Перебои с электричеством в Таджикистане дело привычное. После распада Советского Союза страна оказалась в своего рода энергетической блокаде. Своих мощностей не хватает, а большинство государств региона также не обладают излишками электроэнергии. По-соседски мог бы помочь Узбекистан, но отношения двух стран весьма натянутые. Все надежды устремлены на Рогунскую ГЭС. Всего 3 млрд долларов на строительство, и жизнь в стране пойдет по-другому.
А пока что зимой многие районы Таджикистана окутывает кромешная тьма. Электричество строго по графику — 2-4 часа в сутки. «Выйти из сумрака» жителям республики должен помочь Рогун. Гидроэлектростанция в республике объект почти культовый, в чем-то даже мифический. Станция и светом должна обеспечить, и от безработицы спасти, и даже принести несметные богатства от продажи ресурсов другим государствам.
«Когда мы построим Рогунскую ГЭС, все наши проблемы будут решены. С Рогунской ГЭС мы сможем обеспечить электроэнергией не только самих себя, но еще и Афганистан с Пакистаном. Как арабские страны продают нефть, мы будем продавать электричество», — говорит Давлатбек Салолов, замдиректора Нурекской ГЭС. Никаких объективных технических препятствий для строительства ГЭС нет. Оптимисты считают, что, возможно, уже через несколько лет Таджикистан сможет закончить объект, строительство которого началось почти 40 лет назад.
Станция — настоящий памятник всем долгостроям советского периода. Ее то начинали строить, то прекращали, с перерывами на гражданские войны и прочие неурядицы. Во времена СССР острой необходимости в этой ГЭС в Таджикистане не было. В Союзе гидроэлектростанций хватало, электричеством мощная держава стабильно снабжала все республики.
Для достройки советского проекта в 2004 году была приглашена компания «Русал», однако из-за разногласий в концепции проекта российский алюминиевый гигант полностью ушел из республики в 2007 году. Таджикистан остался со своей энергетической проблемой наедине.
«С одной стороны — Афганистан, где последние 40 лет ничего не производилось. С другой — Узбекистан, с которым отношения не очень хорошие, и как раз-таки Узбекистан отрезает от источников дешевого топлива и дешевой энергии, таких как Туркменистан. Киргизия сама примерно в таком же состоянии находится. Казахстан тоже отрезан», — говорит заместитель главного инженера по основным сооружениям ОАО «Институт Гидропроект» Руслан Шакиров.
Но когда другие опустили бы руки, настойчивые таджики предприняли еще одну попытку. Упорство всегда было отличительной чертой этого народа.
А Узбекистан против
Но едва Таджикистан начал восстановительные работы на Рогунской ГЭС, появились новые трудности. Соседний Узбекистан заявил протест.
По мнению узбекской стороны, строительство огромной плотины на верхнем течении реки Вахш приведет к тому, что ниже по течению она обмелеет, а это, в свою очередь, скажется на урожае хлопка. Узбекистан занимает второе место в мире по экспорту хлопка. Рисковать своим национальным достоянием узбеки не намерены.
При этом некоторые эксперты прогнозируют серьезную эскалацию напряженности в регионе, вплоть до вооруженного противостояния. Вопросы совместного пользования водой в Средней Азии периодически обостряются настолько, что угрожают перерасти в полномасштабный конфликт, поэтому не исключено, что натянутые взаимоотношения Узбекистана и Таджикистана, омрачаемые взаимными претензиями и постоянными задержками транзитных грузов, из-за Рогунской ГЭС могут еще больше раскалиться.
Впрочем, в последние годы страны региона не оставляют попыток урегулировать вопросы водопользования дипломатическим путем: на прошедшую в августе прошлого года в Душанбе конференцию по водному сотрудничеству даже прибыла делегация Узбекистана, хотя до того присутствие этой страны на подобных мероприятиях было лишь формальным. Но как бы то ни было, решить проблему Рогунской ГЭС одними дипломатическими ухищрениями не удалось. Стало понятно: без третейского судьи в этом вопросе не обойтись.
Для того чтобы избежать обвинений и снизить градус напряженности, Таджикистан обратился к Всемирному банку с просьбой провести оценку проекта Рогунской ГЭС. Приглашенный ВБ американский эксперт, президент Ассоциации исследовательских учреждений по сейсмологии Дэвид Симпсон заявил, что наиболее интересными для исследования являются территория Душанбе и район строительства Рогунской ГЭС. Говоря о сотрудничестве в области сейсмологии, он сказал, что «никакие политические границы нас не остановят на пути сотрудничества и открытого взаимного использования данных».
