В Москве в Центральном Доме журналистов прошёл форум «Мы – дети твои, Таджикистан», инициированный Общероссийским общественным движением “Таджикские трудовые мигранты”, в котором организаторы призвали участников воздержаться от обсуждения политических вопросов. Но вместе с участниками форума наш корреспондент в Москве услышал только политику.
Когда я первый раз узнал о форуме, невольно ассоциировав слова «дети» и «организация», почему-то вспомнил «Союз меча и орала». В том Союзе великий комбинатор собрал пожертвования для фонда помощи детям, которых, конечно, он не имел, и иметь не намеревался. Но, как говорил один из героев этого романа: «Красиво составлено, под таким соусом и деньги дать можно».
А в нашем случае под соусом «консолидации таджикистанцев», «выявления молодых политических лидеров», «преодоления раскола в рядах таджикской диаспоры» говорили о политике и о предстоящих президентских выборах. Само присутствие представителей посольства РТ В РФ, представителя ПИВТ, специально приехавшего на форум, с сопровождающими его руководителями культурного центра «Нур», съёмочная группа телеканала «Сафо», — всё подсказывало, что речь идёт о голосах трудовых мигрантов. Не всех, конечно, а тех, кто состоит в организации Каромата Бакоевича или прислушивается к его мнению.
В ходе форума меня больше всего интересовало, как будут выступать представители посольства РТ и ПИВТ. Ведь от их выступления зависело многое, в первую очередь предрасположение аудитории. В свете потепления отношений Каромата с посольством РТ в РФ ничего удивительного я не увидел в том, что он продемонстрировал послание посла Достиева участникам форума и его сожаление об отсутствии последнего (в связи с участием в заседании ОДКБ в Сочи). Вроде, на этом услуги г-на Шарипова посольству закончились. В остальном он держал нейтралитет. Он никак не прокомментировал выступления поэта Араби Дустмурода (Дустмурод Ёрматов), где тот, беспощадно критикуя посольство РТ в РФ, заявил:
— Если Эмомали Рахмон пойдёт кандидатом на выборы, то мы организуем партию трудовых мигрантов и тоже пойдём на выборы!
— Почему нет представителей посольства РТ в РФ и Миграционной службы? — задался вопросом поэт. — А потому что они нас боятся!
А представитель посольства РТ в РФ, сидя в первом ряду, слушал его молча.
Далее поэт разошёлся не на шутку и перёшел на личности:
— Если бы руководителем нашей миграционной службы был не Девонаев, а Хушёров, мы бы не оказались в таком положении.
Конечно, неприемлемо когда переходят на личности, тем более извращают фамилию. Но теперь, когда статья будет опубликована, у г-на Девонаева будет замечательный шанс отстоять в суде, если не честь Миграционной службы, то хотя бы своё достоинство. Позже мне удалось переговорить с поэтом, и мне показалось, что он немного жалеет о сказанном:
— Ты пиши о «грузах 200», до каких пор мы будем собирать по 10 рублей для отправки их на родину? – спрашивал он у меня.
— Если Каромат Шарипов не поддержит идею создания политической партии на базе ООД «ТТМ», вы поставите вопрос о его смещении с поста руководителя организации?
— Н-е-е-ет,- немного перепугался поэт, — мне его место не нужно. Я сам сформирую такую партию.
— Осталось всего ничего до выборов, успеете?
Этот мой вопрос и следующие о сформировании политической партии мигрантов опять сводился к теме отправки «грузов 200» в Таджикистан.
Ещё. Похоже, потепление отношений между Кароматом Шариповым и нашим посольством пока не даёт гарантии получения голосов его сторонников. И сегодняшний ход форума показал, что в ООД «ТТМ» дела обстоят по-другому по сравнению с ПИВТ (или КПСС), где позиция лидера организации принимается беспрекословно. И г-ну Шарипову приходиться считаться с мнением своих соратников. Конечно, его голос в поддержку того или иного кандидата имел бы значительную роль, однако скорее всего он будет заявлять о нейтралитете. Тем более на этом форуме он запустил пробный шар, сказав, что считает голосование мигрантов в России нецелесообразным и невозможным, предлагая «жёнам и матерям голосовать на родине». Также в ходе форума Каромат ясно дал понять, что члены его организации могут примкнуть к любым политическим силам в Таджикистане.
Но, вместе с тем, он оставляет для себя место для манёвра. По его словам, до ноября будет организован съезд «Ассамблеи народов Таджикистана», где, скорее всего, тоже будет обсуждаться вопрос предстоящих выборов.
Кстати, об «Ассамблее народов Таджикистана». В конце участники форума проголосовали о переименовании ООД «ТТМ» в «Ассамблею народов Таджикистана». Однако голосование носило настолько формальный характер, что даже не спрашивали о воздержавшихся и тех, кому хотелось бы голосовать «против». Сам Каромат Бакоевич, подписывая почётные грамоты, пропустил момент голосования.
Так что «игры» в политику продолжаются. Внушительный десант из ПИВТ, поспешный уход представителя посольства РТ в РФ и оговорка г –на Шарипова, употребившего слово «игры» вместо «выборы», не оставляют в этом сомнения. И сегодня, вероятно, стороны у Каромата хотели получить ответ на вопрос, который задавал Остап членам «Союза меча и орала»:
— Ваше политическое кредо?
