Сегодня в гостях у «Вечёрки» профессиональный эквилибрист на канате и першах, пробующий себя в роли режиссёра душанбинского цирка, Бахтиёр Изатуллаев.
— Бахтиёр, цирк – профессия семейная, скажите, кто Вас привёл сюда?
— (Улыбается) Как вы правы! Да, действительно, это профессия семейная, и в цирк меня привёл брат, который, так же как и я, отдал большую часть своей жизни этому удивительному искусству. Продолжая нашу семейную традицию, сейчас в цирке работаю не только я, но и двое моих детей, дочь – гимнастка на канате, сын – эквилибрист на першах. Я был их учителем, как и все родители, опасался «издержек» профессии, но у них на арене есть постоянная страховка и я.
— Как Вы считаете, что важнее для режиссёра цирка: талант, образование или умение нестандартно мыслить?
— Я думаю, это три слагаемые успеха – талант должен быть в каждом творческом человеке, нестандартное мышление помогает создать что-то необычное, а образование позволяет организовать процесс грамотно. Сейчас я получаю образование, учусь на 3 курсе института искусств, режиссерском факультете, думаю, что и во мне воплотятся воедино эти качества.
— Может показаться нескромным с моей стороны, но всё же спрошу, Вы можете взять на себя ответственность и сказать: «Я могу изменить и улучшить наш цирк»?
— (Улыбается и задумывается) Я постараюсь, есть много задумок, будем готовить новые номера, для этого у нас есть надёжная база и профессиональные артисты. В финансовом плане мы тоже не обделены, нас поддерживает Министерство культуры, так что будем работать.
— Вы, наверное, помните, что наш душанбинский цирк был одним из лучших в Союзе, это касается программы и подготовки. Вы не пробовали сейчас поднять архивы, пролистать сценарии. Может, это поможет возрождению цирка?
— А вы знаете, ведь это замечательная идея, наверное, стоит попробовать!
— Трудно быть режиссёром в цирке, ведь здесь не то, что в театре или кино, здесь нужно «задеть» публику особенно?
— Знаете, трудно. Я сам продумываю все номера, до мельчайших деталей, придумываю модели костюмов для артистов, подбираю музыкальное сопровождение, ведь в номере важна каждая деталь.
Удивить, «задеть» каждого, как вы говорите, сложно. Молодым ребятам, подросткам подавай силовые номера, с вытягиванием на сцену машины, деткам нравятся трюки с животными, акробаты, приходится балансировать, и соблюдать эту балансировку трудно.
— Мы были на последнем представлении новой программы, подготовленной ко Дню независимости и были приятно удивлены, программа очень красочная. Как удалось достичь таких перемен?
— Удалось достичь? Только большим трудом! Мы занимались, тренировались, репетировали с 6 утра до 10 часов ночи. Причём здесь важно отметить, что наши юные артисты ещё школьники. Приходилось совмещать учёбу, выполнение домашних заданий с репетициями в цирке. Для них мы создали гибкий график, чтобы они могли совмещать работу и учёбу. И как вы сами говорите, наш труд не прошёл даром – публика была довольна.
— Бахтиёр, как Вы считаете, в чем магия цирка, почему при нынешней компьютеризации люди всё же ходят сюда?
— Цирк – это древнейшее на земле искусство, оно притягивало людей издревле. Люди хотят видеть на цирковой арене и слёзы, и любовь, и страдания, и радость (вспомните гладиаторов). Эта тяга к зрелищам прожила века и будет жить, а мы должны всячески этому способствовать.
— Значит, цирк не умрёт?
— Нет, что вы?! У цирка, тем более нашего душанбинского, большое будущее!
— В Вашей программе появились новые артисты — животные, работают достаточно усердно и профессионально. Какие планы по привлечению новых животных, есть какие-то препятствия?
— Да, у нас появилось несколько новых артистов: медведица Маша, жёлтый питон, несколько лошадей, ослик, обезьяна. Хотелось бы привлечь больше хищных животных, как в прежние времена, помните, львы, тигры. Но сейчас проблема с дрессировщиками. Ведь для каждого вида животных нужен отдельный дрессировщик, профессионал в своём деле, тем более для хищных зверей, а таких мало. Но мы стараемся. Вот в новой программе мы задействовали лошадей с номером «Сомон». Дрессировщики для них есть, ведь они смогли подготовить этот яркий номер всего за несколько месяцев. Поэтому вскоре мы собираемся приобрести ещё несколько лошадей. Для этого у цирка есть соответствующие ресурсы и мощности.
— Мы знаем, что в цирке работает детская студия, много желающих здесь учится? А как вообще можно сюда попасть?
— Желающих много, но талант имеют далеко не все. Сейчас в нашей студии, если мне не изменяет память, учится около 30 детей разного возраста, но уже сейчас преподаватели говорят о 15 новоявленных артистах. Попасть к нам может каждый желающий, стоит только принести необходимый набор документов и обязательно согласие от родителей.
— Говорят, артисты — люди суеверные, в нашем цирке есть свои предания?
— Нет. Я, честно сказать, в это не верю.
— Бахтиёр, что бы Вы хотели сказать и кому?
— Я, хотя и артист, но тоже глубоко переживаю за свою родину. Поэтому хочу сказать большое спасибо нашему президенту за возможность жить в мире со своим народом.
— А можете рассказать, о чём Вы мечтаете?
— Мечтаю, чтобы наш цирк вновь отправился на гастроли по миру, чтобы мы несли своё искусство людям разных стран, чтобы мы гордо поднимали наш флаг на различных аренах мира.
— И напоследок поделитесь планами о предстоящей новой программе, чем Вы нас порадуете под новый год?
— Постараемся не обмануть ваших надежд и подготовить к новому году 5-6 новых номеров, где будут задействованы животные, артисты- канатоходцы, эквилибристы уже сейчас готовят необычные, захватывающие номера, в целом вам должно понравиться.
— Спасибо за беседу!
Екатерина ПАСТОРОВА