Всемирный банк как региональный рефери
Для Всемирного банка урегулирование таких конфликтов не в новинку. Он принимает активное участие в судьбах государств на всем постсоветском пространстве. Основное внимание уделяется анализу нужд и потребностей людей. Таджикистан (согласно данным ООН, треть населения здесь живет за чертой бедности, а среднемесячная зарплата составляет 110 долларов), также оказался в поле зрения ВБ.
Деятельность в регионе Всемирный банк развил нешуточную. ВБ провел в Таджикистане два исследования в отношении возможности постройки ГЭС. Одно из них — технико-экономическая оценка (ТЭО), другое — оценка экологического и социального воздействия (ОСЭВ).
В ходе серии встреч, посвященных проекту Рогунской ГЭС, в 2013 году проводилась отдельная видеоконференция для представителей более 30 организаций гражданского общества в городах Алма-Ате, Астане, Ашхабаде и других. Также в прошедшей серии встреч участвовали делегации правительств Афганистана, Казахстана, Кыргызской Республики и Таджикистана, представители офисов Всемирного банка в странах Средней Азии, США, Кабуле и Париже.
Поскольку план стратегии сотрудничества ВБ с Таджикистаном на 2015-2018 годы предполагает борьбу с бедностью, его активное участие поможет наиболее уязвимым социальным группам преодолеть возможные негативные последствия переселения, которые упоминает Human Rights Watch: «Для реализации проекта строительства Рогунской ГЭС необходимо переселить в общей сложности 42 тыс. человек. Главная проблема, которую называют люди, — это размер компенсации, недостаточный, чтобы заменить их дома. Помимо этого многим не удалось получить на новом месте землю для возделывания и выпаса, которая служит источником дополнительных доходов, а в некоторых переселенческих поселках до сих пор нет школ».
Всего для строительства важнейшего объекта Таджикистану надо найти чуть больше 3 млрд долларов. Но от Всемирного банка денег пока ждать не стоит. Марша Олив, представитель ВБ, подчеркнула, что «оценочные исследования не предоставят заключения относительно того, будет ли построена Рогунская плотина, а будут использоваться исключительно в качестве информации для размышления в процессе принятия решения. Финансирование Всемирным банком оценочных исследований и консультационного процесса ни в коем случае не означает, что он будет оказывать финансовую поддержку планируемому проекту в будущем».
Помоги себе сам
В 2010 году власти Таджикистана нашли способ обеспечить частичное финансирование проекта. В стране стартовала национальная кампания по продаже ценных бумаг Рогунской ГЭС.
Ранее президент Таджикистана обязал каждую таджикскую семью выкупить у государства акции Рогунской ГЭС на сумму около 700 долларов, предприниматели и бизнесмены обязаны были вложить в дело строительства Рогуна еще больше средств.
Были открыты около 600 точек продажи акций по всей стране. Но ажиотаж первых дней быстро спал. Всего с 6 января 2010 года из выпущенных 5 млн акций было реализовано чуть больше 1,8 млн, остаток составил более чем 3 млн ценных бумаг, которые так и не были востребованы.
Да будет свет?
Всего эксперты видят четыре пути финансирования проекта строительства Рогунской ГЭС: кредит от дружественной страны, финансирование Всемирным банком, приглашение инвесторов со стороны и размещение облигаций на внутреннем рынке.
Но власти Таджикистана пока не торопятся брать кредиты ни во Всемирном банке, ни в других кредитных организациях, таких как Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. По словам Руслана Шакирова, у каждой из этих организаций свои требования по поставщикам, подрядным и субподрядным организациям, и отнюдь не все эти организации устраивают таджикскую сторону.
Довериться одному из кредиторов — значит позволить ему диктовать свои условия, которые могут быть весьма жесткими.
Россия в лице официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича выразила поддержку плана строительства Рогунской ГЭС. «Россия заинтересована в том, чтобы проекты, связанные с водопользованием в близком нам регионе, становились площадками для общерегионального сотрудничества, а не клином, расширяющим зазоры в позициях соседних стран», — заявил он.
Вопрос о Рогунской ГЭС наверняка будет подниматься на саммите ШОС, который пройдет 11-12 сентября в Душанбе. И, возможно, власти Таджикистана смогут найти для строительства своего светлого будущего подходящего партнера. В очередной раз в ключевом для республики вопросе забрезжил свет в конце тоннеля.
Алексей Редичкин, Елена Дорошенко, Владимир Лебедев – Евразийский коммуникационный центр – МИА «Россия сегодня»