И получили такой же ответ из романа:
— Всегда!
— Вначале вы говорили, что в связи с предстоящими выборами не будете обсуждать вопросы, имеющие политический характер. Тем не менее, почти все выступления, в том числе и ваше, имели именно политические подоплёки. Чем можно это объяснить?
— Конкретные выступления… Это же не меня касается…
— Хорошо. Давайте возьмём ваше выступление. Вы же тоже затронули политические вопросы?
— Появилось много желающих высказаться на политические темы. В зале их было очень много. Когда тебе задают вопрос, или у тебя есть вопрос и хочешь получить на него ответ, и не знаешь где его получить. В этот момент я использовал подбор слов, которые необходимо было донести до делегатов форума.
— Я помню учредительный съезд «ТТМ». Тогда обсуждались точно такие же вопросы, и вы говорили точно также о плачевном положении мигрантов…
— А разве что-нибудь изменилось?
— Нет, у меня другой вопрос. Я точно помню, тогда вы говорили: «Где ваше сердце, г-н Рахмон?» Сегодня мы не услышали критику в адрес правительства РТ, но в своём выступлении вы критиковали Путина. Что-нибудь изменилось за этот период?
— Обе стороны, отвечающие за трудовых мигрантов, виноваты. Они знают лучше, чем мы с тобой, в каком рабском положении находятся таджикские мигранты. Тогда за что я должен их хвалить?
— Дело не в том, что вы хвалите или нет. Дело в том, что на том съезде вы критиковали Рахмона, а теперь — Путина. Что–то изменилось?
— С того съезда до этого?
— Да.
— Сейчас до выборов остался месяц. Тогда было 7 лет. А зачем мы должны лезть в деятельность того или иного кандидата? Вот потом скажут: «Благодаря Шарипову Рахмон проиграл, Шарипов не так выступил. Или поддержал Ойнихол, опять не так получается».
— Хорошо. Теперь другой вопрос. В своём выступлении поэт Араб…
— На таджикском.
— Да.
— Как вы сказали, так мы и сделали.
— Я извиняюсь, конечно. Так вот, в своём выступлении он сказал, что в случае выдвижения нынешнего президента Рахмона кандидатом на пост президента будет создаваться политическая партия мигрантов, которая пойдёт на выборы.
— Не так. Уже поздновато. Я первым говорил о создании партии трудовых мигрантов. Все партии выступали против нас, за исключением партии власти. Даже ПИВТ выступала против и говорила, что это невозможно, и этого нельзя делать. Но я всё равно искал кандидата среди трудовых мигрантов, который мог бы возглавить партию. Но не нашёл. Грамотных было много, но было небезопасно. Тогда предложили мне возглавить такую партию, но у меня бы спросили: «Вы где прожили последние 10 лет?» Вот, а я был среди мигрантов, которых бросили на произвол судьбы. Но сказали бы: «Извините, но вы не имеете права».
— А ультиматум, в смысле того, что если президент будет кандидатом. Получается, ваше движение против Рахмона?
— Во-первых, он не член президиума. Во-вторых, он, да, присутствовал. У нас свободный микрофон, и каждый может выступить. Ещё я с ним много раз беседовал, он говорит, что он демократ, поэт, писатель. Почему я должен ему рот закрывать? Он такой же человек, как все остальные. Это его точка зрения.
— Он не является членом вашей организации?
— В таком плане, что в совете… Как участник, да. Любой мигрант наш участник.
— Извините меня, пожалуйста, но такой форум — и вы даёте ему слово. Наверное, он не рядовой член вашей организации.
— Этот человек… на сегодняшний день я скажу, что, дай Бог, чтобы все были, как он. Нас было больше бы. Он не раз меня критиковал, и я приветствовал. Он сейчас критиковал Рахмона, думаю, он и Путина будет критиковать, и Берлускони будет критиковать. А почему Рахмон должен обижаться, что его критикует простой мигрант. Наоборот, нужно радоваться.
— Я насчет ультиматума.
— Не было ультиматума.
— Хорошо. Почему не дали слово представителям посольства?
— Они даже не записались. Я сегодня получил послание и поздравление от имени г-на Достиева, могу копию передать вам. Я считаю, этого достаточно. А о чём они должны говорить?
— Однако представитель ПИВТ вышел, прочитал послание г-на Кабири делегатам, а представителю посольства не дали слова.
-Ну, думаю, что, может быть, у них не было желания. И потом они рано ушли. Может быть, у них были другие задачи. В принципе не рано…
— А вы им предлагали?
— С моей стороны было так – всем свобода слова.
— Лично им предлагали?
— Нет, конечно.
— А представителю ПИВТ?
— Члены ПИВТ дали знать, что будут принимать участие официальной бумагой.
— Посол же тоже отправил вам официальную бумагу?
— Я её зачитал.
— Спасибо.
Гуфрон Вахобов
Пусть Каромат за всех мигратов не говорит , я лично не участник этой черкизовской своры , Он больше беспокоится о своей шкуре ….