Некоторые водители маршрутных такси самовольно завышают цены за проезд. Так, в одном из маршрутных такси, где стоимость проезда составляет 80 дирамов, а экспресс — 1 сомони 60 дирамов, водитель запросил 2 сомони.
Вечер, время 17.30, уставшие люди после трудового рабочего дня выходят на дорогу в попытках поскорее добраться до дома. Я вместе со всеми другими людьми стою на конечной остановке 25-го маршрута, неподалёку от «Амонатбанка». Водитель подъехавшей 25-ой маршрутки на вопрос пассажиров: «Едет ли он до конца?» ответил: «Да, но только через 102-ой микрорайон». Даже если людям не нужно было до 102 –го, маршрутка вмиг заполнилась. Ведь это лучше, чем торчать целый час на дороге.
Зная о том, что за проезд до «Чинора» я должна заплатить 80 дирамов, а уже дальше — 1 сомони 60 дирамов, а нас было двое, я, соответственно, передала водителю 3 сомони 20 дирамов.
Он спросил меня: «Докуда вы едете?». Я ответила ему: «До 82-го микрорайона». На что он мне ответил, что я должна заплатить 4 сомони, так как проезд стоит 2 сомони.
Не жалко было этих 80 дирамов, меня задел тон, которым он разговаривал с нами. Возникло такое чувство, что он чувствует себя царём и Богом на дороге и вправе поступать так, как ему вздумается. Была бы его воля, он бы вышвырнул нас на полпути.
Тут, конечно, уже пошло дело принципа. Я неоднократно с сотрудниками ГАИ выходила в рейд, где мы занимались пресечением фактов незаконного выполнения лицензируемых видов перевозок пассажиров; выявлением нарушений ПДД среди водителей, осуществляющих перевозку пассажиров; проверкой технического состояния транспортных средств, работающих на линии; в том числе изменением маршрута и самовольным установлением цен за проезд. После проведённых нами мероприятий со стороны действующей депутатской комиссии в области транспорта и сотрудников ГАИ ко мне поступило предложение работать на «своём» транспорте, то есть на 25-ом маршруте, так как мне часто приходится добираться этим маршрутом на работу и возвращаться домой. Таким образом, я регулярно смогу освещать работу общественного транспорта, поведение водителей и их обращение с пассажирами.
Воспользовавшись случаем, я решила настаивать на своём, тем более зная о том, что я права.
— Почему я должна вам платить 2 сомони, если существует распоряжение мэра города и действуют тарифы на услуги общественного городского транспорта? Мало того, что вы устанавливаете самовольно цены за проезд, так ещё едете не по своему маршруту, — говорю я.
— Мне всё равно, какое было принято решение и что ТАМ установили, – ответил мне на повышенных тонах водитель. – Как я брал за проезд 2 сомони, так и буду. Цены на топливо и другие горюче-смазочные материалы подорожали, кроме того нам за аренду приходится много платить.
Конечно, я понимаю водителей, им нелегко. А кому сейчас легко?! Законы устанавливаем не мы, и, как бы нам это не нравилось, мы обязаны подчиняться им. Если мы будем жаловаться на то, что подорожало мясо, масло, молочные товары и многие другие необходимые продукты питания, нам же от этого не будут каждый месяц поднимать зарплату?! Поэтому водители общественного транспорта, как бы им не нравились установленные тарифы на транспорт, должны их соблюдать и не вправе самостоятельно устанавливать цены. И мы – пассажиры не должны от этого страдать.
Большинство пассажиров, слушая наш разговор, молчали. Буквально 2-3 человека поддержали меня:
— Правильно вы говорите, девушка, — обратилась ко мне женщина, — если я за проезд должна заплатить 1 сомони 60 дирамов, а передаю 2 сомони, то мне никогда не дают сдачу. – Если в день с каждого пассажира водители будут оставлять себе по 40 дирамов, то какая сумма наберется в конце дня, недели, месяца?
Подъезжая к остановке «Дом печати», мужчина-пассажир передал водителю 2 сомони. Услышав перебранку пассажиров с водителем, согласился с нами и потребовал от водителя сдачу – 40 дирамов.
— Правильно, все мы молчим, поэтому и водители наглеют, — присоединилась к нашему разговору девушка. – Не только водителям сейчас тяжело, нам тоже нелегко. Зарплаты маленькие, нам нужно кормить семью, одеваться и плюс ко всему платить за коммунальные услуги.
Разговор, идущий в салоне маршрутки, водителю явно не нравился. И он заявил:
— Я еду только до «Чинора».
И стал возвращать пассажирам, которые ехали до конца, их деньги. Теперь к разговору присоединились и те, кто молча ехал, слушая перебранку и недовольства в адрес водителя.
— Как, вы же обещали, что поедете до конца? – стали возмущаться пассажиры. – Если бы мы знали, мы бы не стали садиться к вам!
— Я решаю, куда мне ехать, — грубо ответил на это водитель. – Мало ли, что я сказал, что еду до конца, а теперь я передумал и еду до середины!
Как его не просили и не уговаривали пассажиры, водитель остановился на «Чиноре» и категорично заявил:
— Приехали, выходите.
Я, конечно, же не могла молча выйти и сказала напоследок водителю:
— Товарищ водитель, вы абсолютно неправы. Я обязательно напишу о вашем хамском поведении.
— Пиши, кому хочешь и куда хочешь. Я никого не боюсь. Иди, жалуйся, куда хочешь. Мне ничего за это не будет, — со злостью в глазах ответил водитель.
К сведению:
Напомним, что с 1 июня 2011 года мэрия Душанбе приняла решение повысить стоимость проезда на всех видах общественного транспорта в столице в 1,5 — 2 раза. Мэр города своим новым решением постарался смягчить последствия своего решения. Мэр решил, что на тех маршрутах минибусов, протяжённость которых не превышает 9 км, цены за проезд составят 80 дирамов. А маршруты, протяжённость которых составляет до 19 км, будут разделены на два отдельных маршрута. И стоимость проезда по ним будет составлять 1 сомони 60 дирамов.
P.S. Считаю, что поступок водителя был крайне неуважительным и невежественным. А надлежащие органы в отношении водителя маршрутки с номером 33 17 ТТ 01 РТ примут соответствующие меры, которые послужат примером для других водителей. Ведь жадность ни к чему хорошему не приводит! И не стоит забывать, что в какой бы мы ситуации не находились, прежде всего должны оставаться людьми.
Виктория ЛИТВИНЕНКО