Центр художественной миниатюры «Мино» Олима Камолова работает уже более 2-х лет. И очень повезло тем детям, которые попали на учёбу в этот центр. Об этом Центре беседа с самим его создателем — Олимом Камоловым:
— Олим, прежде всего хочу поздравить Вас: шестеро из ваших учеников стали студентами колледжа изобразительных искусств. А что, там есть факультет миниатюры?
— Спасибо, Амаль Ханум. Конечно, отрадно, что шестеро из прошедших отбор учащихся школы-интерната №4 г. Душанбе и обучавшихся в нашем центре в течение двух с половиной лет, поступили в колледж изобразительных искусств им. М.Олимова. Надеемся, что они и в дальнейшем смогут продолжить направление, заданное нашим центром. К сожалению, у нас нет факультета миниатюрной живописи, как это было развито в средние века, в эпоху Камолиддина Бехзода, чьё имя прославило искусство Среднего Востока, когда даже в миниатюре были свои течения и направления, свойственные тому или иному городу и восточному мастеру. Наши учащиеся поступили на отделение росписи колледжа им. М. Олимова, которое наиболее приближено к миниатюрной живописи.
— Олим, Вы известный мастер миниатюры и художник — иллюстратор, принимали участие в различных выставках как в Таджикистане, так и за рубежом. Ваши работы находятся в различных коллекциях в Европе, Америке, Азии. А есть ли Союз миниатюристов Таджикистана? Много ли мастеров миниатюры в республике?
— Да, я стараюсь не упускать шанс участия на выставках, мастер-классах и фестивалях, и, конечно же, это, прежде всего, благодаря поддержке моей семьи, которая предоставляет мне возможность трудиться и творить. К сожалению, у нас в Таджикистане пока нет Союза миниатюристов, чтобы заявить о себе. Но я очень хотел быть на связи со всеми, кто творит в этом направлении, чтобы собираться на обсуждение тех или иных задач, стоящих перед нами для дальнейшего развития искусства миниатюры. Недавно на выставке ремесленников я встретил своего ученика, с которым мы работали в 90-е годы над сувенирной продукцией, и был очень рад, что он не только не забыл, но и отточил свои навыки работы над миниатюрой. Надеюсь, что мы будем держать с ним связь, и очень хочется услышать имена других художников, работающих в области миниатюры.
— Кто был Вашим учителем? Чему, кроме мастерства миниатюры, он Вас учил?
— Моим первым учителем была Клара Сон — художница, которая обучала нас, когда после окончания художественного училища меня направили работать на фабрику «Армугон». Клара учила нас расписывать подносы и планшеты в стиле палехской миниатюры. Но после я целенаправленно принялся изучать средневековую персидско-таджикскую миниатюру посредством книг, иллюстраций и статей. Основы палехской миниатюры очень схожи с нашей таджикской миниатюрной живописью, но, конечно же, имеют свои тонкости и секреты, свойственные только этому направлению. В феврале этого года посол Турецкой республики в Республике Таджикистан господин Мунис Дирик предложил организовать мою персональную выставку в посольстве Турции. На выставку были приглашены высокопоставленные лица и гости столицы, и моя первая учительница Клара Сон, посетив выставку, оставила запись в книге отзывов: «Я горжусь своим учеником, который состоялся как художник-миниатюрист! Ты единственный, кто шагнул вперёд дальше, чем я, спасибо тебе!» Я был тронут этой оценкой и этими словами.
— Откуда появилась сама идея создания такого центра, Вам мало своей личной славы? А если так уж горели желанием учить, почему не пошли преподавать в колледж изобразительных искусств или Государственный институт искусств?
— Я был бы очень рад, если бы открылось отделение миниатюрной живописи в колледже или институте искусств. Возможно, я смог бы определиться со своим временем и с удовольствием стал бы преподавать уроки миниатюрной живописи. Идеей создания нашего центра послужило моё творчество, которое не оставило близких равнодушными, и благодаря моей супруге и моим дочерям, поддерживающим меня во всех моих начинаниях, мы смогли открыть его.
— А какая из международных организаций поддержала вашу инициативу?
— Наша идея была реализована в 2009 году при финансовой поддержке Института «Открытое общество» Фонд Содействия в Таджикистане, и весной этого года мы смогли завершить намеченные ранее цели и задачи, подготовив наших ребят для дальнейшей учёбы в колледже изобразительных искусств.
— Как осуществляли подбор учеников? И где проводятся занятия? Сколько раз в неделю?
— В самом начале мы провели конкурс на самый лучший рисунок на тему «Моя семья» в школе-интернате №4 г. Душанбе. Очень важно было выбрать ребят, которые имели желание рисовать. Было два тура, и, конечно, было очень трудно выбирать среди многих классов десятку самых лучших. Занятия решили проводить у нас в мастерской. Мы расширили мастерскую, достроив помещение для занятий, куда привозили учащихся из школы-интерната на заказном маршрутном такси раз в неделю. Занятия проводились по 3 часа с перерывом на обед.
— А чему Вы учите своих учеников, кроме мастерства миниатюры?
— Преподавались уроки изобразительного искусства — азы рисования, миниатюрная роспись, основы компьютера, проводились также занятия искусствоведами и приглашёнными гостями по истории искусств. Выезжали на пленэрные уроки — рисование с натуры на природе, организовали поездки по достопримечательным местам республики, экскурсии по музеям и театрам.
— Дети выбирают тему для своих работ сами или задаёте им определённую тему?
— Это была целевая группа, и, конечно, тему задавали мы. Разработали план занятий уроков по нарастанию, усложняли задачу. Ребята молодцы — они справились!
— Почему Вы выбрали только детей из неимущих семей, разве среди богатых не бывает талантливых детей?
— У нас было и есть небольшое количество учеников из благоустроенных семей, но всё началось с того, что мы организовали ту нашу первую выставку работ детей, и к нам пришли гости из школы-интерната. Вот тут по стечению обстоятельств или по велению судьбы при разговоре с ними и в интервью с журналисткой нашего мероприятия Тахминой Гоибназаровой родилась идея создания этой целевой группы для дальнейшей работы.
— Ваши ученики завоёвывали награды на различных конкурсах как в республике, так и за её пределами. Расскажите в нескольких словах об этом.
— Коллекции произведений, созданные руками детей школы «Лоза», являются призёрами различных конкурсов в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, США и других странах.
— На Ваш взгляд, есть ли среди учеников достойные продолжатели Вашего дела? Будет ли жить и в далёком будущем прекрасная таджикская миниатюра?
— Пока рано судить об этом. Ребята наши, конечно же, очень талантливы и любят рисовать. А миниатюра должна жить. Она должна найти свой путь в развитии изобразительного искусства таджиков в целом. Нельзя прерывать нить, идущую с глубины веков.
— Будет ли работать Ваш Центр и дальше? И как могут попасть в него желающие? Или есть какие-то ограничения?
— Мы будем работать и развиваться дальше. Сейчас, когда наши ученики стали студентами колледжа им.М. Олимова, есть стимул продолжить проект и параллельно работать и с ними. А для желающих научиться рисовать наши двери всегда открыты.
— Чего бы Вы желали своим ученикам?
— Учиться, учиться и учиться! Только усердие и любовь к искусству сотворят чудеса! Если есть зерно — надо его проращивать. Надо поливать сад, чтобы он расцвёл и плодоносил. И чтобы они продолжили моё дело, и таджикская миниатюра жила в веках!
Беседовала Амаль Ханум ГАДЖИЕВА