эти цифры и факты приведены здесь не потому, что их трудно найти в СМИ (это как раз просто), а потому, что напоминание о них в данном контексте помогает читателю осознать тот факт, что наших трудовых мигрантов никто в Россию ехать не принуждает, ибо  выбор у них есть всегда. Они могут либо стать мардикорами за рубежом, либо трудиться на родине за скромную зарплату. Однако если бы всё было так плохо, как стараются показать наши СМИ, наши граждане в Россию на заработки никогда бы не поехали, как не едут они, к примеру, в «братский» Иран или Афганистан.

 Нечего на зеркало пенять….

Осмелюсь даже утверждать, что корни проблемы таджикской трудовой миграции  находятся в самом Таджикистане, а вовсе не в России.  Вспомним наше недавнее советское прошлое. Почему-то в советском Таджикистане всем хватало работы у себя на «малой родине»! Находилась работа не только для миллионов своих жителей, но приходилось даже делать специальные оргнаборы (от Молдавии до Саранска!) для желающих трудиться на десятках открывающихся ежегодно предприятий и масштабных стройках. Наши же граждане попадали в Россию только в составе стройотрядов да специальных комсомольских бригад, сформированных для демонстрации интернационализма при возведении железнодорожных станций на БАМе — ехать на заработок «за тридевять земель» не было никакой необходимости.

Теперь о действиях России в отношении мигрантов. Последнее время активно обсуждаются действия властей Москвы в отношении граждан Вьетнама, нелегально занимающихся пошивом контрафактного ширпотреба. Вместе с ними в лагере временного задержания оказались аж десять (!) таджиков и ещё десять других уроженцев Среднеазиатского региона. Существование этого лагеря и массовые проверки документов у трудовых мигрантов наши СМИ и правозащитные НПО связывают с инцидентом на Матвеевском рынке Москвы 27 июля, когда от рук («обутых» в кастеты) дружных земляков-дагестанцев, пытавшихся не допустить задержания своего соотечественника, пострадал милиционер.

Критики нормализации миграционной политики в России нашли ещё одну опцию обвинений бывшего «старшего брата»: задержанные в лагере вьетнамцы худеют на выдаваемой гречневой каше с мясом! Действительно, они лишены своей привычной еды – селёдки пряного посола, жаренной на маргарине, но такие действия российской ФМС можно рассматривать только как акт милосердия к содержащимся здесь же таджикам и узбекам, избегшим знакомства с «непередаваемым ароматом» экзотической индокитайской кухни.  На гречку с мясом от последних жалоб не поступало.

Здесь уместно вспомнить лагеря для спасавшихся от геноцида талибов в 2000г. беженцев из Афганистана, организованные на островах Амударьи.  Жизнь в камышовых хижинах среди бушующей реки была намного сложнее и несравненно опаснее, однако на свою территорию Таджикистан эти восемь тысяч несчастных таджиков из жителей Балха и Кундуза так тогда и не пустил…

 С больной головы на здоровую

Рассматривая нынешнюю ситуацию с нашими трудовыми мигрантами, «известные таджикские политологи» делают, прямо сказать, неожиданные выводы: наши ребята попали под раздачу… в связи с выборами мэра Москвы! Факт, прямо скажем, обидный – в 2011г. политологи хотя бы не мелочились: «Тогда давление на наших мигрантов оказывалось в связи с выборами в Государственную думу»…. Таджикские мигранты стали просто универсальным средством политической борьбы в России! Политологам  этим стоило бы гордиться.

И ещё один нюанс нынешней темы с мигрантами: «известным политологам» очень не хотелось бы возвращения этого более чем миллионного контингента на родину — «не секрет, что национальная экономика Таджикистана держится на денежных переводах мигрантов». А помимо этого «раздражённые мигранты могут выразить своё недовольство открыто в год выборов президента Таджикистана». Делается вывод: пусть сидят, где сидели, и спокойно перечисляют деньги на родину!

Самое время задуматься нашим политологам о том, чтобы не разбазаривать международные кредиты и инвестиции на возведение престижных небоскрёбов и прочих архитектурных монстров, а использовать их в строительстве новых оросительных систем да малых ГЭС на горных реках для отвыкших за последних двадцать лет от «лампочки Ильича» кишлаков. Тогда и не придётся никому из наших соотечественников ехать в далёкую Россию на заработки, а СМИ — тратить газетную площадь на бред об их жизни и труде на чужбине.

Рахим ГАФАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь