ПУТЬ К МОРЮ ХВАЛЫНСКОМУ

0

Для читателя, не очень сведущего в истории, но интересующегося прошлым своей страны, пожалуй, будет неожиданностью, что русские и таджики знакомы друг с другом уже более тысячи лет! Знакомство это относится к  далёкой эпохе Киевской Руси и государства Саманидов.

Узоры на карте

Древние географы, для которых весь мир умещался в пределы, куда мог дойти караван торговца или доплыть купеческий корабль, представляли мир совсем не таким, каким знаем мы его сейчас. Всё остальное пространство за горизонтом становилось им известным благодаря «достоверным» рассказам беглых пленников, спасшихся в кораблекрушении моряков, отчаянных авантюристов, рискнувших заглянуть в неведомое. Всё это приводило к тому, что географические карты, начиная со времен Геродота, Страбона и Птолемея и до XVIIIв., были похожи скорее на красочные картинки, украшенные орнаментом,  чудовищами и экзотическими дикарями «о двух головах», которыми старались заштриховать белые пятна областей совершенно неведомых.

Как на этих картах выглядела современная Средняя Азия? На каждой из них обязательно были Бактрия и Согдиана – две главные составляющие прародины таджиков. Здесь же указаны кочевавшие саки и скифы. От территории Южной Азии всех их отделяют гигантские «горы Тавра», в которых угадываются слившиеся для древних географов воедино Гиндукуш, Памир и Гималаи. Из-за своей труднодоступности эта часть Азии многие века после древнегреческих географов Птолемея и Страбона оставалась «белым пятном», которое щедро «населялось» мифическими чудовищами и беспощадными людоедами!

Однако, для наших далёких предков на Руси Бактрия, Согдиана и Персия (Иран) не были странами загадочными и таинственными. В «Истории Табаристана» Мухаммеда эль-Хасана упоминается, что в 909году шестнадцать кораблей русов, не в первый раз, прибыли в Абесгун на южном берегу Каспия. Следующий визит они нанесли в 910году. О походах руссов в Мазендаран в 912-913гг. упоминает другой таджикско-персидский автор – Масуди. Он прямо указывает, что они «на 500 кораблях,  каждый вместимостью 100 человек,  вошли в рукав Нейтас, соединяющейся с Хазарской рекой, впадающей в Хазарское море, которое также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран». Современные географы без труда поймут, что речь здесь идёт о Доне и Волге, впадающей в Каспийское море, которое русские в то время называли Хвалынским.

Не обошёл своим вниманием древнюю Русь и великий таджикский поэт и учёный Абулькасим Фирдоуси (934-1021гг.), который, повествуя об огромных богатствах Сасанидского царя Хосрова II Парвиза, указывает на один из принадлежащих ему несметных кладов, попавших по воле судьбы в его руки. Он состоял из драгоценностей, собранных в Китае, Индии, Хазарии и Руси:

Нахустин, ки бинход ганчи Арус,

Зи Чину зи Бартосу аз Хинду Рус.

В переводе:

Из кладов, отложенных первый – Арус(ь),

Чин с Хиндом копили с Буртасами Рус(ь).

Купцы и… единоверцы?

Таджикско-персидский историк Аль-Ауфий (XIIIв.) сообщает, что часть руссов в 300г. Хиджры (922г. от Р.Х.) приняли христианство, а затем, когда увидели, что это обстоятельство стеснило их, решили перейти в мусульманскую веру и обратились по этому поводу к правителю Хорезма. Последний с радостью отправил к ним имама, и русы стали мусульманами! Это указание средневекового учёного представляет огромный интерес как свидетельство той большой роли, которую русские играли в политической жизни прикаспийских областей.

Вместе с тем, в этом факте можно узнать другое историческое событие — принятие Киевской Русью христианства в 988году. Этому событию, как известно, предшествовал так называемый «выбор вер», устроенный киевским князем Владимиром накануне. На публичный диспут в Киев им были приглашены видные представители иудаизма, православия и ислама, в жарких спорах  пытавшиеся доказать преимущество своих вероисповеданий. Мусульманские богословы были приглашены  на диспут из Хорезма, где, по мнению князя Владимира, «мусульманская вера была крепкой и неиспорченной», а не из ближайших Великих Булгар, уже три века бывших мусульманскими.

Уже в XVIIIв. видный немецкий учёный-нумизмат О.А.Тихсен, тщательно изучив монетные клады в Европе и России, пришёл к убеждению о существовании тесных торговых связей древнерусского государства со Средней Азией. Торговые отношения между русскими и таджиками  имеют давнюю историю. Об этом свидетельствуют не только письменные, но и археологические источники. Так, на Урале найдены серебряные орнаментированные чаши и кувшины V–VIвв., изготовленные согдийскими и бактрийскими мастерами – предками таджиков; на юге России обнаружены серебряные персидские монеты царей династии  Сасанидов — Варахрана V, Пероза, Кавада, Хосрова I, проникавшие на эту территорию в основном через Среднюю Азию. 

Твёрдая валюта средневековья

Первые клады саманидских серебряных монет – дирхемов — на территории России были найдены еще в XIXв., и сразу привлекли внимание учёных. По подсчётам специалистов, в странах Восточной и Северной Европы выявлено более четырёхсот кладов, содержащих саманидские монеты. Всего на Руси того времени в обороте находилось несколько десятков тысяч саманидских дирхемов!

Одним из центров, где осуществлялась торговля между нашими народами, была столица Хазарского каганата – расположенный в устье Волги город Итиль; другим – город Булгар близ нынешней Казани.  В эти города приезжали из Средней Азии купцы, а северо-востока – русские, и здесь между ними происходил обмен товарами.

Русь поставляла в Среднюю Азию «рыбий зуб» (моржовый клык) для изготовления чёток (тасбе), рукоятей для ножей и сабель; меха; металлическую посуду; металл в слитках; оружие; льняные ткани; сукно; зеркала и другие ремесленные изделия. Из Средней Азии (главным образом из Бухары) на Русь ввозились шёлковые ткани, породистые кони, пряности, мускус, амбра, ревень, хлопчатобумажные ткани, бадахшанский лазурит (ланджвар) и бирюза.

Саманидский дирхем был расхожей валютой на огромном пространстве Евразии. Отсюда он попадал в Киев, Переславль, Чернигов, Новгород Великий, Псков, русские и греческие города Причерноморья. Отсюда же часть дирхемов уходила в другие торговые центры Восточной и Западной  Европы. Это неспроста – здесь находилось начало знаменитого торгового пути Средневековья, сопоставимого по значению и протяжённости с Великим Шёлковым путём – путь «Из варяг в греки».

Главную роль в торговле государств Средней Азии играли таджикские купцы. Нужно сказать, что именно бактрийским и согдийским купцам-радонитам принадлежала основная роль в поддержании торговли на Великом Шёлковом пути, где они содержали караван-сараи и от китайского города Сианя до Малой Азии служили каравановожатыми. Существуют прямые свидетельства о ведущей роли таджикских купцов в торговле с Россией: в Итиле один из кварталов города, где проживали купцы, назывался «Таджикский ров».

Интересно, что найденные в России саманидские дирхемы чеканились в разных городах Мавераннахра – в Бухаре, Самарканде, Чаче (древнее название Ташкента), Балхе, Андаробе и других крупных центрах. Во внешней торговле активно участвовали также Хутталь и Рашт, дирхемы которых были найдены в России. Так, дирхемы Хутталя (средневекового Куляба) чеканки 925-926гг. имеются в составе клада, обнаруженного в Неревском районе Новгородской области.

Следует уточнить, что торговля велась не только через Булгар и Итиль:  купцы из Киева и Новгорода уже с VIIIв. использовали Волжско–Каспийский путь. Наиболее популярным пунктом сезонной ярмарочной торговли здесь было побережье нынешнего полуострова Мангышлак, известное русским под … таджикским названием Сиях–кух (Чёрная гора)!

Саманидские дирхемы  на Руси были настолько популярны, что в Булгаре чеканили монеты в подражание им. Очень характерно то, что эти подделки были подражанием именно дирхемам саманидского правителя Исмаила I. Судя по всему, именно во времена этого правителя торговля с Киевской Русью достигла наивысшего расцвета. Всё это – яркое свидетельство тесных и непрерывных торговых связей Средней Азии и Руси.

Виктор ДУБОВИЦКИЙ,

доктор исторических наук,

 Душанбе

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь